Информатор Деньги

Днепр

Как решить проблему отходов в Украине: игнор, штрафы или партнерство

Проблема отходов в Украине стоит очень остро. Речь идет о дымящихся полигонах ТБО, о мусорных кучах в посадках и лесополосах, о нелегальных отвалах промышленных предприятий и таких опасных вещах, как негодные батарейки и аккумуляторы, отравляющие землю и воду. В 2017 году Верховная Рада приняла Национальную стратегию управления отходами до 2030 года, но, к сожалению, этот документ остается декларативным. Что нужно, для того чтобы европейский подход к сохранению экологии и мусору стал повседневностью Украины, обсуждали представители министерств и местных органов власти на промышленной выставке Waste Managment 2018, которая проходила в начале октября в Киеве.

Что думают в Кабинете Министров

В конце сентября закончилось общественное обсуждение Национального плана управления отходами. Представитель Минэкологии Александр Семенец отметил, что он включает в себя два главных момента: принятие Верховной Радой рамочного закона об обращении с отходами и создание Национального агентства, которое полностью возьмет на себя управление этими самыми отходами. “Мы очень надеемся на понимание Верховной Рады. Сегодня в Минэкологии проблемами отходов занимается всего 4 человека, чего категорически недостаточно”.

Панельная дискуссия на промышленной выставке Waste Managment 2018

С ним согласился представитель Министерства регионального развития Максим Баринов. “Важно точно понимать объем и состав отходов, которые производит Украина. Сегодня этой проблемой занимается сразу несколько министерств и ведомств. Наше министерство — бытовыми, Минэкологии — опасными отходами, Минэкономразвития — металлоломом. Полной картины нет ни у кого. И многим муниципалитетам выгодна такая неразбериха. Необходимо решать этот вопрос на государственном уровне”.

На развитие технологий не хватает денег

Представитель НКРЕ Олег Кострыкин отметил, что комиссия определяет тарифы только для небольшого количества крупнейших полигонов ТБО. “Тариф на захоронение очень низкий. Недавно мы утвердили тариф на захоронение 1 тонны отходов на полигоне в Ровенской области в размере 113 грн. Этих денег не хватит для отладки системы сбора и переработки фильтрата. При таком тарифе невозможно заниматься развитием сортировки, — сказал он, — При этом рядом расположены полулегальные свалки, куда можно привезти отходы за 30-50 грн, но там, разумеется, о природоохранных мероприятиях речь не идет вообще”. Впрочем, с 1 мая тарифы, связанные с вывозом и переработкой ТБО, перейдут из-под контроля НКРЕ к местным советам.

Директор департамента экологии Киевской облгосадминистрации Виктория Киреева

Директор департамента экологии Киевской облгосадминистрации Виктория Киреева опасается, что в этом случае ситуация только ухудшится. “Органы местного самоуправления не хотят лишиться поддержки своих избирателей. Поэтому будут всячески тормозить повышение тарифов на вывоз мусора, — говорит она. — Если государственный орган утверждает тариф, местные власти вынуждены с ним согласиться и не принимать непопулярных решений. Кроме того, часто бывает так, что после смены местных советов в результате выборов меморандумы, подписанные инвесторами с муниципалитетами, остаются только на бумаге”. По словам Виктории Киреевой, есть инвесторы, готовые вкладывать деньги в переработку киевского мусора, но низкий тариф делает бизнес бессмысленным.

Мусор должен стать товаром

В этом уверен директор департамента экологии Днепропетровской облгосадминистрации Руслан Стрелец. “Президент Украины Петр Порошенко проводит политику децентрализации и передачи полномочий на места. И я это поддерживаю. В Днепропетровской области еще в 2016 году приняли Стратегию по обращению с ТБО. Это был инновационный документ. Мы придали отходам статус товара. Ведь то, что для кого-то мусор — для кого-то сырье, — отметил он, — Иначе повышать тарифы можно до бесконечности”.

Директор департамента экологии Днепропетровской облгосадминистрации Руслан Стрелец

По словам Руслана Стрельца, в Днепропетровской области изучили, как и какие отходы создаются, и как можно создать рынок. “Разумеется, в этом вопросе важна государственная политика, но основная работа все равно идет на местах”, — сказал он.

Как позитивный пример Руслан Стрелец привел опыт небольшого городка в Днепропетровской области Зеленодольска, где смогли значительно снизить объем ТБО благодаря тому, что в переработку идет все, что только может перерабатываться.

Вместе с тем, полностью отказаться от государственного контроля в вопросах отходов невозможно. И речь идет не только о необходимости штрафовать нарушителей экологического законодательства. Возьмем для примера Днепропетровскую область. В этом регионе сосредоточено 20% промышленного производства Украины. В области ежегодно производится:

  • 250 млн т отходов (95% — это вскрышная порода, которую “производят” ГОКи).
  • 55 тыс. т опасных отходов.

“Мы как департамент экологии облгосадминистрации не понимаем, куда деваются эти отходы. Система электронных деклараций решила эту проблему с 95% субъектами хозяйственной деятельности, но с 5% отходов. Промышленные гиганты не декларируют свои отходы и мы не понимаем, что с ними делать”.

Днепропетровская область была пилотной областью при внедрении электронных деклараций. И сейчас именно на ее примере видно, насколько важно для всей Украины понимать, кто и какие отходы производит, и куда они деваются. “Несомненно, важно бороться со стихийными свалками ТБО, — отметил Руслан Стрелец, — но там мы найдем и ртутные лампы, и аккумуляторы. Проблему надо решать комплексно”.

Ольга Палий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: