Почему забастовали металлурги и железнодорожники Украины

Почему забастовали металлурги и железнодорожники Украины

Первомайские демонстрации трудящихся Кривого Рога переросли в забастовку, которая могла парализовать металлургическую и железнодорожную отрасли Украины. Что послужило причиной событий на АрселорМиттал Кривой Рог (АМКР): действительно ли маленькие зарплаты и изношенное оборудование? Или народный протест - это ширма, за которой скрываются политики и\или конкуренты Лакшми Миттала? Расшатать ситуацию перед выборами и вынудить индийского магната продать предприятие, которое рискует стать проблемным?

Тысяча евро вместо тысячи слов

Как сообщает Первый Криворожский, лихорадить Кривой Рог начало еще 1 мая - несколько профсоюзных криворожских организаций вышли на марши. Главное требование - повышение зарплаты до тысячи евро. Всего участие в мероприятии приняли несколько сотен горожан из числа членов Независимого профсоюза горняков, Независимой первичной профсоюзной организации, Нацконфедерации профсоюзов Украины. Не все они были сотрудниками Криворожстали.

Почему забастовали металлурги и железнодорожники Украины 1

3 мая в 14.00, стартовала встреча работодателя ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» и представителей трудового коллектива. Люди собрались, дабы начать примирительные процедуры. Встреча длилась более 18 часов.

А уже 4 мая в Кривом Роге начались митинги сотрудников «АрселорМиттал». Участники акции протеста требовали увеличения заработной платы до 1 тысячи евро. Но эти локальные протесты, возможно, не вышли бы за рамки завода или максимум Кривого Рога, если бы в стране не началась итальянская забастовка железнодорожников.

Как сообщило издание Бизнес.Цензор, 14 мая, с 5:00 работники Кременчугского локомотивного депо начали «итальянскую» забастовку, суть которой заключается в строгом выполнении правил и должностных обязанностей. Железнодорожники не выводят из депо локомотивы, так как те, по их утверждению, неисправны и требуют ремонта. По информации профсоюзных деятелей, к протестной акции присоединились депо Синельниково, Коростень, Полтава, Дарница, Тернополь, Здолбунов.

16 мая к железнодорожникам страны присоединились работники железнодорожного цеха «Арселор Миттал Кривой Рог». И тогда ситуация стала выходить из-под контроля. Как сообщается на сайте Конфедерации свободных профсоюзов, с 7 часов утра на ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» рабочие первой смены железнодорожного цеха начали действовать по инструкциям. Они отказались работать на неисправной технике и это фактически парализовало работу всего предприятия, поскольку ни один локомотив не сдвинулся с места. Об этом сообщил председатель первичной профсоюзной ячейки НПГУ Юрий Самойлов.

Представители профсоюза предприятия утверждают, что на Арселоре необходимо провести капремонт оборудования, поскольку оно находится в аварийном состоянии. 

На следующий день, 17 мая на сайте предприятия появился пресс-релиз руководства АМКР. В нем говорится о том, что акция протеста заводских железнодорожников является незаконной и ставит поду угрозу работу всего комбината. Полностью остановлены подразделения горного департамента, агломерационные цеха, все доменные печи (кроме шестой) весь сталеплавильный и прокатный переделы.В связи с этим перепады давления газа могут привести к взрывам – а это уже катастрофа городского масштаба. В то же время переговоры о повышении уровня зарплат продолжаются, а техника ремонтируется.

«Напомним, - говорится также в пресс-релизе, что на данный момент в ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» работает более 21 000 человек, средняя заработная плата составляет 14 000 грн., она является конкурентной среди предприятий горно-металлургического комплекса Украины. С первого мая зарплата была повышена до 20%. Компания «АрселорМиттал» инвестировала в развитие предприятия с момента его покупки 9 млрд долларов с учетом приобретения актива, став крупнейшим иностранным инвестором в Украине. В ближайшие несколько лет планировалось вложить еще 1,5 млрд долларов в развитие производства до 2022 года. Однако в сложившихся условиях реализация инвестиционной программы, социальных проектов и дальнейшее развитие предприятия – под большим вопросом. Если в ближайшее время данную ситуацию не удастся урегулировать, производство будет полностью остановлено, его восстановление займет много времени, на это придется затратить колоссальные ресурсы».

