Киев

Аэропорт Жуляны нанес 119 млн грн ущерба бюджету Киева

Чиновники Киевского горсовета и коммунального предприятия «Международный аэропорт «Киев» (Жуляны) нанесли ущерб бюджету Киева на сумму 119 млн грн. Такой вывод в своем отчете о работе аэропорта сделали специалисты Государственной аудиторской службы Украины. В расследование дела активно включились детективы Национального Антикоррупционного бюро Украины. Подробно о том, что нашли аудиторы, и чем живет сейчас аэропорт «Жуляны» – читайте.

Рота охраны и 7 птицеловов

Как и в случае с горсоветом Днепра госаудиторы провели комплексную ревизию работы аэропорта – 2014 по конец 2017 года. Но перед тем как перейти собственно к злоупотреблениям чиновников, приведем немного статистики от аудиторов.

В 2016 году всего 5 аэропортов Украины обеспечивали 96% всех авиаперевозок пассажиров. И среди этих пяти «Жуляны» уже тогда занимали второе место (9% об общего числа пассажиров). На первом месте был «Борисполь» — 67%, на третьем – аэропорт «Одесса» (8%), на четвертом – «Львов» (6%), на пятом — «Харьков» (4%), далее шел «Днепр» — 2%, и все прочие аэропорты. При этом если у того же «Днепра» год от года пассажиропоток падает, то через «Жуляны» он растет. В 2015 пассажиропоток составил 944,2 тыс. человек, а в 2017 – 1 млн 851,7 тыс. пассажиров. 

Коммунальным аэропорт «Киев» стал еще в сентябре 1993 года. У него есть одна взлётно-посадочная полоса, которая круглосуточно принимает самолеты типа B-737 и А-320. Для самолетов — 86 стоянок. В мае 2012 была закончена постройка нового международного терминала «А» площадью 13 541,7 кв. м. с пропускной способностью 500 пассажиров в час на вылет, построено временное сооружение внутреннего терминала «D» с пропускной способностью 400 пассажиров в час и бизнес-терминал «B» с пропускной способностью 50 пассажиров в час. Эти мероприятия и позволили привлечь международных авиаперевозчиков, увеличить пассажиропоток. По данным сайта аэропорта вылеты осуществляются в 22 страны мира и по Украине.

Все время своей работы предприятие было прибыльным. И если в 2014 году, по данным аудиторов, чистая прибыль составила 22 млн 401 тыс. грн, то за 9 месяцев 2017 года чистая прибыль составила 47 млн 15 тыс. грн. Причем в отличии от сотен коммунальных КП по всей Украине, свои плановые доходы аэропорт «Жуляны» перевыполняет. Так, если в 2014 году план по доходам превысили на 120,4%, то всего за 9 месяцев 2017 план по доходам уже был выполнен на 168,2%. При этом уже тогда получили прибыль 9 раз больше, чем планировали (более 47 млн вместо 5,5 млн запланированных). В финансовом плане на 2018 год закладывается прибыль в 13 млн 54 тыс. грн.

С чего живут «Жуляны»? Большую часть дохода (около 75%) КП получает от аэропортного сбора за обслуживание самолетов, за места стоянки авиатранспорта, их охрану, медицинские услуги, аварийные и аварийно-спасательные работы. Еще часть дохода КП получает от сдачи помещений в аренду, оказания услуг энерго- и водоснабжения, услуг автобазы аэропорта, автостоянки, рекламы, и использования инфраструктуры аэропорта. А вот многие другие услуги, которые могли бы приносить неплохую прибыль, аэропорт не оказывает. Так услугами для VIP-клиентов, услугами обеспечения ГСМ, вопросами торговли на территории аэропорта КП не занимается.

Что касается затрат, то аэропорт немало тратит на оплату труда своих работников (об этом подробнее будет ниже). А работает в аэропорту огромный коллектив из 697 штатных единиц.В том числе 14 слесарей-сантехников, 7 инженеров-орнитологов, 100 водителей (и это только водители в службе спецтранспорта), 20 трактористов, 24 автослесаря (при этом слесарь по ремонту авиадвигателей всего 1), и подразделение охраны из 101 работника.

Капитальные инвестиции в покупку техники, различной аппаратуры, инвентаря, проведение текущих и капремонтов и на прочие подобные затраты КП тратит свои «собственные» средства. Наконец Госаудиторы дали финансовой деятельности КП оценку «условно-позитивная». Но на этом «бочка меда» заканчивается.

Бывшая власть у руля

Теперь о «ложке дегтя» которую нашли аудиторы. В 2010 году Киевская городская государственная администрация провела конкурс на аренду комплексов зданий и строений, оборудования КП «Международный аэропорт «Киев». По результатам конкурса, арендатором была выбрана компания «Мастер-Авиа». В результате фактически имущество аэропорта перешло в аренду «Мастер-Авиа» на 49 лет. Ее собственником являлся и является по сей день экс-нардеп от Партии Регионов Василий Хмельницкий.

В состав участников «Мастер-Авиа» на момент передачи аэропорта в аренду входили ряд компаний. Среди них ООО «Ника-Инвест» которая принадлежала (и до сих пор принадлежит) Денису Костржевскому – тогдашнему депутату горсовета Киева, который уже в 2011 году стал главой совета директоров «Международного аэропорта «Киев» (и по сегодняшний день им является). Зарегистрирована фирма в офшоре на Виргинских островах.

