Почему Днепротяжмаш может остаться без электричества, и чем это грозит жителям Днепра

Почему Днепротяжмаш может остаться без электричества, и чем это грозит жителям Днепра

Сегодня энергетики могли отключить от электроснабжения завод «Дніпроважмаш», один из крупнейших заводов Днепра, который выпускает оборудование для горно-металлургического комплекса и энергетической отрасли. Могли пострадать и другие потребители электроэнергии, которые «сидят» на ветке «Дніпроважмаш». Причина отключения – многомиллионные долги предприятия за электроэнергию. За последние полгода – это второе предупреждение для завода. Кому принадлежит завод и почему не платит за электроэнергию?

Как сообщает ДТЭК Днепровские электросети,с сегодняшнего дня «Дніпроважмаш» отключат от электроэнергии за долг 22,2 млн грн. Долги копились с мая 2017 года. В начале 2018, когда долг вырос до 32 млн грн, энергетики уже грозились отключить завод, в итоге долг реструктуризировали, но это, видимо, не помогло. Новый час Х был назначен на сегодня, 22 августа. От отключения завода пострадали бы и другие потребители, которые запитаны от предприятия. В пресс-релизе ДТЭК Днепровские электросети сообщает, что таких потребителей 11 – население, юрлица, насосная «Днепрводоканала» и 5 маршрут трамвая. ДТЭК переподключает этих абонентов на другие сети, но сегодня, с 12 до 15 они все же ощутят перебои с электроснабжением. Если конечно отключение состоится.

АО «Дніпроважмаш» (г. Днепропетровск, Сухой остров, 3) раньше назывался «Днепропетровский завод металлургического оборудования» - ДЗМО. Предприятие образовано в 1914 году. Специализация - тяжелое машиностроение (доменное, сталеплавильное и прочее). В 80-х годах завод производил более половины всего доменного оборудования СССР, которое экспортировалась в Западную Европу, Индию, Египет и т.д.

С 2005 года ОАО «Дніпроважмаш» в кооперации с предприятиями Национального космического агентства Украины проектирует, разрабатывает и производит оборудование стартовых и технических комплексов ракет-носителей для космодромов Бразилии, США и других стран.

Завод стал участником украинско-бразильского проекта «Циклон-4». На территории «Дніпроважмаш» началось строительство стенда, на котором позднее проводили испытания агрегатов и систем «Циклона-4» перед их отправкой в Бразилию. Но не сложилось. Как известно, Бразилия вышла из проекта. Виной тому, якобы стало пророссийское лобби в министерстве обороны этой страны.

Собственник существенной доли, конечный бенефициар «Дніпроважмаша» - бизнесмен из Днепра Алексей Зиновьев. Кроме него акциями предприятия владеют его дети, ООО НПФ «Дніпротехсервіс» (тоже принадлежит семье Зиновьевых) и заместитель директора КП «Днепропетровский метрополитен» Владимир Мелещик. Его доля – почти 9%.

Почему Днепротяжмаш может остаться без электричества, и чем это грозит жителям Днепра 1

Если кто не помнит, Владимир Мелещик в 90-х работал гендиректором ОАО «Дніпроважмаш», а в 2000-х заместителем главы облгосадминистрации, даже какое-то время выполнял обязанности губернатора. С 2010 года несколько лет был заместитель городского головы Днепропетровска. Вот здесь – его электронная декларация.

Подробнее об Алексее Зиновьеве можно почитать в журнале «Форбс». В 1981 году он пришел инженером в КБ «Южное» после Бауманки. А в 90-е ушел из конструкторского бюро, чтобы прокормить семью и стал, по его словам, лучшим плиточником Днепропетровска. Затем занялся бизнесом и вернулся в КБ «Южное» уже как партнер по космическим проектам. Космос всегда был его мечтой. Статья написана в 2012 году и тогда казалось, что худшее позади и впереди у группы «Дніпротехносервіс, куда входит и завод «Дніпроважмаш»   радужные перспективы. Кстати, в этом же году Алексей Зиновьев вошел в число 200 богатейших украинцев. Он занял 111 место с состоянием 83 млн долларов. В 2013 году городские власти Днепропетровска называли завод лидером по росту объемов производства (38%) среди предприятий машиностроения.

Тяжелые времена для завода начались в 2014 году, когда  срывались поставки тюбингов для строителства метро в Москве, из-за чего тамошний метрополитен искал на Урале новых поставщиков  Но все же в 2015 году  украинское предприятие остается главным поставщиком тюбингов на строительство Московского метрополитена. Как так, возмущается российская пресса, свои мощности не загружены, а мы заказываем продукцию в недружественной Украине. Да еще и у бизнесмена с Днепропетровщины, которой правит Коломойский, А бизнес-партнер этого бизнесмена  финансировал «Самопомощь». В 2015 году  украинский профсоюз «Свобода труда» обвинил Алексея Зиновьева в массовых сокращениях рабочих, уничтожении оборудования и чуть ли не диверсии. В этом году против предприятия открыто 12 исполнительных производств. На 1 августа налоговый долг завода - 14 020 429 грн

Почему Днепротяжмаш может остаться без электричества, и чем это грозит жителям Днепра 2

По данным годового отчета предприятия, в прошлом году объем товарной продукции завода в натуральном выражении сократился на 36,7% - до 15,339 тыс. тонн, отгрузка – на 32,7%, до 16,28 тыс. тонн. Доля экспорта составила 58,6%, партнерские связи завод поддерживал с предприятиями России, Казахстана, Беларуси, Грузии, Болгарии, Румынии, Англии. Основными группами товарами в реализации на экспорт были тюбинги (31,2%) и разгрузочные комплексы (68,8%). В конце прошлого года военная прокуратура Днепропетровского гарнизона в интересах КБ «Южное» подало иск на «Дніпроважмаш»  - просит взыскать с предприятия 4 219 433,12 грн за невыполненные обязательства по  строительству заводского испытательного комплекса. В марте 2018 суд назначил судебно-экономическую экспертизу, чтобы установить, сколько же в действительности средств потратило предприятие на этот незавершенный объект и сколько денег тратит на его содержание. Но Апелляционный суд Днепропетровской области отменил это определение и отказал «Днепротяжмашу» в экспертизе. Стороны только-только подобрались к подготовительному заседанию по этому иску.

Что касается отключения электроэнергии, то как сообщил нам главный энергетик АО «Дніпроважмаш» Леонид Гордейчук, руководство предприятия вело длительные переговоры с руководством ДТЭК Днепровские электросети. В результате завод и на этот раз не отключили  от электроэнергии.

Марина Деобальд

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.