Почему в Украине могут уволить сотни тысяч учителей-пенсионеров

Почему в Украине могут уволить сотни тысяч учителей-пенсионеров

Недавно министр образования и науки Лилия Гриневич заявила о том, что учителей преклонного возраста планируют принудительно перевести на контракты. Что может ждать нашу образовательную систему и насколько это законно – читайте в материале Информатор. Деньги.

Об этой инициативе профильный министр заявила в интервью «Українській правді». По ее словам, министерство образования готовит для внесения в парламент проект закона «Об общем среднем образовании».

В нем планируется предусмотреть положение о том, что все работники пенсионного возраста, независимо от того, учитель это или директор, переводятся на контрактную форму. Это означает, что с ними каждый раз будут перезаключать контракт.

Министр образования Украины, Лилия Гриневич
Министр образования Украины, Лилия Гриневич

«Есть старшие преподаватели-пенсионеры, которые и в 70 активно работают, а есть такие, которые уже не способны работать ... Тогда они отработали контракт - и его дальше могут не продлить. Если педагог может пропускать уроки, быть на занятиях бездеятельным, есть проявления издевательства над детьми – есть основания расторгнуть контракт. Продолжительность контракта – по усмотрению директора школы. Может быть на год, а может на 5. Он видит, как учитель работает».

Сегодня в украинских школах преподает больше 450 тысяч учителей, значительная часть – пенсионного и предпенсионного возраста. Таким образом, подобные нововведения, в случае принятия проекта закона, прямо коснутся более одного миллиона граждан Украины, включая учителей и их семьи.

Что думают об этом учителя и правозащитники

Ирина Фют, учитель географии школы № 22, г. Хмельницкий:

«Не должно быть исключений. Должна быть такая пенсия, чтобы учитель, отработав, мог прожить на пенсию. Если бы пенсии вовремя индексировались и увеличивались, то никто бы не сидел в школе после назначения пенсии и не гробил себе остатки нервной системы. И еще министр говорит об учителях и директорах, а вот об управлениях образования и методических центрах молчит. Там пенсионеров работают больше и дольше».

Вот что заявил Георгий Сандул, юрист ГО «Трудовые инициативы»:

«Законопроект, разработанный МОН, нарушают нормы Конвенции №158 Международной организации труда, которая гарантирует работникам защиту от заключения с ними договоров на определенный срок, так как трудовые отношения должны иметь характер предсказуемости и по общему правилу – бессрочными. Иными словами, международное право говорит: если нет необходимости заключения срочного контракта в силу характера работ – должен быть постоянный трудовой договор. Учитель – это не сезонная и не временная работа, оснований для введения контрактов для них нет.

В целом перевод на контракты – это ухудшение положения работников-пенсионеров, поэтому законопроект имеет признаки нарушения статьи 2-1 Кодекса законов о труде Украины, которая гарантирует запрет дискриминации отдельных категорий работников».

По словам же Игоря Токовенко, правозащитника, руководителя Днепровской городской организации всеукраинского профсоюза «Свобода Труда» перевод учителей на контракты позволит их увольнять без объяснения причин:

«Тут очень важно понять юридическую тонкость. Гриневич говорит, что контракты не будут продлевать только из-за того, что учитель пропускает уроки или плохо относится к детям. Сегодня закон и так дает возможность уволить учителя за все перечисленное министром – за прогулы, утрату доверия, повторное дисциплинарное взыскание. То есть переводить на контракты для этого не нужно. На контракты переводят для того, чтоб увольнять учителей без объяснения причин. Природа контракта добровольна, и чтоб не продлевать его, причина не нужна. Конечно, это поставит учителей пенсионного возраста в еще большую зависимость от административной вертикали, увеличит возможности для применения административного ресурса на выборах. Наконец, формулировка «по усмотрению директора школы» создает возможность для коррупционных проявлений. Нужно ли такое украинской сфере образования – большой вопрос.

Доказать потом что-то в судах учителям будет нереально, как мы это видим на работниках культуры, которых уже постигла такая печальная участь».

Михаил Лаугэсэн

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.