Денис Костржевский

Второй, более крупной компанией, которая входила в состав «Мастер-Авиа» была ООО «Фриланс-Транс».

Вплоть до осени 2014 она была зарегистрирована в Енакиево, Донецкой области. Причем зарегистрирована по тому же адресу, что и филиал компании «УГК-2000» которая принадлежала беглому экс-нардепу от Партии Регионов, близкому соратнику Виктора Януковича, Юрию Иванющенко. И хотя «Мастер-Авиа» открещивались от связей с регионалом, сам Юрий еще в 2011 году заявлял: «Да, я имею отношение (к строительству в Жулянах). Киев должен иметь нормальный аэропорт, и кто-то должен вкладывать в это деньги».

Юрий Иванющенко

Осенью 2014 года «Фриланс-Транс» была перерегистрирована в Одессе. А в январе 2015 года Иванющенко объявили в розыск. 1 апреля 2016 судья Днепровского суда Киева Николай Чаус отменил розыск Иванющенко. А уже 4 июля министр МВД Арсен Аваков заявил что Иванющенко снова объявлен в розыск Интерполом. А теперь интересная деталь – к июлю 2016 «Фриланс-Транс» избавилась от своей части компании «Мастер-Авиа». И на сегодняшний день компанией «Мастер-Авиа» владеет кипрская компания «Master Avia Holdings (Cyprus) Limited». Эта компания принадлежит все тем же Василию Хмельницкому и Денису Костржевскому. Таким образом за период 2011-2017 годов и до сегодня менеджмент и арендаторы аэропорта особо не поменялись.

Работа менеджмента КП и деятельность арендаторов и нанесли по мнению аудиторов немалый ущерб бюджету. В 2011 году при заключении договора годовая арендная плата составила 6% от стоимости имущества. Тогда имущество, передаваемое в аренду, оценили в 83 млн 526 тыс. 548 грн. И согласно договора, размер арендной платы за каждый следующий месяц определяется с учетом индекса инфляции за предыдущий месяц. Но уже в 2012 году был подписан новый договор, по которому стоимость имущества уменьшилась до 52 млн 151 тыс. 888 грн., а еще часть имущества арендаторы вернули аэропорту. Всего с начала 2014 по конец 2017 КП получило доход от аренды в сумме 38 млн 749 тыс. 401,47 грн. Хотя должны были в разы больше.

Дело в том, что аэропорт передали как аренду как единый комплекс за 6% арендной платы, тогда как имели полное право передать отель «Жуляны» под арендную ставку 22%, офисные помещения – под 15%, склады – 12%, все прочее имущество – 10% от стоимости имущества. В результате только в период с 2014 по 2017 годы, по мнению аудиторов, бюджет недополучил 22 млн 559,3 тыс. грн.

Второе, на чем бюджет теряет большие деньги — это заправка самолетов. По договору аренды, этим занимается «Мастер-Авиа», а КП «Жуляны» получает только 0,5% доходов. В результате этого, КП не получило доход в 23 млн 408 тыс. грн. Аналогично и с услугами хранения – если бы КП само их оказывало, то получило бы еще 18 млн 249,75 тыс. грн. Зато КП отдает «Мастер Авиа» 75% дохода от сверхнормативной стоянки самолетов. В результате таких неравноправных условий, КП теряет доходов примерно на 10 млн 220,31 тыс. грн. 

Но бюджет теряет деньги не только на работе с «Мастер-Авиа». Согласно отчету аудиторов, они занимают 87% площадей, передаваемых в аренду. Еще 13% площадей даются в аренду множественным юрлицам. Так в 2017 году было 16 договоров аренды помещений площадью 2114,8 кв. м. И в большинстве случаев, вместо положенной 20% арендной ставки, КП давало скидку сбрасывая арендную ставку для одних до 10%, для других до 13%, для третьих до 5% и т.д. В результате КП только в период с июня 2015 по сентябрь 2017 потеряли 1 млн грн. Еще 1 млн 255,39 тыс. грн КП получило бы, если бы занялось поиском арендаторов и сдало в аренду незадействованные офисные и складские помещения.

И наконец главное. Согласно договора аренды «Мастер-Авиа» должны были взять к себе в штат работников коммунального предприятия, которые работают в арендованных помещениях. Но как выявили аудиторы, в период с 2014 по 2017 годы от 168 до 219 работникам (в различные месяцы разное число) начисляли зарплату сразу из двух источников – от «Мастер-Авиа» и от КП. Таким образом коммунальное предприятие выплатило 41 млн 286 тыс. 896,16 грн зарплаты работникам, которые фактически выполняли работу для компании «Мастер-авиа».

На основании всех этих фактов НАБУ в марте 2018 открыло уголовное производство относительно возможных злоупотреблений и растраты средств в действиях должностных лиц Киевского городского совета, постоянной комиссии по вопросам собственности КГС, Главного управления коммунальной собственности Киева, КП Международный аэропорт «Киев» (Жуляны) и ООО «Мастер-авиа». 14 июня детективы НАБУ провели обыски в офисах КП МА «Киев» (Жуляны) и ООО «Мастер-авиа». А уже 21 июня Соломенский суд Киева вынес постановление об аресте имущества изъятого в кабинете гендиректора «Мастер-авиа» (ноутбуки, флешка, мобильный телефон, планшет, документы).

Мы обязательно проследим за развитием ситуации, и обязательно обо всем расскажем.

Егор Мороз

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: