Как «убивали» самый современный в СССР аэропорт и когда Днепр получит новые воздушные ворота

Как «убивали» самый современный в СССР аэропорт и когда Днепр получит новые воздушные ворота

В этом году исполняется 75 лет со дня основания международного аэропорта «Днепропетровск». В материале Деньги.Информатор, мы расскажем о том, как 4й по мощности аэропорт в СССР упал «ниже плинтуса», почему билет на самолет из Днепра до Киева стоит дороже, чем от Киева до Лондона, и о том, как собираются возрождать воздушные ворота Днепра.

Не первый, но и не пятый

Сейчас аэропорт чуть ли не каждый день принимает раненых с войны на востоке. Начало аэропорту «Днепропетровск» положила также война – его начали строить сразу после освобождения Днепра из лап Третьего рейха, в конце октября 1943 года. С 1946 года аэропорт уже перевозил 300 пассажиров в год, и первые рейсы с нового аэродрома летали в первую столицу УССР – Харьков.

Уже спустя 30 лет пассажиропоток составит 475 тыс. в год, а из Днепра летали самолеты в более чем 70 городов СССР. Сам аэропорт тогда входил в четверку самых лучших и самых современных аэропортов СССР. Современное здание аэровокзала было введено в строй в 1974 году и являло собой на то время последнее слово, чудо строительных технологий с пропускной способностью 800 пассажиров в час. 

Как «убивали» самый современный в СССР аэропорт и когда Днепр получит новые воздушные ворота 1

Аэровокзал – 70-е годы

К 1990 году ежегодный пассажиропоток аэропорта достиг своего исторического максимума – 660 тыс. человек и больше никогда так не поднимался. В 1991 году аэропорт «Днепропетровск» получил новое дыхание. С падением Советского Союза тогдашний Днепропетровск стал открытым городом, и появилась возможность принимать международные рейсы.  С 1992 года начинаются полеты в Африку – Камерун, затем в бывшую Югославию, Молдову, Иран. В 1996 году реконструируется аэровокзал. Самолёты начинают летать в Амстердам, Франкфурт, Тюмень и далее расширять свою географию. Также в 1991 году образуется государственная авиакомпания «Днепроавиа», которая с 1996 года преобразуется в ОАО авиакомпания «Дніпроавіа». К 2008 году ежегодный пассажиропоток аэропорта упал до 432 тыс. пассажиров, но это не решало проблем с огромными долгами компании (6 млн долларов по состоянию на 2006 год) и устаревшим аэровокзалом. И государство решило продать аэропорт. Не в последнюю очередь на это решение повлияло и лишения в мае 2009 года возможности Днепра принимать матчи Евро-2012. В том числе - из-за устаревшего аэропорта.

Неудачная приватизация

В 2009 году был объявлен конкурс на приватизацию 94,5% принадлежавших государству акций "Днеправиа" в составе одноименной авиакомпании и аэропорта. Стартовая стоимость акций составляла 58 млн грн. 28 августа того же года авиакомпания вместе с аэропортом была продана ООО «Галтера» за 59,17 млн грн. Как стало потом известно, собственником компании стал известный украинский предприниматель Игорь Коломойский, который до этого купил у государства 22,4% акций «Аеросвіт», включив новоприобретённый филиал в свой альянс «Украинская авиационная группа», которая контролировала до 60% рынка пассажирских авиаперевозок Украины.

Игорь Коломойский
Игорь Коломойский

Тогда это решение казалось некоторым спасением для аэросообщения Днепра. После подписания договора, ООО "Галтера" взяло на себя обязательство по инвестированию в аэропорт Днепра 882,1 млн грн, в том числе 107 млн грн на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, которую после реконструкции должны были передать государству в соответствии с пунктом 11.1.2 договора вместе с радиомаячной системой и земельными участками, на которых расположены полоса и система. Но частный инвестор сначала откладывал инвестирования до 2012 года, а 19 октября 2012 года продлил с Фондом госимущества договор о инвестирования до 31 декабря 2014 года. Но тут началась война и стало как-то не до проверок. 20 августа 2015 года представители Фонда госимущества таки проверили условия выполнения договора и выяснили, что из 882,1 млн грн инвестиций компания вложила с учетом инфляции только 142,1 млн грн. И ВПП, и радиомаячную систему государству так же не передали.

