Днепр

Почему украинская металлургия теряет рынки и людей

В преддверии профессионального праздника — Дня металлурга в Днепре эксперты отрасли рассказали о проблемах украинского горно-металлургического комплекса. Похоже, локомотив украинской экономики идет на дно. Кто в этом виноват?

5 лет назад металлургия Украины входила в ТОП-10 в мире, сегодня — только 14-я…

По словам советника генерального директора «Арселор Миттал Кривой Рог» Виктора Верещака проблемы у украинских металлургов мало чем отличаются от проблем всего украинского общества:

  • Сужение количества поставщиков сырья из-за оккупации Россией части Донбасса.
  • Перепроизводство стали в мире из-за экспансии китайских производителей и низкой цены их продукции.
  • Необходимость постоянного инвестирования в основные фонды предприятия, поскольку они уже достаточно сильно изношены.

«Все это в совокупности привело к тому, что в 2016-м году наше предприятие произвело и поставило на рынок около 7 млн тонн стальной продукции, что является практически максимальной производственной мощностью комбината. В 2017-м — уже около 6 миллионов тонн, и то это стало возможным, благодаря великолепной работе менеджерской команды по сбыту. Мы поставляем свою продукцию — в основном арматуру различного вида — в 60 стран мира. Именно наша арматура использовалась при строительстве стадионов к Евро-2012 в Украине, сооружении саркофага над 4-м энергоблоком Чернобыльской АЭС, при строительстве многих небоскребов в различных странах уже в наши дни», — говорит Виктор Верещак.

Также по его словам, несмотря на потерю части рынка сбыта, предприятие проводит реконструкцию основных производственных мощностей комбината.

«У нас на ближайшее время есть программа инвестирования 400 миллионов долларов США в реконструкцию оборудования. Сейчас ведется ремонт 5-й и 6-й коксовых батарей, в конце прошлого года мы запустили линию непрерывной разливки стали мощностью 1,19 млн тонн в год. Начинаем строительство с нуля еще одной такой линии мощностью 2 миллиона тонн сортового стального проката в год.

Кроме того, в 2017-м году комбинат вложил 500 миллионов гривен в оборудование завода, которое способно снизить экологическую нагрузку на город.

Проводятся программы по улучшению охраны здоровья 27 тысяч работников комбината, для молодых рабочих при техническом университете Кривого Рога организованы курсы переподготовки и повышения квалификации, работу которых полностью оплачивает комбинат. Также есть 3 детских лагеря отдыха — один в окрестностях самого Кривого Рога, два — на море, в которых дети сотрудников «Арселор Миттал Кривой Рог» отдыхают бесплатно, за счет средств предприятия», — рассказал Виктор Верещак.

Молодежь в металлурги идти не хочет…

В марте этого года ЧАО «Днепровский металлургический завод», более известный в стране как Петровка, сменил собственника с концерна «Евраз» на концерн DCH. О том, с какими проблемами сегодня сталкивается «Петровка», рассказал коммерческий директор предприятия Денис Фролов.

«Во-первых, в стране в целом и в Днепре — в частности практически полностью «убито» профильное образование рабочих кадров в ПТУ. Я имею в виду профильные рабочие специальности для металлургических заводов. Поэтому приходится учить новые рабочие кадры самим на рабочих точках по принципу «делай как я», что не дает должного уровня подготовки, поскольку один наставник передает все свои знания и навыки в полном объеме, другой — нет.

Во-вторых, идет массированный отток рабочих кадров за границу, где заработки и выше, и легче, чем в металлургии. Причем, как квалифицированных рабочих, так и молодежи после школ и колледжей, а на такое тяжелое производство, как металлургия, их все труднее заманивать даже горячим стажем и высокой зарплатой», — рассказал Денис Фролов.

Кроме того, по его словам, общая неуверенность в завтрашнем дне в стране передается и инвесторам, особенно хотевшим вложить средства в строительство или развитие машиностроения — основных потребителей продукции Петровки.

«И хотя наш завод, на котором сегодня трудится примерно 5 тысяч человек, по-прежнему поставляет продукцию в 35 стран мира, но ее ассортимент значительно изменился. Если раньше мы поставляли профильный сортовой прокат, то сегодня по большей части полуфабрикаты. Только прокатный цех №2 по-прежнему делает швеллер, уголок и прочий сортовой прокат. Да и он загружен на 50-55% процентов мощности, выдавая вместо 40 тысяч тонн продукции в месяц 20-21 тысячу тонн», — говорит Денис Фролов.

Добавляет проблем и то, что коксующиеся угли в Украине добываются только на оккупированных территориях Донбасса. Из России их по понятным причинам завозить нельзя, приходится их покупать в США, Канаде, Австралии, что также не самым лучшим образом сказывается на себестоимости готовой продукции.

«А еще проблем добавляет «Укрзалiзниця», вернее — ее разбитые и поломанные грузовые вагоны, в которых проблематично перевозить сырье, да и готовую продукцию тоже, и поставляются они на предприятие под загрузку не ритмично», — сетует Денис Фролов.

Тем не менее, новый собственник комбината разработал 3-летнюю инвестиционную программу, во время которой будут реконструированы 20% коксовых батарей, требующих срочного капитального ремонта и построена машина и линия непрерывного литья.

Приходится обновлять старое оборудование по новым технологиям

Своеобразную нишу в Горно-металлургическом комплексе (ГМК) страны и региона нашло предприятие ЧАО «Днепрполимермаш», которое представлял ведущий менеджер предприятия Андрей Шаповалов.

По его словам, все новое оборудование, предназначенное для работы по новым технологиям, в основном закупается у иностранных производителей и запчасти к нему — тоже.

«Но на предприятиях ГМК есть масса оборудования, изготовленного еще в бывшем Союзе. Часть предприятий — изготовителей такого оборудования уже просто закрылось, часть — сменило профиль. Но на заводах и особенно — на рудных карьерах и шахтах есть много оборудования, тем более — кранового хозяйства, которое и заменить нечем, и ремонтировать надо. Поэтому наше предприятие начало изготавливать по их чертежам нужное оборудование и запасные части, но уже из новых, более легких и прочных материалов. А поскольку завод наш небольшой, то и срок изготовления и поставки заказа — не более 90 дней. Сегодня заказы предприятий ГМК составляют 40% производственной программы нашего предприятия, остальное — пресс-формы для шинной промышленности и навесное оборудование для тракторов фермерских хозяйств», — рассказал Андрей Шаповалов.

Все упирается в то, что каждое предприятие ГМК выживает само по себе

А по мнению доктора технических наук, профессора Национального технического университета «Днепровская политехника» (бывший Горный институт) Александра Шашенко, еще одним корнем проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться предприятиям ГМК, является отсутствие государственной стратегии развития этой отрасли.

«Каждое предприятие выживает, как может, на свой страх и риск, а общегосударственной стратегии развития отрасли — нет. А раз нет стратегии, то падает и госзаказ на подготовку специалистов для ГМК, а снижение госзаказа на подготовку специалистов ведет к падению интереса по получению этих инженерных специальностей молодежью. Хотя уровень подготовки студентов нашим вузом таков, что 15-20% из них, даже оказываясь за рубежом и осваивая язык, через год-два становятся ведущими спецами на тех предприятиях.

Не за горами новый технологический прорыв, который нам аналитики обещают сразу после 2025-го года, когда все производства будут роботизированы почти на половину. Но все эти роботы все равно будут изготавливаться из металла, как и остальное технологическое оборудование. И если не будет государственной стратегии развития отечественного ГМК, то Украина будет закупать уже готовых роботов из чужого металла вместо того, чтобы делать их самой из металла своего же», — резюмировал Александр Шашенко.

Алексей Логинов

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: