Как депутатов Днепропетровщины спасают от коррупционных обвинений

Как депутатов Днепропетровщины спасают от коррупционных обвинений

Во время проведения общественной кампании «Аттестация депутатов органов местного самоуправления» общественные организации провели мониторинг соблюдения требований законодательства в отношении предотвращения коррупции в областных центрах и крупных городах страны. В том числе и в Днепре и Днепропетровской области. И вот какая картина получилась...

Что такое «конфликт интересов», как его избежать и как за него наказывают?

Понятие «конфликт интересов» определено принятым в 2014 году Законом Украины «О противодействии коррупции», согласно которому это — ситуация, когда должностное лицо (в нашем случае — депутат городского совета) принимает во время голосования решения, которые лоббируют частные бизнес-интересы его лично, его родственников или друзей или же наоборот блокируют позитивное решение вопроса в интересах его бизнес-конкурентов. Согласно этому закону, а также ст. 59 Закона Украины «О местном самоуправлении», депутат обязан перед началом сессии сообщить остальным депутатам городского совеета о том, что такой-то вопрос войдет в конфликт его интересов, после чего принимать участие в голосовании. А во время работы в постоянной комиссии в такой ситуации сообщить остальным ее членам о конфликте интересов по такому-то вопросу и участия в голосовании по нему на комиссии не принимать.

Если депутат этого не делает, то в соответствии со ст. 173, ч.1 Кодекса об административных правонарушениях Украины на него сотрудниками полиции составляется протокол, а суд назначает ему наказание в виде штрафа в размере 3400 гривен и обязательного занесения в Реестр коррупционеров, что в последствии негативно скажется на его переизбрании в роли депутата органа местного самоуправления или назначении на должность в исполкоме органа местного самоуправления.

Как депутатов Днепропетровщины спасают от коррупционных обвинений 1

«Срок давности по конфликту интересов для выявления составляет 2 года, а срок рассмотрения судом протокола — не более 3 месяцев с момента его составления полицией. По результатам проверки деклараций депутатов Днепровского горсовета и сравнении их с данными открытых государственных реестров предприятий нами были выявлены несоответствия между ними в отношении 9 депутатов. Обо всех этих фактах в начале мая было сообщено в Национальное агентство противодействия коррупции (НАПК) и в Главное управление Национальной полиции в Днепропетровской области. По состоянию на 26 июня никакой реакции ни из НАПК, ни из Нацполиции не было», - сказал глава областной ОО «Днепропетровский координационно-эксепертный центр по вопросам регуляторной политики» Алексей Андреев.

Суды рассматривают протоколы на свое усмотрение. Почему?

В 2017 году полицией в суды Днепропетровской области было направлено 77 протоколов в отношении депутатов органов местного самоуправления за правонарушения в сфере конфликтов интересов. Часть из них, когда протоколы составлялись на одного и того же депутата, объединялись в единые производства. С учетом этих объединений суды в 27 случаях привлекали виновных к ответственности, в 20 — закрывали производства, в 4 — возвращали протоколы как неправильно составленные.

«В итоге «рекордсменами» стали шестеро депутатов Криворожского горсовета, на которых было составлено 20 протоколов. 4 депутатов суды оштрафовали, 2 от ответственности освободили. На четверых депутатов Днепровского горсовета были составлены протоколы которые были переданы в Бабушкинский районный суд, который закрыл производства по всем 4 протоколам. В остальных городах области картина примерно аналогичная, как и целом по стране. А вот Криничанский районный суд наказал всех десятерых виновных депутатов райсовета по всем десяти протоколам, хотя там конфлиты интересов в денежном эквиваленте совершенно несопоставимы с конфликтами в Днепре. А происходит это из-за несовершенства законов о противодействии коррупции и местном самоуправлении, которые в некоторых положениях можно трактовать и так, и этак, чем судьи и пользуются. А еще, ссылаясь на свою загруженность, судьи затягивают рассмотрение протоколов на срок более 3 месяцев, после чего закрывают производство уже на законном основании», - говорит Алексей Андреев.

По каким причинам суды прекращают рассмотрение производств по конфликтам интересов депутатов?

«В 11 случаях из 20 суды Днепропетровской области не находили самого состава конфликта интересов, в 8 — прошли 3 месяца со дня составления протокола, в однажды Никопольский городской суд ограничился устным предупреждением, что является вообще нарушением законодательства, поскольку санкция ст. 173, ч.1 КоАП Украины подразумаевает наложение штрафа в 3400 гривен.

Происходит такое потому, что Высший специализированный суд Украины в мае 2017 года разослал в суды первой инстанции письмо с разъяснениями, как рассматривать дела о конфликтах интересов, где позволил судьям трактовать положения законов «О противодействии коррупции» и «О местном самоуправлении» в части конфликтов интересов на свое усмотрение. В декабре 2017-го Высший специализированный суд Украины был ликвидирован. А созданный единый Верховный суд Украины свою позицию по данному вопросу еще не сформулировал. Поэтому судьи в крупных городах такие дела закрывают, а в сельской местности, где депутатам и конфликтовать интересами-то особо не приходится, наказывают виновных на полную катушку.

Более того, с апреля 2017 года прокуроры по таким делам могут только представлять интересы государства или территориальной громады в суде первой инстанции, но лишены права подавать апелляцию на решение судьи этой инстанции. А депутаты-коррупционеры апелляцию на непонравивишееся им решение судьи подавать могут. Такая вот у нас борьба с коррупцией получается», - сообщил исполнительный директор ОО «Институт общественной экспертизы» Алексей Литвинов.

При этом, по его словам, депутаты Днепровского горсовета действуют в случае конфликтов интересов так: они заявляют о них на сессии и изымают карточку для голосования, оставаясь при этом в сессионном зале и наблюдая, как по их «конфликтному» вопросу голосуют другие. Хотя по закону должны заявить о конфликте интересов по конкретному вопросу и голосовать, по крайней мере - «воздержался». А комиссия горсовета по разрешению конфлитов интересов депутатов работает пока слабо, считает Алексей Литвинов.

Карту приемных всех 64 депутатов Днепровского горсовета и время их личного приема граждан можно найти здесь.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.