Виноваты политики

Выплата зарплаты за июнь – под вопросом, - утверждает финансовый директор предприятия Сергей Пличко. Нельзя было выбрать более неподходящего времени для забастовки.

Почему забастовали металлурги и железнодорожники Украины 2

«Мы закончили апрель с негативным денежным потоком в размере свыше 600 миллионов гривен. Иными словами, мы потратили больше, чем заработали. Что касается мая, то предварительные расчеты мы уже сделали и могу сказать, что финансовые потери ориентировочно составят свыше 1,5 млрд гривен». При этом годовой фонд оплаты труда на АрселорМиттал Кривой Рог составляет 3 млрд грн. Сергей Пличко заявил также, что за действиями забастовщиков стоят определенные политики: «Они даже не скрывают себя и открыто поддерживают эти протесты в соцсетях и СМИ. Достаточно посмотреть телесюжеты на одном известном телеканале. Там один небезызвестный депутат Верховной рады Украины (Сергей Каплин – ред.) регулярно появляется со своими комментариями и воззваниями ради предстоящих президентских выборов. Нельзя ради рейтинга ввергать предприятия и экономику в хаос. К чему мы тогда придем? От этих протестов страдают уже многие предприятия, в том числе криворожские ГОКи. Они не могут вести отгрузку своей продукции, там тоже проблема нарастает, как снежный ком. Мы что, хотим себе же навредить ради чьих-то политических амбиций?»

Забастовки в Кременчуге и Кривом Роге, которые привели к фактической остановке крупнейшего металлургического комбината «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР), имеют политическую подоплеку и могут быть инсценированными. Об этом сообщил в эфире телеканала 112 Украина президент объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александр Каленков.

По словам Каленкова, забастовки уже привели к колоссальным потерям государства, а именно потере 90 млн долл. валютной выручки за четыре дня, остановке АМКР.

Или конкуренты

Криворожский журналист Сергей Капустин считает, что требования о зарплате в 1000 евро и ремонте локомотивов – лишь ширма для прикрытия попыток передачи Криворожстали под контроль доморощенных или российских бизнесменов. «Как только железнодорожники увидели, что их есть кем заменить, они тут же пошли на попятную и согласились на зарплату в 500-600 евро. Причем грязными, - пишет журналист. -

Или … крымский мост

Еще в марте 2005 года, почти сразу после продажи Криворожстали Лакшми Митталу промышленно-финансовый консорциум «Инвестиционно-металлургический союз» (ИМС), созданный Виктором Пинчуком и Ринатом Ахметовым обратился с иском в Хозяйственный суд Киева о признании незаконным приказа Фонда госимущества по Криворожстали. Но через месяц слушание дела приостановили и вернулись к нему только в 2013 году. Но истец трижды не являлся в суд, и в связи с этим обстоятельством иск остался без рассмотрения.

Напомним читателям, что летом 2004 года ИМС выиграл конкурс по приватизации 93,02% акций Криворожстали. За крупнейший металлургический комбинат в Украине консорциум ИМС заплатил около $800 млн. Конкурс сопровождался международным скандалом - ФГИ ввел в конкурс дополнительное условие, лишившее зарубежных участников возможности участвовать в приватизации. 24 октября 2005 года Криворожсталь на повторном приватизационном аукционе была приобретена индийским миллиардером Лакшми Митталом за $4,8 млрд. - в шесть раз дороже, чем цена, заплаченная в 2004 году ИМС. В декабре 2005 года государство в лице ФГИ вернуло Ахметову и Пинчуку $800 млн., заплаченных ИМС в 2004 году.

