Почему небо Украины может стать открытым для врага

Почему небо Украины может стать открытым для врага

5-7 лет бездеятельности и небо Украины может стать открытым для потенциальных врагов нашей страны. Такой вывод можно сделать из интервью с военным экспертом, директором информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергеем Згурцом. Почему так и что планирует делать правительство – читайте в материале Деньги Информатор.

Денег нет, но вы не падайте

С Сергеем мы встретились на международной оружейной выставке «Зброя та безпека 2018» которая ежегодно происходит в Киеве. Там были представлены десятки единиц нового сухопутного вооружения. А вот авиационная составляющая выставки – это лишь ряд легких вертолетов и винтовых самолетов.

Сергей Згурец
Сергей Згурец

На фоне этого, возник вопрос – чем же Украина будет заменять стремительно устаревающий парк военно-воздушных сил? Ведь не секрет, что наши летчики сейчас летают на советских самолетах – истребителях МиГ-29, Су-27, штурмовиках Су-25, бомбардировщиках Су-24.

«Пока Министерство обороны идет по пути продления ресурса определив крайний рубеж использования фронтовой авиации до 2030 года. Но самое удивительное, что этот срок переносится с приходом каждого командующего вооруженных сил. Приходит новый командующий, оценивает ситуацию и говорит «давайте еще 5 лет потянем». И фактически если взять статистику продления ресурса, то она все время сдвигается и понятно, что реально происходит с техникой. Планеры самолетов стареют – это правда. И поэтому все проекты по модернизации Су-27 и МиГ-29 по первому и по второму варианту модернизации, которая предусматривает замену авионики, установку новых радиолокационных станций де-факто рискуют быть невостребованными, потому что некуда будет эти модернизированные изделия ставить – рабочих самолетов не будет. Военные это понимают, но пока итогового решения принять не могут, исходя из большой затратности процессов модернизации. Поэтому Украина идет по пути так называемой «малой модернизации», продлевая ресурсы самолетов фронтовой авиации.

Основу парка ВВС Украины составляют устаревающие советские самолеты
Основу парка ВВС Украины составляют устаревающие советские самолеты

Но это не означает, что не должно быть принято системное решение. Оно может быть принято после оценки потребностей армии и выбора перспективного истребителя вооруженных сил. Эта работа начата, но четкого понимания – каким должен быть истребитель, Минобороны не выработало. Это значит, что все разговоры о закупке или производстве JAS-39 «Gripen» (шведский истребитель), F-35 (новейший американский истребитель последнего 5го поколения), L-15 (китайский учебно-боевой самолет) пока остаются разговорами.

Самая страшная вещь состоит в том, что если мы возьмем даже эскадрилью шведских «грипенов», которые, кстати, взяли в аренду восточноевропейские страны (Венгрия и Чехия) или те же F-16 (американский истребитель), то расходная часть на содержание эскадрильи будет превышать наши ежегодные закупки на весь сегмент перевооружения армии. Поэтому перевооружение авиации надо выводить в отдельную программу и накапливать средства.

Сейчас даже есть «веселый» сценарий, что будет промежуток времени, когда у нас эти старые самолеты закончатся, а новых мы не купим, потому что денег нет. И придется вернуться к турбовинтовым самолетам – и причем вопрос покупки турбовинтовых самолетов, легких штурмовиков сейчас всерьез рассматривается как закрывание дыры – этих временных стыков. И любой командующий военно-воздушных сил сейчас боится огласить, то, что мы «входим в пике». И исходя из этого никто не говорит, что через 5-7 лет мы выйдем на ситуацию, когда авиация наша начнет «схлопываться».

В ПВО вмешалась политика

Чуть менее печальная ситуация с наземными средствами борьбы с авиацией, системами ПВО – но тут начинает играть свою роль политика:

«Про украинский зенитно-ракетный комплекс «Днепр» я писал еще в 2012 году. С того времени ситуация не изменилась - его нет. 1 ноября будут стрельбы всех комплексов ПВО, которые мы вытащили из арсеналов (зенитно-ракетные комплексы С-125, «Куб», «Бук», С-300П, С-300В, «Тор»). Вот эти все комплексы вытягивают, восстанавливают, и увеличивают плотность ПВО. У нас основу составляет комплекс С-300ПТ и «Бук» - порядка 35 дивизионов. В принципе этого хватает для полной исправности. И если мы вытащим все остальное, то вопрос ПВО будет временно решен. Но политический момент состоит в том, что нам навязывают американский зенитно-ракетный комплекс «Patriot». И если мы их начнем покупать, то попадем в ту же ловушку, что попали поляки – когда огромные деньги отсасываются на обслуживание и на другие «боковые» программы. Поэтому прямо говорю - мы сейчас в начале открытой политической борьбы. То есть борьба рационального и политического подходов.

Закупка РЛС Patriot может стать ужасной ошибкой для Украины
Закупка РЛС Patriot может стать ужасной ошибкой для Украины

Что касается отечественных разработок, то есть разработки ЗРК средней дальности, которую ведет КБ «Южное» из Днепра, это работы КБ «Луч» с компанией «Радионикс» которые ведут разработку зенитного комплекса средней дальности до 70 км – доводки ракеты «Ольха» до варианта зенитного. На стенде «Радионикса» есть новая радиолокационная станция «Эсмеральда» - она может использоваться для контракта с Эфиопией. Эта РЛС является основой для работ по отечественному ЗРК.

РЛС 80К6Т - современный 3D-радар от запорожского предприятия Искра
РЛС 80К6Т - современный 3D-радар от запорожского предприятия Искра

Вопрос полного «покрытия» украинского неба вообще интересен. Контролируем ли мы полеты на высоте 100 метров? – нет. На высоте 8 км – да. И чем ниже поле, тем больше нужно РЛС для перехвата и контроля крылатых ракет. Таких направлений у нас не так-то и много на самом то деле. Сейчас мы их закрываем разработками компании «Искра» — это новые РЛС «80К6» и «80К6Т». Но делается их очень мало и очень медленно. По РЛС есть наработки, есть школа их построения, но есть проблема с темпами их производства.  

Егор Мороз

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.