Могут ли старые трамваи Днепра получить новую жизнь

Могут ли старые трамваи Днепра получить новую жизнь

После публикации материала о готовящейся покупке 20 подержанных трамваев из Европы к нам обратились наши читатели и посоветовали пообщаться с представителем компании, которая участвует в сборке практически новых трамваев в Одессе и собирается заняться модернизацией старых трамваев в Николаеве. Вот что нам рассказал Клим Роговский, руководитель направления общественного транспорта ООО «НПО «МДС». Это компания, кстати, из Днепра.

Клим Роговский, руководитель направления общественного транспорта ООО «НПО «МДС»
Клим Роговский, руководитель направления общественного транспорта ООО «НПО «МДС»

53 тыс. евро для бэушного трамвая - это отличная цена. На самом деле ситуация следующая. Если в городе большой парк подвижного состава требует одновременной замены, надо действовать сразу по нескольким направлением. И покупать, и производить капитальный ремонт с переоборудованием, заниматься модернизацией трамваев, которую делают в Харькове, Одессе и других городах. Это то, чем мы планируем заниматься в Николаеве, Каменском и возможно Днепре. Но модернизация - это всего лишь часть, мы не сможем много сделать, пусть это даже будет дешевле. Поэтому раз этот транспорт нужен сейчас и сегодня, можно сколько-то купить в Европе. Но надо отдавать себе отчет: хотя технически этот транспорт в лучшем состоянии, чем у нас сейчас, но морально эти трамваи давно устарели. Их дизайну – 40-50 лет. Мы что, сразу должны осознавать, что мы сейчас находимся на таком уровне, как в 60-70-е годы была Европа? Все хорошее, что было из бэушного в Европе, уже давно раскупили. Нам достаются не самые лучшие экземпляры. Некоторые из них, скорее всего, уже были модернизированы - вагоны разношерстные, этот – с одной системой управления, следующий может быть с другой системой управления другого производителя. Зачастую они неремонтопригодны. Для ремонта нужна будет кучу разных запчастей от незнакомых нам производителей. Есть такой вариант, что вагон отъездит до первой поломки. И все эти 53 тысячи евро станут под забором, и никто не будет знать, что с ними делать.

Но Днепр знает, что делает, потому что по такому пути он ходил и раньше. В принципе, мы как-то справимся. Но еще раз подчеркиваю, нужно идти разными путями – и закупать бэушные трамваи. но в хорошем состоянии, и заниматься капитальными ремонтами с модернизацией. Где-то менять каркас, интерьер, систему управления. А где-то все сразу. Безусловно, определенная рациональность в покупке бэушной техники в Европе есть. Но если не идти параллельными путями, можно остаться в прошлом веке.

Почему новые вагоны ставят на старые тележки

Скоро мы придем к тому, что нужно будет покупать новую технику. Но для этого необходимо модернизировать рельсы и все, что с этим связано. Процент износа – где-то 30%, где-то 50%, многие стрелки и многие переезды изношены и требуют капремонта. А пока рельсы не модернизируют, новые тележки по ним нельзя пускать, иначе они проживут три дня и сломаются. И тогда многие миллионы будут потрачены на ремонт.

И поэтому в городах, где занимаются модернизацией, практически новые вагоны ставят на старые тележки. Новый кузов, новая система управления, новый интерьер. Но и тележки можно модернизировать, например, поставить на них современные тормоза, редукторы. новые колеса, но принципиально конструкцию не менять. И это даст им возможность ездить по старым рельсам.

В салоне одесского трамвая
В салоне одесского трамвая

Мы в Одессе делаем красивый интерьер и экстерьер - и пассажирам приятно и частично низкий пол в новом вагоне позволяет ездить без проблем в этом трамвае людям с инвалидностью.

Такие вагоны, которые сейчас купят за границей для Днепра, – это вагоны типа «Татра-Т-3». Если поменять в них кузов – есть такой проект - будет 30% низкого пола. Людям с ограниченными возможностями можно будет легко пользоваться этим транспортом. Но нет смысла везти вагоны из-за границы чтобы здесь их модернизировать, его надо везти сюда, чтобы как можно больше вагонов вышло на линию. Но можно будет работать с тем составом, который пойдет на списание, когда приедут трамваи из Европы. Им можно будет делать капитальный ремонт с переоборудованием.

Трамваи, которые делают в Одессе, стоят 5,5-6 млн грн. Поставки кузовов осуществляет ООО «Политехносервис». У них предприятие с адресом в Броварах под Киевом. Они привозят себе комплектующие с других предприятий и собирают кузов.

Трамваи, которые делают в Одессе, стоят 5,5-6 млн грн. Поставки кузовов осуществляет ООО «Политехносервис». У них предприятие с адресом в Броварах под Киевом. Они привозят себе комплектующие с других предприятий и собирают кузов.
Трамваи, которые делают в Одессе, стоят 5,5-6 млн грн. Поставки кузовов осуществляет ООО «Политехносервис». У них предприятие с адресом в Броварах под Киевом. Они привозят себе комплектующие с других предприятий и собирают кузов.

Когда этот кузов приезжает в Запорожье или Одессу, на предприятиях электротранспорта с ними работают – ставят на тележки, делают пол, потолок, ставят сиденья, новую систему управления, которая обеспечивает плавный ход - вагон не дергается. Не исключено, что такая система управления будет на вагонах, которые купит Днепр за 53 тыс. евро, потому что их на родине тоже модернизировали.

Интерьер кабины одесского трамвая
Интерьер кабины одесского трамвая

В Николаеве мы будем заниматься модернизацией вагонов КТМ-5. Основа трамвайного парка Николаева состоит из таких вагонов.

Трамваи КТМ-5
Трамваи КТМ-5

Есть они и в парке Днепра. Это очень старые страшные трамваи Усть-Катавского российского завода. Такие в Днепре на 5 маршруте ходят, на Западный. Они имеют рифленый борт, похожи на танк. Двери большие, раздвижные, тяжелые. Их списывают обычно, считая, что вторую жизнь им нельзя дать. А мы считаем, что вторую жизнь можно дать чему угодно.

Презентация в Николаеве. Так будет выглядеть КТМ-5 после модернизации.
Презентация в Николаеве. Так будет выглядеть КТМ-5 после модернизации.

Так будет выглядеть КТМ-5 после модернизации.

Днепровские вагонные мастерские – лучшие в Украине

Лучше, чем Днепровские вагоноремонтные мастерские (подразделение КП «Днепровский электротранспорт), в Украине никто не делает ремонт тележек. Эти мастерские лучше, чем одесские и запорожские. С нашими могут конкурировать только Киевский завод электротранспорта и может, Харьков по каким-то вопросам. У днепровских мастерских есть свой разработанный интерьер трамваев. Да, он «отстал от поезда» в каком-то году, но все-равно лучше, чем в традиционном вагоне. А вот если бы использовать наши разработки, трамвай бы выглядел по-европейски. Но что-то они могут делать, вот и пусть делают. Они молодцы, из своих вагоноремонтных мастерских сделали практически завод. Они могут делать любые работы по вагонам, так надо этим пользоваться на всю катушку. Есть покрасочная камера – составили карту цветов города и сделали из общественного транспорта лицо города. Голубая волна – выбрали ее, может и все трамваи так покрасить? Если все будут покрашены единообразно, это повысит сборы за проезд. И в трамваи пойдут другие слои населения. Это может даже перекрыть рекламу на электротранспорте. Пусть это старый трамвай, но свежевыкрашенный. Можно ведь старым трамваям и экстерьер поменять, тогда они вообще примут вид неузнаваемый. А капремонт днепровские мастерские могут сделать и своими силами. И если все это сделать, то это будет практически новый вагон со старой тележкой.

В тех городах, где по улицам ездят такой современный модернизированный электротранспорт, люди почувствовали, что занимаются этим вопросом, и стали ездить в трамваях. Вообще, наша задача – пересадить людей в электротранспорт, как 20 лет назад мы пересадили их в маршрутки. Это тяжело. Но надо сделать так, чтобы мы возили не каждую индивидуальную задницу в личных автомобилях, а пересели в удобный и красивый электротранспорт.

Беседовала Марина Деобальд

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.