Аудит работы горсовета Днепра: ЖКХ, мусор, транспорт

Аудит работы горсовета Днепра: ЖКХ, мусор, транспорт

Мы продолжаем изучать отчет Государственной аудиторской службы о работе горсовета Днепра за 2014-2017 годы. В прошлый раз мы рассказали о доходах бюджета, как плачевно финансировались образование и медицина в Днепре. Сегодня мы расскажем о том почему квартплата в Днепре такая высокая, почему теплокомпании убыточны, а мусорная проблема стоит остро.

ЖКХ

Приведем цитату из начала отчета аудиторов: «Действующая в городе система управления ЖКХ, необоснованно завышенные тарифы приводит к некачественному оказанию услуг. В городе отсутствует стратегия развития дорожной и транспортной сфер. Нет результативных показателей в планировании ремонта дорог – есть бессистемность и «распыление» средств. Транспортная сеть города неэффективна, а низкий тариф на проезд в электротранспорте не позволяет обновлять подвижной состав».

Аудит работы горсовета Днепра: ЖКХ, мусор, транспорт 1

На сегодня состояние сферы ЖКХ в Днепре аудиторы оценивают, как «кризисное». Главное ее проблемы — это изношенность техники и сетей и значительные энергопотери при транспортировке – в первую очередь тепла и воды. Из-за этого затраты энергии постоянно растут. Срок эксплуатации 85% котельных превышает 20 лет. Котлы на них имеют КПД ниже 60-70%. Все 100% котельных, которые расположены в подвалах домов, требуют реконструкции. Более 50% теплосетей аварийные. Аналогичная ситуация и в водоснабжении. 20% насосных станций отслужили свой нормативный срок эксплуатации. Из-за этого растут энергопотери – в дырявых трубах Днепра теряется более 40,5% воды. Износ водопроводных сетей 67,8%, канализационных сетей 57,3%, а 21,57% коллекторов в аварийном состоянии. Еще одна проблема – ветхое жилье. Из общего числа домов (5505) больше всего эксплуатируются дома, построенные до 1919 года – их в Днепре 1647 (то есть 29%). Из 3163 лифтов 216 не работают, 2335 отработали более 25 лет и являются опасными.

При этом на проведении закупок для проведения ремонтов (техники, проектной документации) аудиторы выявили нарушения закона «О публичных закупках». Так из 27 закупок на сумму 128,4 млн грн, которые проверили аудиторы, в 22 закупках на сумму 118,6 млн тендерные предложения победителей не соответствовали квалификационным критериям тендерной документации. А 6 местных программ в сфере ЖКХ за 2014-2017 годы были профинансированы только на 52% от плана (1 млрд 393 млн вместо 2 млрд 678,1 млн в плане). Аудиторы также отмечают что в программах по текущему и капремонту жилого фонда не было никаких показателей. То есть не было ни метража домов, которые требуют ремонта, ни метража объектов, которые собираются отремонтировать, не указана средняя стоимость ремонта 1 кв. м. Таким образом не ясно, на что ориентировались при составлении сумм на ремонты. Наконец, не проводился никакой анализ эффективности использования бюджетных средств.

Тарифы

Аудиторы также провели анализ работы жилищно-эксплуатационных предприятий Днепра. За пример было взято КП «Жилищное хозяйство Самарского района». С годами прибыль предприятия падает или находится на очень низком уровне. В 2014 году она составила 1 млн грн, в 2016 – 0,2 млн грн, в 2017 – 0,4 млн грн. Из-за этого предприятие постоянно получает финансовую помощь из бюджета города. В 2016 году она составила 27,2 млн грн, а в 2017 – 6,4 млн. Эти деньги идут на проведение ремонтов в подъездах, кровель, электросетей, выплату зарплаты работникам. При этом штат предприятия раздут. В 2016-2017 годах было 62 и 61,5 штатных единицы. Из них только 12 работников занимаются ремонтными работами и обслуживанием домов. В 2014 году в штате было 130 дворников и 88 ремонтников, но в 2015 году они были «выведены из штата КП». Вместо этого наняли подрядчиков, которым за 2016-2017 годы заплатили 26,3 млн грн (ООО «Спецкоммунхоз» - 1,5 млн грн и ООО «Экосфера Днепр» - 24,8 млн грн).

Аудит работы горсовета Днепра: ЖКХ, мусор, транспорт 2

В конце 2017 года тарифы значительно выросли. По сравнению с 2014 годом тарифы в Самарском, АНД и Индустриальном районах для жителей первых этажей выросли на 314,8% (до 5,76 грн за кв. м.) а для жителей второго и более высоких этажей на 367,9% (до 6,99 грн за кв. м). И это самый высокий тариф по Днепру: в Новокодакском – 6,74 грн, в Центральном – 6,74 грн, Чечеловском – 6,73 грн, Шевченковском – 6,72 грн, в Соборном районе – 6,51 грн за 1 кв. м. Горсоветовские чиновники убеждали что в тариф заложили стоимость техобслуживания лифтов и еще более 10 услуг. Но аудиторы выявили что тарифная часть зарплаты составляет 44,8% тарифа, и еще 13,3% тарифа заложены на «вознаграждение управителю». Проведение текущих ремонтов в структуре тарифа занимает всего 18,2%. Таким образом, на рост тарифа повлиял рост затрат на оплату труда. А если взять за пример штат КП «ЖХ Самарского района», то оплату труда не ремонтников, а административного аппарата. С 2014 по 2017 год зарплата директора КП выросла в несколько раз – с 9 тыс. до 44 тыс. грн. Средняя зарплата работника производства всего в 1,6 раз – с 2,8 тыс. в 2014 до 4,6 тыс. в 2017 году.

При этом качество оказания услуг не становится лучше. Если в 2014 году количество жалоб (обращений) на некачественное оказание коммунальных услуг КП «ЖХ Самарского района» было 323, то в 2016 таких жалоб стало 963, а в 2017 – 1103. Такая тенденция характерна не только для этого КП. Общее количество жалоб на некачественное оказание ЖК-услуг в 2016 году составило 54,3 тыс., а в 2017 – 49,1 тыс. Также аудиторы провели анкетирование среди 352 человек. Из них недовольны качеством ЖК-услуг – 81,5%, установленными тарифами и полнотой услуг недовольны 100% опрошенных. Также качеством проведенных ремонтов недовольны 38,8% респондентов.

Тепло 

Два крупнейших тепловых КП Днепра – «Днепропетровские городские теплосети» и «Теплоэнерго» ежегодно несут огромные убытки. Так КП «ДГТС» 2016 год закончил с убытками на сумму 21,4 млн. А только за январь-март 2017 их убытки составили 44,8 млн грн. У КП «Теплоэнерго» убытки еще больше – 133,6 млн за 2016 год, и 54,5 млн за первое полугодие 2017. Но не только дырявые трубы, старые котлы и долги населения являются причиной убытков.

Аудит работы горсовета Днепра: ЖКХ, мусор, транспорт 3

Так, аудиторская служба выявила что КП имея в штате службы по эксплуатации газового оборудования, счетчиков и других приборов заказала услуги техобслуживания, калибровки и поверки счетчиков, узлов учета газа. Такое управленческое решение привело к неэффективным тратам на сумму 7,3 млн грн. КП приняли решение о сокращении штата юридической службы, не учитывая потребности предприятий. В результате за услугами юридической помощи пришлось обращаться к сторонней организации. А это привело к лишним тратам на сумму 6,8 млн грн. КП «Теплоэнерго» сократило штат слесарей-ремонтников, и в результате за услугами аварийного ремонта пришлось обращаться к сторонней организации что привело к неэффективному использованию 2,6 млн грн. Имея в штате абонентский отдел КП «Теплоэнерго» зачем-то заплатило за оказание офисных услуг сторонней организации 1,3 млн грн. КП «ДГТС» имея собственное проектно-конструкторское бюро, зачем-то заказало проектные работы в сторонней организации заплатив за услуги 1 млн грн. Кроме того, аудиторы выявили еще два случая невыполнения КП своих обязанностей (связанных с арендой коммунального имущества и взысканием долгов) в результате чего предприятие недополучило 1 млн грн.

Во время проверки двух тепловых КП аудиторы провели анонимное анкетирование. Согласно данным опроса 89% абонентов КП «ДГТС» недовольны качеством услуг теплоснабжения. Недовольны качеством услуг КП «Теплоэнерго» 79% опрошенных их абонентов.

Мусор

Еще одна проблема города – мусорная. По данным аудиторов, Днепр «производит» 800 т мусора в день. При этом горсовет до сих пор «работает» по нормам 2007 года, которые были рассчитаны на 5 лет. В многоквартирных домах это норма составляет 2,01 куб. м./чел или 280 кг/год, а для частного сектора – 2,42 куб. м./чел. Но на сегодня средняя норма «производства» мусора составляет 310-330 кг/год. А расчетная норма – 2,18 куб. м/чел для многоквартирных домов и 2,52 куб. м./чел для частных. На сегодня частные перевозчики мусора работают по старому тарифу 2011 года. Комплексный тариф – 9,36 грн для многоквартирных и 11,26 грн для частных домов экономически не обоснован. Современный тариф, по мнению аудиторов, должен быть в 3 раза выше. При этом есть проблема отсутствия договоров на вывоз мусора. На сегодня в базу абонентов входит 677 802 человека. 20% жителей многоэтажек и более 50% жителей частного сектора не имеют договоров на вывоз мусора. Последние чаще всего сбрасывают его в балки или оставляет на улице. Среди абонентов только 60-70% людей платят за вывоз мусора. И эти проблемы не решаются. Аудиторы делают вывод – такая ситуация приведет к нехватке средств у частных перевозчиков, не позволит им развиваться, закупать технику, и оказывать качественные услуги.

Егор Мороз

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.