Днепр

Абонплата, договоры и перерасчет: чего ждать от нового закона о коммуналке

Полностью закон «О жилищно-коммунальных услугах» вступает в силу с 1 мая 2019 года, но уже сейчас АМКУ заявляет о некоторых рисках и нестыковках в документе.  Чтобы закон заработал как положено, к нему необходимо было разработать 30 подзаконных актов. Сейчас АМКУ изучает их и видит – подзаконные акты могут свести на нет позитивные новшества закона. Главная беда – отсутствие прозрачных методик расчетов тарифов и типовых договоров на все случаи жизни. Напомним нашим читателям, когда закон заработает, украинцам, в частности, по-новому будут начислять плату за коммунальные услуги.

Абонплата за поставку горячей воды и отопления

С 1 мая следующего года вводится дополнительный платеж – абонентская плата за поставку теплоэнергии и горячей воды. По задумке, она погашает траты на заключение договора о предоставлении коммунальных услуг, возмещает расходы за распределения объема потребленных услуг между потребителями и компенсирует траты за обслуживание счетчиков. Абонплату будут оплачивать не все. А лишь жители многоквартирных домов, у которых заключены индивидуальные договоры.

Министерство регионального развития разработало проект постановления КМУ «Об установлении предельного размера платы за абонентское обслуживание в расчете на одного абонента для коммунальных услуг потребителям многоквартирных домов по индивидуальным договорам «.

«Законом Украины «Про жилищно-коммунальные услуги» не предусматривается, что эта абонентская плата должна кем-то утверждаться или кем-то проверяться, — прокомментировала директор департамента экономики Минрегиона Наталья Хоцянивская на заседании Антимонопольного комитета 11 октября. — Единственное, что закон сказал, что должен быть граничный размер абонентской платы. Он утверждается постановлением Кабмина. На самом деле, абонентская плата будет начисляться самим предприятием и начисляться абоненту, с которым заключен индивидуальный договор. Проектом постановления предусмотрена граничная плата — 27 гривен 38 копеек».

По оценке Антимонопольного комитета, реальные траты исполнителей коммунальных услуг могут быть выше или ниже установленной абонентской платы. Кроме того, счет за обслуживание сетей одновременно будут получать и исполнители, и управители. В связи с этим потребителю придется дважды оплачивать тариф за содержание внутридомовых сетей. Кроме того, абонентская плата будет взыматься круглый год независимо от того — подается тепло и горячая вода или нет.

«Абонентская плата не связана с внутридомовыми системами. Потому что закон сказал, что если составляется индивидуальный договор, то плата за обслуживание внутридомовых систем будет оплачиваться отдельно, — отметила Наталья Хоцянивская. — То есть мы разграничиваем плату за обслуживание внутридомовых территорий и абонплату. Такая плата сегодня не предусмотрена, но все мы понимаем, что она включалась в оплату тарифа на определенные коммунальные услуги и привязывались на объемы потребления».

При индивидуальном договоре оплата за теплоснабжение и горячую воду будут составляться из 4 показателей: показатели счетчика, умноженные на тариф + оплата за обслуживание внутренне-домовых систем+ абонплата + взносы за установление и обслуживание домовых счетчиков.

Оплата за места общего пользования

Действующее законодательство не определяет, что такое услуга по отоплению мест общего пользования. С новым законом «О жилищно-коммунальных услугах» ситуация такая же.  «Методика расчета количества теплоты, потребленной на отопление мест общего пользования многоквартирных домов, и определение платы за их отопление» четко не определяет, кто исполнитель, а кто получатель таких услуг. Согласно Закону «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» объем тепловой энергии для отопления мест общего пользования определяется и распределяется пропорционально площади квартиры по методике распределения между потребителями объемов потребленных в здании коммунальных услуг. Как отмечают в Антимонопольном комитете, на сегодняшний день такая методика отсутствует. Из-за этого предприятие может начислять оплату по собственному алгоритму. А потребитель не может проверить насколько они обоснованы.

Договорные отношения

Согласно закону, коммунальные услуги предоставляются только по договору. Чтобы выбрать, какой договор заключить, украинцам дается ровно год: с момента вступления в силу закона — 1 мая 2019 года по 1 мая 2020 года. Есть два варианта. Это коллективный договор, который заключает управитель дома с исполнителем услуги, или же индивидуальный – между владельцем квартиры и исполнителем. Те, кто не заключит договор самостоятельно, получит индивидуальный по умолчанию.

Порядок перерасчета

Законом «О жилищно-коммунальных услугах» предусмотрен порядок пересчета квартплаты, если услуги были некачественными или предоставлены не в полном объеме. Перерасчет проводит исполнитель. Но счета пересматриваются лишь при условии, что у потребителя не стоят счетчики. В противном случае порядок пересмотра оплаты не предусмотрен. По мнению Антимонопольного комитета, такие положения для исполнителя создают условия для манипуляций с теплоснабжением.  Цены могут быть несправедливо завышены, а исполнитель сможет избежать ответственности за некачественно предоставленные услуги.

Что делать министерствам и ведомствам

Антимонопольный комитет рекомендует правительству разработать типовые договора о поставке теплоэнергии и горячей воды. Речь идет об индивидуальных договорах с учетом внутридомовых сетей и без них, а также о коллективном документе. Внимание Минрегиона обращают на «Порядке обслуживания внутридомовых сетей». В нем нужно распределить обязанности и ответственность между управителями домов и исполнителями услуг. Также ведомство просят утвердить прозрачный порядок оплаты мест общего пользования. При этом учесть разные категории потребителей: ЖСК, ОСМД, владельцы квартир. А также учесть разные системы отопления многоэтажек. Кроме того, ведомству стоит продумать возможность отключения от отопления места общего пользования.

Куда обращаться потребителю в случае некачественных услуг

Установление завышенных цен и отказ в перерасчете – ОГА и НКРЕ;

Киевская ОГА: (044) 286-84-11, zvern@koda.gov.ua.

Днепровская ОГА: (056) 742-70-82, info@adm.dp.gov.ua.

Несоответствие параметров качества коммунальных услуг установленным требованиям, стандартам и нормативам – Госпотребслужба и ОГА;

Госпотребслужба Киева: (044) 406-38-13, gu@dpssko.gov.ua.

Госпотребслужба Днепра: (068) 565-46-39, gudpss@dp.consumer.gov.ua.

Ненадлежащее техническое состояние тепловых сетей – Госэнергонадзор.

 

Маргарита Хорунжая

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: