Украина

Как крадут на ремонте дорог в Украине и что с этим делать

В Украине в этом году дороги местного значения были переданы в ведение областных госадминистраций. Стало ли более эффективным и прозрачным использование средств и как крадут на строительстве и ремонте дорог в некоторых областях Украины – разбирался Информатор. Деньги.

48 млрд. грн. выделено в  бюджете Украины 2017 на дороги. Еще столько же – кредиты ЕБРР и Мирового Банка на строительство дорог. О том, как их используют, рассказали в Украинском кризисном медиа-центре эксперты из правительственно-общественной инициативы «Вместе против коррупции», аналитики CoST Ukraine и «Ради бізнесу Терпопілля».

По их словам, основной проблемой закупок в сфере дорожных робот является низкая конкуренция. Обычно в областях выходит так что всего 2-3 подрядчика выполняют работы по ремонту и строительству дорог, что дает возможность чиновникам «договариваться» с ними. Исследования показывают, что чем больше участников пришло на тендер, тем больше экономия для бюджета – тем дешевле закупаются роботы.

По мнению экспертов «Вместе против коррупции» на сегодня основные виды коррупции в дорожной сфере это:

— принятие политических решений о выделении денег на строительство и ремонт дорог в соответствии с интересами политиков, а не стратегической важностью дорог;

— непрозрачные конкурсы на замещение должностей;

— махинации со строительными материалами (поставки более дешевых вместо заявленных дорогих), их расхищение;

— подтасовки при закупках.

Основные злоупотребления при закупке дорожных работ:

— условия тендера сразу прописываются под определенного победителя;

— «не своим» подрядчикам отказывают по незначительным формальным причинам;

— уход от закупок в системе ProZorro через разбивание заказа на несколько меньших;

— заказчик отменяет закупку после оглашения результатов тендера, если победил «не тот» подрядчик (в отдельных областях Украины наблюдается до 40% отказов);

— двойное «освоение» денег, когда ремонт одного и того же участка дороги разыгрывается в тендере как часть большого лота и одновременно по нему заключается прямой контракт на меньший по объему заказ.

Как в Тернополе пилили бюджет

Представители бизнеса из Тернопольской области оценивают влияние децентрализации в дорожной сфере как позитивное. В 2017 году, когда дороги местного значения находились в ведении Службы автомобильных дорог, на ремонт и содержание местных дорог было запланировано всего около 9 млн грн, остальные деньги пошли на дороги государственного значения. В 2018 же, когда ведение дорогами местного значения вместе с бюджетом на них было передано Тернопольской областной государственной администрации, суммы, выделенные на дороги местного значения, возросли до 297 млн грн. То есть от передачи местных дорог в ведение ОГА их финансирование возросло более чем в 30 раз.

Однако та же Тернопольская область – это самый яркий пример реализации перечисленных выше схем. Так, в 2017 году в связи с отменами результатов тендеров на местные дороги пошло только 3 млн грн из 9 млн грн запланированных.

В мае 2018 года Тернопольской ОГА было объявлено 5 больших тендеров на дорожные работы общей суммой в 300 млн грн. 3 из 5, в последствии, были отменены Антимонопольным комитетом из-за ряда нарушений. В том же месяце ОГА передает полномочия по заключению ряда договоров на дорожные работы для 14 местных дорог Службе автомобильных дорог. Результатом становится 357 прямых «мелких» контрактов в обход тендеров на общую сумму в 53,7 млн грн, в которых побеждают те же два подрядчика, что обычно побеждают в данном регионе в тендерах, а также одно государственное предприятие. Изюминка заключается в том, что часть участков дорог одновременно вошла и в «большие» тендеры, и в «маленькие» прямые контракты. В результате на один и тот же участок дороги было заключено одновременно два договора, соответственно – два раза «освоены» деньги на одни и те же работы.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Вот какие шаги по мнению присутствовавших экспертов позволят минимизировать коррупцию в дорожной сфере:

— увеличение количества руководящих должностей, замещаемых на конкурсной основе;

— независимый инженерный контроль качества дорожных робот (он должен быть не только для строительства и капремонта, а для всех ремонтов дорог и ухода за ними);

— увеличение конкуренции, чтобы побеждали в тендерах более чем 2-3 не связанные между собой фирмы.

Правда, как увеличить конкуренцию в сфере дорожных работ, эксперты, не рассказали.

Подводя итоги. Мы видим, что в результате передачи полномочий областным государственным администрациям на местные дороги стало идти больше средств. Однако во многих областях Украины, схем разворовывания бюджетных средств не стало меньше. Изменится ли ситуация в данной сфере – покажет время.

Михаил Лаугэсэн

 

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: