Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра

Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра

И в последнем материале об оценке работы горсовета Днепр Государственной аудиторской службой, мы расскажем о сфере транспорта и об инновациях. Почему в Днепре выросло всего 1 SMART-дерево из 3? Почему Днепр теряет сотни миллионов на метро? Что люди говорят о дорогах Днепра? И знают ли жители Днепра о туристическом центре?

Метро

Изучая сферу транспорта, отдельно аудиторы обратили внимание на «стройку века» - постройку Днепровского метрополитена. 13 июля 2016 года КП «Днепровский метрополитен» заключило договор подряда с турецкой компанией «Лимак» на сумму 224 млн евро. Авансовый платеж в сумме 22,4 млн евро подрядчику перечислили с 30 ноября по 29 декабря 2016 года. По условиям контракта, срок завершения работ – 5 лет (1820 дней). Первую часть работ - «Подготовка территории строительства» должны были выполнить за 273 дня. То есть к 12 апреля 2017 года. Но в этот период акты выполненных работ не составлялись. Только 28 февраля 2018 года между КП и подрядчиком был подписан 1 акт выполненных работ на сумму 7,2 млн евро. По условиям контракта предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ.

Согласно информации КП «Днепровский метрополитен», задержки в выполнении работ имелись и имеются не только на первой, но и на других частях объекта. С 29 июня 2017 по 1 марта 2018 года КП предъявило подрядчику 8 претензий на сумму 0,94 млн евро. Аудиторы выявили, что в случае предъявления дополнительных претензий по нарушению сроков выполнения работ, общая сумма штрафных санкций составит 1,97 млн евро. Также вследствие того, что горсовет несвоевременно определил заказчика строительства метро, и задержки в заключении договора с подрядчиком, горсовету согласно условий кредитного договора, пришлось из городского бюджета уплатить проценты за «резервирование кредита ЕБРР» в размере 68 млн грн. А ведь эти десятки миллионов гривен, можно было направить на решение множественных проблем города. 

Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра 1

Или на покрытие убытков, которые КП «Днепровский метрополитен». ежегодно приносит бюджету. Если чистый доход предприятия с 2014 по 2017 год колебался на уровне 11 млн грн, то себестоимость услуг растет в разы. В 2016 себестоимость услуг составила 61,5 млн грн, в 2017 – 112,4 млн грн. В результате с 2014 по 2017 года горсовету пришлось оказать финансовую поддержку на сумму 264,5 млн грн (119,7 млн в 2017 году). В первую очередь это происходит из-за низкого тарифа – нынешний тариф был утвержден еще в 2011 году, когда минимальная зарплата была 960 грн (сейчас 3723 грн), а электроэнергия была в 6 раз дешевле. С того времени тариф не пересматривался.

Дороги

В рамках проверки, аудиторы запросили у Департамента благоустройства и инфраструктуры горсовета информацию о протяженности и площади дорог Днепра, которые требуют текущего и капремонта. Эти данные не были предоставлены. Ни в одном проанализированном документе аудиторы этой информации тоже не нашли.

Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра 2

В городе действует «Программа реформирования и развития коммунального хозяйства на 2016-2020 годы», в которой предусмотрена значительная сумма на ремонты дорог – 5 млрд 890,1 млн грн. Но никакой стратегии развития дорожного хозяйства в программе нет. С 2014 по 2017 годы на текущий ремонт дорог потратили 707,5 млн грн, на капремонт дорог – 102,3 млн, и на ремонт мостов и путепроводов – 94 млн грн.

Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра 3

В 2016 году коммерческие подрядчики выполнили работ на 307,2 млн грн, в 2017 – 404,8 млн грн. В то же время с 2014 по 2017 год КП выполнило работ лишь на 28,8 млн грн. При этом КП «УРЭА» в большинстве случаев привлекалось к работам коммерческих компаний как субподрядная организация. Например, в декабре 2017 года департамент благоустройства подписал два договора с «Украинско-польским предприятием с иностранными инвестициями «УПС» на сумму 6,2 млн грн. Один из видов работ по договору – ямочный ремонт на Центральном мосту выполнило как субподрядчик КП «УРЭА» на сумму 0,05 млн грн. В довесок КП «УРЭА» ежегодно приносит убытки городскому бюджету – 0,03 млн в 2016, и 2,8 млн грн в 2017. 

Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра 4

Состояние дорог, улиц, переулков и тротуаров аудиторы решили оценить, опросив 300 респондентов. Из них 49% оценили их состояние как очень плохое, 32% - как плохое, 16% - удовлетворительное, и 2% - хорошее. Отдельно респонденты оценили качество дорожного покрытия. 54% посчитали его плохим, 14% очень плохим, 27% - удовлетворительным, 3% - хорошим, и 1% - очень хорошим. Количество жалоб в Департамент благоустройства на состояние дорог Днепра с 2014 по 2017 год выросло в 2,5 раза – с 9947 до 26 190. Несмотря на потраченные сотни миллионов гривен.

Транспорт

И немного о состоянии транспорта Днепра. По мнению аудиторов системной проблемой транспорта Днепра, является несоответствие транспортной сети нынешнему пассажиропотоку, низкое качество обслуживания и износ всех видов транспорта (в целом 55-70%). Ежедневно на маршруты выходит 119 из 260 имеющихся трамвайных вагонов, 90 троллейбусов из 130 имеющихся, и 1681 автобус разной вместимости. Из 172,14 км трамвайных путей, 40 км не отвечают нормативам.

Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра 5

Из 555,8 км контактной сети трамваев и троллейбусов 121,35 км изношены. Из 38 тяговых подстанций 4 находятся в аварийном состоянии. Норматив эксплуатации трамваев 15 лет, троллейбусов 10 лет. Но в Днепре только 9,8% машин электротранспорта имеют «возраст» менее 5 лет. А 84,6% имеют срок эксплуатации более 15 лет.

Средний интервал движения электротранспорта на некоторых маршрутах превышает норматив (до 12 минут) в несколько раз. Так, на троллейбусном маршруте № 8 он составляет 29,8 минут, № 4 – 70,8 минут, № 11 – 36,48 минут, № 15 – 63,6 минут. Аналогично и на некоторых трамвайных маршрутах. Маршрут № 4 – 28,59 минут, № 14 – 14,64 минут, № 16 – 15,6 минут.

Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра 6

Что касается маршрутной сети автобусов, то она состоит из 136 маршрутов на которых ездит 69,6% всех пассажиров. По мнению аудиторов, большая часть маршрутов дублирует друг друга. Количество подвижного состава на таких маршрутах завышено, о чем свидетельствует большое количество автобусов в местах отстоя. Аудиторы также провели опрос о качестве транспортных перевозок, в котором приняли участие 400 респондентов. 34,2% пассажиров из-за отсутствия оптимальных маршрутов вынуждены осуществлять пересадки на другие маршруты.

Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра 7

С 2015 по 2017 год социологическая группа «Рейтинг» проводила муниципальные опросы по всем областным центрам Украины замеряя индекс удобства передвижения городом. На первом месте оказалась Винница, на втором Луцк, на третьем Мариуполь. Из 24 городов Днепр занял 11 место с индексом 3,1 из 5.

Турцентр-невидимка и потерянные смарт-деревья

И на десерт о новациях. В этом году в центре Днепра появился «Городской туристический центр». На его создание и обслуживание из бюджета уже было потрачено 1,6 млн грн. Кроме того, на закупку компьютерной техники, телефонов, другого оборудования, печать рекламной продукции потратили еще 0,4 млн грн. Но были ли эти траты эффективными? Аудиторы считают, что нет. Они провели опрос возле карусели недалеко от ЦУМа, задавая простой вопрос – «где находится туристический информационный центр?». Из 250 опрошенных 212 не смогли ответить на этот вопрос.

Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра 8

Не менее интересная история и с закупкой Smart-деревьев. Первый раз КП «Развитие Днепр» попыталось купить три таких «дерева» в июле 2017 года. По результатам аукциона победило ООО «Форест Строй-Инвест», с которым заключили договор 17 июля 2017 года. КП успело перечислить компании предоплату в размере 2,6 млн грн. Но после обращения ОО «Громадський контроль» Госаудитслужба выявила что предложение «Форест Строй-Инвест» не соответствует тендерной документации заказчика. Договор с компанией был разорван, но предоплату они вернули только через 3 месяца (25 октября 2017 года).

Аудиторы о метро, дорогах и SMART-деревьях Днепра 9

В ноябре 2017 КП провело второй тендер на закупку и установку Smart-деревьев, и уже 27 ноября заключило договор с победителем – ООО «Атлантис» на сумму 3,7 млн грн. По договору три дерева должны были поставить на Европейской площади, Сичеславской набережной, 37Д, и на ул. М. Малиновского на площадке возле фонтана до 29 декабря 2017 года. Потом этот срок отодвинули к 26 февраля 2018 года. КП снова внесло предоплату в размере 2,6 млн грн. Но в результате появилось только 1 «дерево». По договору за нарушение сроков поставки предусмотрены штрафные санкции. Но КП их почему-то не применило. 16 марта 2018 года когда «дерево» на Европейской площади уже стояло, но было обнесено забором, аудиторы провели опрос. Опять же, возле карусели жителям Днепра задали вопрос «Где находится смарт-дерево?». И как оказалось 219 из 250 человек не знали о таком «объекте благоустройства».

Егор Мороз

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.