Что госбюджет-2019 добавит Днепропетровской области, а что отнимет

Что госбюджет-2019 добавит Днепропетровской области, а что отнимет

Советник главы Днепропетровской облгосадминистрации Юрий Голик проанализировал госбюджет – 2019 с точки зрения его пользы-вреда для Днепропетровской области. Как рост минимальной зарплаты отразится на крупных проектах, на каких условиях техникумы передали на финансирование области, что мешает Днепропетровщине расти и развиваться? Обо всем этом читайте в материале Деньги.Информатор.  

Самое главное, считает Юрий Голик, удалось предотвратить несправедливые поправки к закону о Дорожном фонде и драконовские ставки реверсной дотации.

В проект госбюджета на 2019 год заложен рост минимальной зарплаты. Было 3 723 грн, а станет с 1 января 4 173 грн. Рост 12.1%. Поскольку минимальная заработная плата есть основанием для расчета стоимости любого строительства, то это означает, что все проекты строительства в очередной раз уходят в корректировку - на месяц-полтора работы замораживаются. Либо, если подрядчик уверен, что он потом выиграет торги, он может вести работы за свой счет.

В приложении №10 к бюджету есть строка о том, чтобы передать на финансирование нашему областному бюджету 10 техникумов. При этом они не имеют статуса отдельных юридических лиц. Это очередная дурилка всех – как с ПТУ. Вроде ПТУ передали, или не передали. Финансируйте, но менять директоров вы там не можете. А по земле сами как-то разберитесь. Мы разобрались. А мы ее вам не передадим, ждем остальные области. Так год уже ждем. А с имуществом мы вам сделать ничего не дадим. Сбрасывают обязательства, но не дают никаких полномочий. Мы с этим не согласны. Мы не против взять на финансирование техникумы, но хотим получить возможность самим назначать туда руководителей и разбираться, что там вообще происходит. Мы написали письмо на премьера, профильный бюджетный комитет и всех народных депутатов от Днепропетровской области - просим включить в проект рассмотрения бюджета наши правки.

Что госбюджет-2019 добавит Днепропетровской области, а что отнимет 1

У нас есть субвенция из госбюджета на возмещение стоимости лекарств для некоторых видов заболеванийпочти 21 млн грн. В 2018 году эта субвенция составляла почти 83 млн грн. Но здесь нужно разбираться, потому что возмещение стоимости лекарств будет происходить через Национальную службу здоровья с 1 апреля 2019 года.

На нашу область в проекте бюджета на 2019 год запланировано 11,5 млн грн субвенции на приобретение ангиографов. Всего эту субвенцию дают 13 областям. 11,5 млн грн – это 45-50% стоимости аппарата. Мы купили ангиограф в Днепр, в Кривой Рог, купили ангиограф в хирургический корпус больницы имени Руднева в Днепре. Раньше не было вообще, а теперь есть и в больнице Мечникова, и будет в каждом крупном населенном пункте. Это хорошо.

Уменьшается на 92 млн грн или на 10% дополнительная дотация на осуществление переданных из госбюджета расходов на содержание учебных заведений и охраны. По стране такая дотация в 2018 году в целом по стране была 16,5 млрд грн, в этом году - 14,9 млрд грн. Это потеря для нашей области.

Субвенция на предоставление господдержки лицам с особыми образовательными потребностями в 2018 году 50,9 млн, в проекте 2019 года – 25 млн грн. По Украине – в 2018 году 504 млн грн, в 2019 эта сумма не изменилась. Это значит, что средства перераспределили в пользу областей, где не хватает собственных средств. Нам уменьшили. «Отличная» история. Кроме одного – мы при любом бюджетировании стремимся избежать у себя уравниловки, и нам кажется, что мы в области успешно это делаем. На уровне госбюджета это выглядит так – а давайте мы вас всех подравняем под среднюю температуру по больнице.

Еще в 2016 году в Днепре открыли современный центр для детей-аутистов. Это было выполненное обещание губернатора Валентина Резниченко
Еще в 2016 году в Днепре открыли современный центр для детей-аутистов. Это было выполненное обещание губернатора Валентина Резниченко

В госбюджете на 2019 год остается оказание единовременной помощи «Пакет малыша» за счет субвенции из госбюджета в местные бюджеты на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям. Там увеличен перечень пособий, которые будут предоставляться за счет этой субвенции.

На дороги область получит больше

Самое интересное – инвестиционные направления.

