8 черга: Департамент информационно-коммуникационных технологий КГГА охотится на 10 миллиардов

8 черга: Департамент информационно-коммуникационных технологий КГГА охотится на 10 миллиардов

 

«7 черга» была посвящена «освоению», а точнее растаскиванию по карманам, Департаментом ИТ 680 млн грн бюджетных средств в 2017 году. Но это еще цветочки по сравнению с той суммой, которую Юрий Назаров и его ведомство хотят заложить в городскую целевую программу «Электронная столица на 2019-2022 года». Сразу отмечу, что на мой депутатский запрос Департамент ИТ так и не предоставил ответ о том была ли согласована данная редакция городской целевой программы с национальным регулятором, как это предполагает Закон Украины «О национальной стратегии информатизации».

Перейдем к ключевым пунктам текущей редакции городской целевой программы «Электронная столица на 2019-2022 года».

  1. Обслуговування інформаційно-довідкових кіосків (терміналів), встановлених на туристичних об'єктах та маршрутах міста Києва: створення туристичних центрів та встановлення терміналів з метою інформаційного супроводу туристів - 15,2 млн грн. Вероятнее всего в этом пункте речь идет о тех желтых информационных панелях, которые размещены на станциях метрополитена. Они носят информационно-справочный характер, но постоянно отключены от питания. Наверно, 15,2 млн гривен пойдут на то, чтобы подключить панели к сети электроэнергии.
  2. Створення автоматизованої системи управління єдиною міською абонентською службою та роботою з дебіторською заборгованістю: перенесення послуг в електронний формат (через електронний портал) - 16,2 млн грн. Биллинговая система, переданная ПАО «Киевэнерго» КП «Киевтеплоэнерго», так же будет переписываться наново. Но ведь данная система уже установлена на серверах КП «ГИВЦ» - процесс передачи баз данных ПАО «Киевэнерго» КП «Киевтеплоэнерго» произведен давно, что дает сегодня возможность автоматически выставлять платежки киевлянам за потребляемые коммунальные услуги. Какова необходимость в написании аналога? Или же это будет очередной инструмент сбора комиссии с киевлян, как с единым электронным билетом? Главное, что мы должны понять, - все затраты на создание копии системы лягут на плечи киевлян в структуре тарифа. Не удивлюсь, если обслуживать эту систему будет частное предприятие и срок договора будет свыше 50 лет.
  3. Створення інтелектуальної транспортної системи (ITS): впровадження інтелектуальних систем керування дорожнім рухом та рухом громадського транспорту на основі динамічної транспортної моделі - 560 млн грн. Департамент ИТ, как обычно, с радостью перенимает на себя функции других Департаментов КГГА. К этой теме я еще не раз вернусь в статье. Что же касается интеллектуальной транспортной системы, то на выставке Smart City World Congress 2017 в Барселоне было представлено ряд гениальных решений и программных продуктов, связанных с этим вопросом. Купить лицензию и ПО было бы самым оптимальным решением — это гораздо дешевле, чем разрабатывать собственный аналог, и не требует времени. Еще одной проблемой будет тестирование созданной системы. Но Юрий Назаров все же решил поиграть в «великих программистов» и разработать собственный продукт. Лично я бы не хотел, чтобы киевляне стали жертвами экспериментов Департамента ИКТ, так как уверен, что ошибок и недоработок будет много, а это прямо пропорционально скажется на комфорте жизни в городе. Еще одной важной особенностью является то, что в столице давно разработана компанией APlusS Транспортная модель Киева. Необходимо не допустить финансирование дубляжа данной разработки при создании частично интеллектуальной транспортной системы.

8 черга: Департамент информационно-коммуникационных технологий КГГА охотится на 10 миллиардов 1

  1. Створення, впровадження, модернізація та супроводження автоматизованої системи контролю оплати паркування: впровадження принципів "Розумної парковки" (перехід на безготівковий розрахунок, створення он-лайн мапи вільних паркомісць тощо) - 150 млн грн. Руководство Департамента ИТ решило заработать денег еще и на бесплатных программах. Таким образом, 150 млн гривен планируется потратить на разработку автоматизированной системы контроля оплаты парковки, которая в Киеве представлена многими бесплатными разработками отечественных программистов. Это и SMS-парковка UNIP, и мобильное приложение «М-паркування (516)», и программный продукт c использованием технологий мирового гиганта MasterCard – KyivParkingApp (он же Parking UA, который разработан компанией Leogaming). Все эти программы бесплатные и общедоступные. Зачем выбрасывать на ветер 150 млн гривен вместо того, чтобы построить, к примеру, новую больницу или школу? Сегодня это важнее, чем дубляж программных продуктов, к тому же – бесплатных.
  2. Створення, розвиток та супроводження програмно-апаратного комплексу управління та контролю мереж зовнішнього освітлення міста Києва: модернізація та розширення мереж зовнішнього освітлення вулиць, магістралей, пішохідних переходів, тротуарів та прибудинкових територій - 1 500 млн грн. Мягко говоря, я был просто шокирован. Мало того, что Департамент ИТ почему-то занимается выполнением функциональных обязанностей КП «Киевгорсвет», так еще и закладывает на это немыслимые суммы – 1,5 млрд гривен! В одной из моих статей я уже говорил, как руководство Департамента закупает оборудование для освещения города по завышенным в 20-30 раз ценам. Я думаю, что это – та же схема коррупционного заработка, который составит свыше 1 млрд гривен! Бюджет Киева в 2018 году впервые за несколько лет вероятнее всего будет дефицитным. Наглость и непомерные аппетиты Юрия Назарова приведут город к глубокому и долгому дефолту. Отдельный вопрос руководству КП «Киевгорсвет» - участвовали ли вы в согласовании этой сумму? На каких основаниях и куда пойдут эти деньги?
  3. Модернізація, впровадження та супроводження автоматизованої системи оплати проїзду та програмно-технічних комплексів самообслуговування: впровадження систем безготівкової оплати проїзду в громадському транспорті та єдиного електронного квитка з широким набором тарифів - 500 млн грн. Апогей бессмысленных растрат. Первоначально закупили за 360 миллионов гривен автоматизированную систему оплаты проезда с программно-техническими комплексами самообслуживания у компании «Ridango» (уточню, всё необходимое ПО было установлено и адаптировано под Киев). Далее Департамент ИТ решил, что программное обеспечение «Ridango» не подходит Киеву, поэтому его частично деинсталлировали и закупили новое программное обеспечение и оборудование за 100 млн гривен. Финалом этой истории - покупка еще и лицензии на внедренный электронный кошелёк внутри системы «Ridango» за 200 тысяч гривен у одесской компании «ГЕРЦ» на 70 лет при условии передаче ей, вероятнее всего, многомиллионных комиссий - частная компания будет получать процент с каждой транзакции при оплате общественного проезда в Киеве на протяжении 70 лет. Кроме того, город лишится информации о фактическом количестве проездов, которая сосредоточится в руках частной компании - маловероятно, что она будет передавать городу правдивую информацию. В результате администрация города не сможет получать статистику о количестве льготников, которые пользуются общественным транспортом, о пассажиропотоке на каждом отдельном виде транспорта, обороте транспортных коммунальных предприятий. Анализируя всю деятельность Департамента ИТ на протяжении вот уже 3 лет, хочется дать Юрию Назарову прозвище «Пророк», ведь, не успев купить какой-либо программный продукт, он тут же объявляет тендер на его модернизацию или доработку, как будто видит будущее в развитии системы и заранее предотвращает «баги» и «недоработки».
  4. Створення та супроводження платформи «Електронна медицина»: використання інформаційно-комунікаційних технологій у сфері управління та надання медичних послуг за допомогою електронних засобів - 36 млн грн. Еще один яркий пример того, как Департамент ИКТ монетизирует за бюджетные средства бесплатные коммерческие и государственные проекты. Это и Helsi.me, и государственный проект E-health (portal.ehealth.gov.ua), и многие другие. Функционал всех этих программных продуктов и порталов полностью бесплатен и нацелен на создание комфортной жизни граждан. Не это ли ключевая идея Smart City? Скорее всего, Департамент ИТ не знает, по какому принципу строится «умный и комфортный город», кроме своего собственного обогащения.

8 черга: Департамент информационно-коммуникационных технологий КГГА охотится на 10 миллиардов 2

  1. Створення, розвиток та супроводження міської системи програмно-апаратних засобів збору та оброблення даних про стан довкілля міста Києва: вдосконалення системи моніторингу довкілля у м. Києві з використанням сучасних інформаційно-комунікаційних технологій та приладів контролю - 130 млн грн. Все верно, Департамент также специализируется на вопросах экологии. Интересно, знает ли об этом Минэкологии, а если знает, то почему допустило то, что его задачи выполняет Департамент исполнительного органа (КГГА). Знает ли профильное министерство, что экологические датчики закупаются по завышенным в десятки раз ценам, что Киев - сейсмоактивная зона, что ряд приобретаемой продукции и вовсе не существует? Для Минэкологии действия Департамента ИКТ – это нарушение Постановление КМУ «Об экономии государственных средств и недопущения потерь бюджета» (от 01.03.2014 №65). Я считаю, что Министерство обязано вмешаться в процесс формирования городской целевой программы «Электронная столица на 2019-2022 годы» и принять соответствующие действия, убрав эти пункты из программы и заложив их, по необходимости, в государственную программу.
  2. Розвиток комплексної системи відеоспостереження та систем забезпечення безпеки: розробка та впровадження автоматизованої системи відеоспостереження на вулицях та автошляхах міста - 830 млн грн. И снова видеокамеры. Не будут ли они частично муляжом и не будет ли завышена их цена в разы, как при прошлой закупке? Есть ли необходимость установки новых видеокамер с соответствующим подтверждением? Прошел ли этот вопрос общественные слушания, да и в целом, как и вся программа? Сегодня эта цель городской программы вызывает слишком много вопросов и несет в себе много рисков и бюджетных затрат. Еще больший вопрос вызывает их количество, ведь, например, в Москве их только 2,7 тысяч штук, в то время как по всей России – 9,8 тысяч штук. А вот в действительно «безопасном» Киеве камер уже аж 6 тысяч и еще планируется установить 4 тысячи штук. Считаю, что принятие решения о срочной закупке видеокамер является заблаговременных и опрометчивым.

Владимир Левин считает, что камер в Киеве и так более чем достаточно
Владимир Левин считает, что камер в Киеве и так более чем достаточно

  1. Створення, розвиток та супроводження Платформи електронної демократії: реалізація проекту «Громадський бюджет» з метою залучення жителів до прийняття рішень, поліпшення діалогу між місцевою владою та громадськістю шляхом співпраці в рамках процесу формування бюджету; впровадження платформи електронної демократії: е-петиції, е-громадські слухання, публічні дискусії, е-сервіси. Створення мобільних додатків для участі в голосуванні, подання петицій тощо. Впровадження інструментів масових опитувань (у тому числі в електронній формі) при прийнятті владою рішень, що становлять суспільний інтерес - 46 млн грн. Агентство США по международному развитию (USAID) бесплатно передало Киеву готовый программный продукт «Общественный бюджет». Данная система позитивно зарекомендовала себя во всем мире и работает в более чем 2000 городах. Но, поскольку чиновники Департамента ИКТ считают, что напишут программный продукт лучше, нежели их зарубежные коллеги, они закладывают аж 46 млн гривен на разработку аналога. Вероятнее всего, это будет обычное копирование программного продукта и предоставление его как «совершенной» версии. Естественно, на вопросы зачем и кому это нужно ответов ждать не стоит, но я могу предположить, что на фоне обильного количества скандалов, связанных с «Общественным бюджетом» в этом году (обвинения в подделке голосования, искусственной накрутки голосов, использования административного аппарата для лоббирования определенных проектов, факт наличия победителей среди «администраторов системы» и «членов контролирующего органа – общественной бюджетной комиссии»), разработчики решили создать более «ручной» программный продукт, ведь обманывать разработку зарубежных коллег не так то и просто.

Итого общая сумма затрат на городскую целевую программу «Электронная столица на 2019-2022 годы» составляет порядка 9,5 млрд гривен. Это огромная сумма, не имеющая никаких оснований, аргументаций необходимости и срочности, не детализирована и не согласована ни с одним Департаментом КГГА, не говоря уже о киевлянах. Департамент ИТ не проводил общественные слушания касаемо целевой программы, дабы не вызвать волну критики и недовольства. Это говорит лишь о том, что Юрию Назарову Закон не писан. Как в 2017, так и на годы вперед руководство Департамента планирует делать только то, что само посчитает нужным, максимально акцентируя внимание на монетизации бесплатных программ, создании неисчислимого количества аналогов, порталов и реестров. Юрию Назарову не важно, каким будет экономическое и бюджетное состояние столицы после его «работы».

Сегодня мы должны очень внимательно и ответственно подойти к процессу формирования городского бюджета, а именно – расставить ключевые приоритеты. Руководство города должно твердо выбрать – мы сегодня модернизируем социальную инфраструктуру на благо киевлян (ремонт инженерных сетей, школ и больниц, реконструкция мостов) или улучшаем наши сайты, создаем новые реестры, которые даже невозможно  найти в открытом доступе, переписываем ПО и передаем в обслуживание ключевые городские сервисы компаниям, которые даже не платят в Киеве налоги (как одесская компания «ГЕРЦ»). От этого решения будет зависеть судьба Киева на десятилетия вперед.

Но, даже в этой ситуации, Департамент ИТ помогает городу не совершить ошибку в утверждении этой программы и просто не подает городскую целевую программу вовремя, не соблюдает никакие законодательно установленные правила.

Хочу обратиться к правоохранительным и контролирующим органам, а также непосредственно к Киевскому городскому голове Кличко Виталию Владимировичу с требованием срочно отстранить от выполнения своих обязанностей директора Департамента информационно-коммуникационных технологий Юрия Назарова, провести полный аудит деятельности предприятия и дополнительно привлечь к ответственности всех виновных в краже бюджетных средств. Нельзя допускать столь циничного отношения отдельных чиновников к киевлянам, ведь такими темпами мы не построим «умный и комфортный» город, а лишь разрушим его репутация на многие годы вперед.

Владимир Левин

Депутат Киевсовета VIII созыва, фракция «Солидарность»

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.