Судебные войны

29 сентября 2015 года «ГАЛТЕРА» попыталась оспорить результаты проверки, но смогла это сделать только 31 августа 2016 года. Уже 1 октября 2015 года Фонд предложил компании разорвать договор и вернуть государству акции авиакомпании, оплатив при этом штраф за невыполнение денежных обязательств в размере 88,21 млн грн и пеню за каждый день просрочки в размере 133,2 млн грн. В «Галтере» с таким предложением не согласились, заявив, что готовы вернуть взлетно-посадочную полосу и радиомаячную систему, но в передаче имущества виновата медлительность государства, а реконструкции аэропорта и ВПП мешала размещенная на территории аэропорта военная авиация и техника. 9 февраля 2016 года представители Фонда госимущества обратились в Хозяйственный суд Днепропетровской области с требованием разорвать договор и вернуть акции авиакомпании государству. В мае 2016 года «Галтера» обратилась в Хозяйственный суд Киева с требованием внести изменения в условия договора:

- компания может вносить средства в инвестиционную программу до 2018 года

- вместо 107 млн грн на реконструкцию взлетно-посадочной полосы компания потратит лишь 6,117 млн грн.

Но суд в требованиях «ГАЛТЕРЕ» отказал.

3 июня 2016 года судья Хозяйственного суда Днепропетровской области Александр Крижный открыл производство по иску Фонда госимущества к днепровской компании «Галтера» о взыскании 221,4 млн грн. В своем иске Фонд госимущества просил суд взыскать в пользу госбюджета штраф за невыполнение условий покупки акций «Авіаційна компанія «Дніпроавіа». В ноябре 2016 года Хозяйственный суд в иске Фонду госимущества отказал. После этого, в ноябре 2016 года Днепропетровский апелляционный хозяйственный суд оставил решение Хозяйственного суда без изменений, а жалобу Фонда без удовлетворения. 27 февраля 2017 года Высший хозяйственный суд Украины в жалобе на решения киевских судов «Галтере» отказал. Уже 20 марта 2017 вступило в силу решение Высшего хозяйственного суда Украины об отмене решений Днепропетровского хозяйственного и Днепропетровского апелляционного хозяйственного судов. Высший хозсуд направил дело на новое рассмотрение в Днепропетровский хозсуд в новом составе судей. И уже 30 марта Генпрокурор Украины Юрий Луценко заявил о том, что «решением хозяйственного суда при представительстве Днепропетровской областной прокуратуры акции ОАО «Днеправиа» обязано списать в пользу государства». Казалось бы, что разбирательство, которое длилось без малого два года, закончилось. 

Пост Генпрокурора Украины
Пост Генпрокурора Украины

Но не тут-то было. Спустя год, 4 июля 2018 года, Днепропетровский апелляционный хозяйственный суд, отменил передачу акций «ДНІПРОАВІА» государству. Судьи приняли во внимание аргументы невозможности выполнить свои обязательства и вложить необходимые 882,1 млн. грн из-за военных действий на Донбассе. Кроме этого, передать взлетную полосу и радиомаячную систему, по мнению судей, помешала неторопливость Кабмина. И попытки опротестовать решение в Хозяйственном суде Киева окончилось ничем.

Спасительное банкротство

Параллельно началась попытка обанкротить саму компанию. Как уже писал Деньги.Информатор, с 20 июля 2016 года Хозяйственный суд Днепропетровской области открыл производство по иску поставщика топлива «Транснаціональна фінансово-промислова нафтова компанія «УКРТАТНАФТА» к ПАО «Авіаційна компанія «ДНІПРОАВІА». В иске говорится, что в период с 04.10.2010 до 30.06.2016 «УКРТАТНАФТА» поставила «ДНІПРОАВІА» топлива на сумму 440,4 млн грн, из которых было выплачено только 277,1 млн грн, из-за чего был образован долг в 163,3 млн грн.  Также «УКРТАТНАФТА» насчитала пеню в размере 123,8 млн грн.  В итоге суд постановил стянуть с ПАО "Авіаційна компанія "ДНІПРОАВІА" «163,3 млн грн основной задолженности, 12,4 млн грн пени и 126,5 тыс. грн. судебного сбора». Но 19 апреля этого года «УКРТАТНАФТА» пожаловалась на действия судебного исполнителя Шевченковского отдела государственной исполнительной службы Днепра, который не принял документ к рассмотрению. В итоге Хозяйственный суд постановил отменить сообщение о возвращении исполнительного документа про взыскания без принятия к исполнению как незаконного, а сами действия старшего исполнителя считать как такие, что противоречат Закону. Согласно расследованиям журналистов, миноритарным владельцем «УКРТАТНАФТА» значится Игорь Коломойский. Получается, что одна компания бизнесмена жалуется на другую.

7 апреля прошлого года Днепропетровский райсуд дал разрешение арестовать всю недвижимость, которая принадлежит «Міжнародний аеропорт «Дніпропетровськ» (управляет им «Дніпроавіа»), и уже 12 апреля решение суда было выполнено. 

Как «убивали» самый современный в СССР аэропорт и когда Днепр получит новые воздушные ворота 4

Поводом к аресту имущества послужило уголовное расследования про кражу ООО «Галтера» искусственной взлетно-посадочной полосы, радиомаячной системы РМС СП-80М и земельных участков, принадлежащих государству. В начале апреля 2017 года на недвижимость аэропорта наложили арест, а в конце апреля того же года по решению Госавиаслужбы обслуживанием рейсов», приближенная к бизнес-структурам Игоря Коломойского. Скорее всего, воздушные суда «ДНІПРОАВІА» передали другой компании, и, таким образом, собственник вывел из-под удара имущество авиакомпании. Но арестом имущества бедствия авиакомпании не ограничились.  В октябре 2017 года «УКРТАТНАФТА» подала иск о банкротстве предприятия. Поводом стали все те же долги по топливу в размере 132,7 млн грн, и в итоге Хозяйственный суд Днепропетровской области удовлетворил иск. Затем свои претензии к «ДНІПРОАВІА» стали выражать 22 кредитора на сумму 6,2 млрд грн. Споры за то, кому положены долговые выплаты, а кому нет, идут до сих пор, ближайшее заседание суда назначено на 5 ноября 2018 года. Тем временем ежегодный пассажиропоток аэропорта с каждым годом уменьшается в среднем на 100 тыс. пассажиров, а билет из Днепра в Киев стоит от 2,4 тыс. грн, в то время как из Киева в Лондон билет стоит от 1,5 тыс. грн.

Новая надежда

Пока государство и бывший владелец воюют в судах за компанию и её имущество, видные деятели города и страны предлагают альтернативное решение проблемы. В феврале этого года Днепропетровский облсовет на одном из совещаний, где присутствовали в том числе и глава облсовета Глеб Прыгунов и народный депутат Татьяна Рычкова, было впервые предложено строительство нового терминала и реконструкцию взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Днепропетровск». Была впервые озвучена сумма будущего проекта взлетной полосы – 2,3 млрд грн. Но где будут браться средства на эти стройки, из итогов встречи выяснить не удалось. Уже в марте 2018 года появился возможной реальный инвестор – им оказался харьковский предприниматель Александр Ярославский — президент и владелец группы DCH, который к тому же имеет успешный опыт строительства новых терминалов в Харькове.

Инвестор строительства аэропорта в Днепре, бизнесмен Александр Ярославский
Инвестор строительства аэропорта в Днепре, бизнесмен Александр Ярославский

Инициативу активно поддерживает городской голова Днепра Борис Филатов, который написал письмо президенту Украины Петру Порошенко с просьбой помочь в строительстве нового аэропорта.

Обращение мэра Днепра Бориса Филатова к президенту Украины Петру Порошенко
Обращение мэра Днепра Бориса Филатова к президенту Украины Петру Порошенко

Сам Ярославский, комментируя ситуацию с аэропортом, отметил готовность строить новый терминал, но только после того, как государство перечислит деньги и начнет реконструкцию взлетно-посадочной полосы и поля.

