Что грозит тем, кто распахивает древние курганы на Днепропетровщине

Что грозит тем, кто распахивает древние курганы на Днепропетровщине

Курганы на территории Днепропетровщины относятся к 3-1 веку до нашей эры. Все они, а их на территории области около 7 тысяч, – памятники культурного наследия, внесены в реестр памятников и подлежат охране. Но многие из них уже распаханы, хотя по украинскому законодательству за уничтожение курганов наступает уголовная ответственность. Одно такое уголовное производство открыли в марте этого года в Синельниковском районе.

Вокруг маленького села Новоалексеевка Вольненского сельсовета Синельниковского района находится три объекта культурного наследия – могильник курганный, состоящий из шести курганов, курганная группа из 4 курганов и отдельно стоящий курган. Все они занесены в Государственный реестр памятников недвижимости как памятники местного значения.

Как установило следствие - местная пенсионерка распахала курганную группу из четырех курганов.

Земельный участок, на котором находятся курганы принадлежит местной пенсионерке Людмиле Зайченко. Размер пая – 7, 69 га. Охранная зона курганов составляет около гектара и находятся курганы именно на участке Людмилы Зайченко. Но эта территория – государственная собственность, и любая деятельность на ней запрещена.

Что грозит тем, кто распахивает древние курганы на Днепропетровщине 1

В апреле 2016 года между Синельниковской райадминистрацией и Вольненским сельсоветом был составлен охранный договор. Людмила Зайченко знала об этом. По крайней мере, сельский голова трижды напоминал ей об этом в 2016 и 2017 году.

Но в марте 2018 года во время проверки Главного управления Госгеокадастра в Днепропетровской области было установлено, что курганы распаханы. Дело открыли по ч.2 ст. 197-1 УК Украины - самовольное занятие земельного участка на землях охранных зон.

Это преступление карается ограничением свободы от 2 до 4 лет или лишением свободы до двух лет. Но судья Синельниковского горрайонного суда Дмитрий Кухарь принял другое решение.

Подсудимая полностью признала свою вину, искренне раскаялась, имеет безупречное поведение, ранее не была судима. А кроме того, чтобы землю, на которой расположены курганы, было невозможно обрабатывать, еще весной она высадила вокруг уже распаханной курганной группы деревья. Это подтверждается справкой от местного старосты.

Таким образом, - говорится в судебном документе, - женщина «перестала быть общественно опасной, так как приняла все меры к сбережению курганов».

Прокурор не возражал против освобождения Людмилы Зайченко от уголовной ответственности, ведь она совершила преступление небольшой тяжести и сделала это впервые. Дело было закрыто в связи со сменой обстановки. Но не всегда правосудие благосклонно к нарушителям.

В мае этого года жителя Томаковского района Василия Белого приговорили к одному году лишения свободы за уничтожение кургана 4-3 тыс. до нашей эры. Кстати, кургана, о котором идет речь в этом уголовном деле, мы не нашли в Государственном реестре памятников недвижимости. Судя по всему, он есть только в областном реестре. В свое время подобная ситуация стала основанием для лишения в суде статуса памятника больницы Красного Креста в Днепре. О ее судьбе можно почитать здесь.

Марина Деобальд

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.