Была опасность, что примут правки в закон о Дорожном фонде. В 2018 году 50% акцизного сбора направлялось именно на ремонт дорог. В 2019 – 75%. В 2020 – 100%. Была непонятная переписка Укравтодора с Минфином, и мы боялись, что оставят на уровне этого года. После вмешательства Президента, после достаточно ясной позиции профильного министра Омеляна и понятной позиции Премьер-Министра норму 75% оставили. Это значит, что на дороги категории О и С – самые запущенные дороги между селами - область получит на 277 млн грн больше, чем в этом году - 830 млн грн. Это хорошо, потому что в этом году было 553 млн - мы потратили первый год на инвентаризацию, создание проектов и начали приводить в чувство эти дороги, отремонтировав уже их некоторое количество – это здорово.

Ремонт дорог в Днепропетровской области
Ремонт дорог в Днепропетровской области

Так называемый Фонд регионального развития. Тут интересная история. Он на страну увеличен с 6 млрд до 9,1 млрд грн. Но был спор между Счетной палатой и Кабмином по расходам на социально-экономическое развитие территорий – давайте называть вещи своими именами - когда отдельным депутатам на их округа выделяются деньги и таким образом собираются их голоса в поддержку того или иного вопроса. Теперь эта статья обнулена.   Было 5 млрд в 2018 году, в этом году 0. Наверное, за счет этого частично увеличен Фонд регионального развития и теперь депутатам, которые напрямую будут требовать чего-то от Кабмина (в основном это депутаты-мажоритарщики), будут говорить – идите в Фонд, идите в администрацию - договаривайтесь там.

Субвенция из госбюджета на завершение строительства метрополитена в Днепре – 1,392 млрд грн. Это больше на 24,6 млн, чем в прошлом году.

60,4 млн – на приобретение жилья для развития семейных и других форм воспитания, приближенных к семейным и обеспечение жильем детей-сирот. Было 56,5 млн. Это те малые групповые дома, проекты которых презентовали Марина Порошенко и Валентин Резниченко. Несколько мы уже начали строить. Можно приобретать, а можно строить. Мы склоняемся к тому, чтобы строить, потому что, когда мы строим, мы создаем абсолютно новые условия – с нормальной детской площадкой, с нормальными интерьерами-экстерьерами, современные, энергосберегающие дома. Дети заходят и должны сказать вау! – это для них совершенно другая парадигма.

Есть еще субвенция по Украине 1,5 млрд – на реализацию проекта в рамка чрезвычайной кредитной программы на восстановление Украины – это так называемые проекты Европейского инвестиционного банка – здесь у нас большие сомнения, поскольку в 2015 году эта программа уже была. За 3,5 года, что мы в облгосадминистрации, какого-то особого движения по этой программе мы не увидели.

Есть еще субвенция на строительно-ремонтные работы по новым и уже существующим дворцам спорта в целом по Украине – 200 млн грн, на 50 млн больше, чем в прошлом году. Но здесь я скажу, что мы в области тратим на строительство и восстановление спортивных объектов больше, чем выделено на всю Украину. Мы конечно будем рады любым деньгам, если нас включат в какой-то перечень, но мы и сами прекрасно справляемся.

В рамках проекта Международного банка субвенция по Украине почти 1,5 млрд грн на программу реформирования региональных систем здравоохранения. Там меньше на 200 млн, чем в прошлом году, но хорошо, что она хотя бы продолжается. Там есть четкий график финансирования, и оно подвязано под конкретное выполнение работ.

Почему уравниловка - зло

Есть еще субвенция госбюджета местным бюджетам на компенсацию разницы в тарифах. В этом году она не предусмотрена вообще, а ранее была предусмотрена – 1 млрд грн.

Реверсная дотация. Нас она не устраивает. Когда децентрализация началась – на места отдали огромное количество денег и полномочий. На начало 2015 года бюджет нашей области и Одесской были идентичные. Но сейчас на развитие мы тратим больше, чем Одесская. Почему? Мы поменяли подходы сказали: ребята, давайте заканчивать с поточными ремонтами в стиле «мазали, лепили» – там поменяли окно, там замазали дыры. Давайте мы не будем так ремонтировать 100 школ давайте реконструировать 30, но они будут с иголочки. В следующем году – еще 30. Давайте не будем делать текущим ремонтом 500 дорог, давайте сделаем 200 капиталкой. Плюс мы кучу всего оптимизировали у себя. Мы методично вырезали все расходы на проедание из областного бюджета. Как нам кажется, в развитие области мы могли бы вкладывать больше денег, потому что у нас для этого готова строительно-дорожная инфраструктура. Но есть огромное количество местных бюджетов – в области у нас их более 250-ти, которые не научились использовать деньги. Дальше я представляю себе – Маркарова, и. о. министра финансов, зовет региональный департамент и говорит:

- Скажите мне, родные, а какой объем денег госорганов на депозитах в банках по состоянию на сейчас?