Современный аэропорт Харькова
Современный аэропорт Харькова

«Вдумайтесь – многомиллионный регион, больше 3 миллионов жителей. Миллион жителей только в Днепре. Сумасшедший промышленный потенциал! Ну как такой регион может быть без аэропорта? Разве люди не достойны иметь собственный аэропорт?

То есть там надо 2-2,5 года — если мы «навалимся», то поднимем этот проект. Это будет изюминка, это будет аэропорт на загляденье. Можете в этом убедиться по харьковскому аэропорту. Но повторял и повторять буду — нужно решение правительства о финансировании постройки взлетно-посадочной полосы. На сегодня этого решения нет» - такое заявление Александр Ярославский сделал недавно, выступая на Харьковском международном экономическом форуме.

Внутри одного из двух современных терминалов харьковского аэропорта
Внутри одного из двух современных терминалов харьковского аэропорта

По словам, же мэра Днепра, город самостоятельно не сможет потянут это строительство, так как на это уйдет весь бюджет развития Днепра (из которого финансируют крупные инфраструктурные проекты). Поэтому единственный выход – это поддержка государства. 26 июня на сайте электронных петиций Днепра было зарегистрирована обращение к правительству о выделение средств на строительство нового аэропорта. На прошлой сессии Днепровского горсовета  депутаты поддержали данное обращение.

Тем временем, группа народных депутатов из Днепра, а именно Андрей Павелко, Максим Курячий, Татьяна Рычкова и Иван Куличенко лоббирует включение в бюджет 2019 года правки о реконструкции взлетно-посадочной полосы в аэропорту Днепра. «Вместе с Андреем Павелко, Иваном Куличенко, Татьяной Рычковой и я, ваш покорный слуга, зарегистрировали в этот бюджетный процесс соответствующую правку к проекту Закона о государственном бюджете на 2019 год – рассказал нам в эксклюзивном комментарии народный депутат Максим Курячий.

Народный депутат Максим Курячий
Народный депутат Максим Курячий

«В диалоге с нами министр инфраструктуры, и президент знает об этом, и премьер-министр. Ее нужно удлинить, потому что нынешняя полоса не способна принимать тяжелые самолеты в силу своей небольшой дистанции» - отметил нардеп. Подтверждает это и Татьяна Рычкова: «Эти изменения должен рассмотреть бюджетный комитет ВР, и мы приложим все усилия, чтобы он их утвердил. О том, что Днепр должен получить современный аэропорт, комфортный и для горожан, и для туристов, и стать воздушным хабом, говорилось неоднократно, в том числе, и во время майского визита главы государства в нашу область. Президент Украины поддерживает эту инициативу» - отметила народный избранник.

Народный депутат Татьяна Рычкова
Народный депутат Татьяна Рычкова

Также Рычкова озвучила нам условия, при котором смогут быть выделены деньги на строительство полосы: «Что до того, как продвигается процесс в целом, то, как вы знаете, в нем участвует городской голова Днепра, который привел инвестора - Александр Ярославского. Летом шла речь о том, что Ярославский получил контроль над днепровским аэропортом, и что отработан проект нового терминала. Со стороны государства есть только одно условие: взлетно-посадочная полоса - стратегический объект, и она остается за государством» - резюмирует нардеп.

В поддержку решения о финансирования строительства взлетно-посадочной полосы(ВПП) из госбюджета 27 сентября была опубликована петиция к Президенту Украины с просьбой выделить средства на реконструкцию ВПП в Днепре, которую уже поддержало 18 025 человек. Саму петицию активно продвигает сам мэр Днепра Филатов. Но далеко не всем нравится данная инициатива. 5 октября была опубликована аналогичная петиция, которая набрала 305 голосов, и которая явно призвана оттягивать поддержку от настоящей петиции.

Как «убивали» самый современный в СССР аэропорт и когда Днепр получит новые воздушные ворота 11

Поэтому будьте внимательны – не водитесь на фейки.

О том, как может выглядеть новый аэропорт, читайте тут.

Максим Красиков

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.