Ей отвечают:

- 25 млрд.

- 25 млрд! у нас на дороги 40 млрд грн за год, а они хранят деньги на депозитах, потому что не могут использовать!

А кто-то думает на процентах заработать. Мы тоже храним деньги на депозитах, но на срочных, и мы к концу года их выбираем, потому что у нас есть бюджет движения денежных средств и мы понимаем, сколько и когда денег нам надо для финансирования всех программ развития. А есть местные бюджеты, которые из года в год увеличивают депозит. У нас у многих руководителей местных администраций, советов – горсоветов, администраций государственных, облсоветов нет ощущения ответственности. Они к этим деньгам относятся как к своим в плохом смысле этого слова. Они не хотят их вкладывать в инфраструктуру. Это плохо. Это значит, что с полномочиями, переданными на места, где-то не справляются.

Юрий Голик, советник председателя Днепропетровской облгосадминистрации считает, что распределение средств бюджета должно стимулировать областных чиновников качественнее работать
Юрий Голик, советник председателя Днепропетровской облгосадминистрации считает, что распределение средств бюджета должно стимулировать областных чиновников качественнее работать

Давайте возьмем любой город Н. Допустим, 100 млн грн они тратят в год на энергоносители. Можно на 20 млн грн в год проводить мероприятия по энергоэфективности и снижать потребление газа? Так сделайте это и экономьте. Госбюджет много сбрасывает на местные уровни – деньги есть, шевелитесь.

Но что нам не нравится – уравниловка. Если бы нам сказали -  мы не можем в госбюджете отдельно выделить Днепропетровскую область, но мы видим, что ваш бюджет развития в следующем году мог бы вырасти на миллиард, а вырастет на 300 млн, за счет того, что мы новые расходы из гос. бюджета сбрасываем на вас. Мы вам эти 700 чем-нибудь компенсируем. Например, выделим Укравтодору и жестко зафиксируем отдельной строчкой в государственном бюджете на ремонт Криворожской трассы. Мы бы это поняли. А так, уравнивая нас со всеми, снижают динамику роста нашего бюджета развития, хотя по инфраструктуре переработать эти деньги в садики, больницы, дороги – мы самая готовая область. За исключением Киева, потому что там много строительных компаний. И нас вот это напрягает – принцип стричь всех под одну гребенку. Это плохо. Наоборот, лепите с нас картинку, показывайте, что децентрализация на примере отдельно взятой области неважно, промышленная-непромышленная, она работает. Создавайте пример для остальных областей.

Что такое реверсная дотация – берут доходы областного бюджета – всех местных бюджетов (основные источники налог на прибыль и НДФЛ). Пересчитывают на тысячу жителей. Допустим, в среднем по стране он составляет 1 000 гривен на 1 000 жителей. Берут коэффициент 1.1. значит 1 100. Если у нас выше – 3 700, то половину от этих 3 700 заберут в госбюджет. У кого-то ниже – ему компенсируют до среднего. Получается, нет смысла упираться и расти отстающей области – все равно дадут. А нам нет смысла приращивать. Мы говорим, давайте сделаем так: чем больше мы растем, тем меньше у нас забирают. Если мы на 1,5 выше – забираете 20, а не 50%. Это все равно будет много, но не 50 на 50. Получается, половину от каждой приращенной гривны вы у нас забираете. А зачем нам расти тогда? Вы изначально вешаете нам на ноги две гири и с одной мы бежим до финиша. Так не честно. Мы хотим до финиша добежать и добежать в первой тройке.

В этом году в системе реверсных дотаций изменений нет, но был шанс, что будут вообще драконовские истории и будет распределение 80 на 20. Но отстояли 50 на 50. Это на уровне прошлого года. Вот это основные вопросы – реверсная дотация и дорожный фонд. Все остальное менее важно и менее ресурсно.

Да, еще на 2018 г. внесли изменения в Налоговый Кодекс, где освободили Укрзализницю от уплаты налога на землю на 75%. Днепр, Кривой Рог, Павлоград, Илларионово и т.д. потеряли около 400 млн грн доходов в свои бюджеты. Вдумайтесь, пгт Иллариолново потеряло 50% своего бюджета. С чего вдруг города области должны спонсировать убыточную Укрзализницу? Это коммерческое предприятие, госпредприятие, оно должно платить наравне со всеми. Тем более, внутри ее полно вариантов оптимизации.

На 2019 год эту норму должны из госбюджета убрать.

В целом, мы не видим страшного, что могло бы быть. Видим обычный рабочий процесс, который нас дико раздражает своим подходом в стиле «уравнять всех, чтобы было ровненько».

Марина Деобальд

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.