Так вот, в 2013 году Криворожсталь, возможно, не интересовала отечественных металлургических магнатов. Но времена меняются. «Ситуация в отечественной металлургии становится все сложнее. С открытием Крымского моста заметно ухудшатся условия работы для приазовских меткомбинатов, в частности, усложнится логистика по доставке угля и отправки готовой продукции на экспорт. Однозначно вырастет себестоимость продукции. Цены же на мировом рынке, которые в прошлом году были относительно высокими и побили пятилетний рекорд, будут падать – снижение котировок прогнозируется с осени этого года. Так что «Криворожсталь» становится особо лакомым кусочком, ведь она находится в непосредственной близости к черноморским портам и железорудному сырью», – пояснил «Стране» финансовый аналитик Алексей Кущ.

Лакшми Миттал приедет в Украину для урегулирования ситуации

Об этом в соцсети написал журналист Юрий Бутусов: «Ряд соседних предприятий в Кривом Роге уже поспешили заключить договора со своими коллективами о повышении до конца года зарплат для определенных категорий работников до 800 евро, - пишет Юрий Бутусов. - Но индийский менеджмент пока какой-то стратегии переговоров с коллективом реализовать не может. И считает, что вероятная остановка предприятия - это проблема не менеджмента - а самой Украины и ее инвестиционного климата. Менеджмент заявляет, что на предприятии самые высокие социальные стандарты в металлургии. Что тоже есть позиция.

В целом данная забастовка должна пойти «Арселор-Миттал» на пользу и решить затянувшийся конфликт в коллективе. Кризис на предприятии настоящий, острый, риск остановки одного из крупнейших экспортных предприятий достаточно велик, и проблемы, которые накопились за 13 после приватизации велики. Все могут проиграть, нужна модель выхода из кризиса. Которой пока нет.

Будем смотреть за ситуацией, надеюсь, будет найден компромисс и налажена адекватная коммуникация».

Криворожский журналист Сергей Капустин считает, что для Миттала, действительно, наступает время Ч: «Именно в этот ближайший его визит станет ясно, - или его вынудят уйти из Украины, отожмут Криворожсталь без всяких компенсаций и гуляй, Вася!.. Или он жестко и определенно заявит о решимости продолжать свой бизнес в Украине, но потребует невмешательства сторонних сил (политиков, чиновников, криминальных и прочих авторитетов, правоохранительных, фискальных органов и др.) в деятельность предприятия. А с т.н. профсоюзами и трудовым коллективом он как-нибудь сам разберется.

Ну и еще раз скажу, что если Миттала вынудят уйти из Украины, на стране можно ставить крест. Никакой инвестор, кроме российского, сюда не зайдет. Прощай, Незалежность!.. А Криворожсталь пойдет на металлолом, там его много».

Штрейкбрехеры из Укрзалізниці

Генеральный директор меткомбината Парамжит Калон обратился к президенту Украины Петру Порошенко, и тот дал поручение министру инфраструктуры помочь собственникам «ArcelorMittal Кривой Рог». Решили вопрос оригинально: на комбинат из других регионов перебрасываются и тепловозы, и железнодорожные бригады.

21 мая на сайте Укрзалізниці появилось сообщение, что благодаря помощи ведомства ситуация с железнодорожными перевозками на АрселорМиттал стабилизировалась. В частности, было направлено 12 тепловозов ЧМЭ и 17 локомотивных бригад.

«Укрзалізниця направила для помощи металлургическому предприятию по пять локомотивов из Донецкого и Одесской региональных филиалов и два - из Южной регионального филиала. «Мы за считанные часы организовали отправления локомотивов для компании АрселорМиттал, чтобы не дать остановиться металлургическом гиганте. Укрзалізниця ответственно относится к потребностям своих партнеров и экономики Украины», - прокомментировал и. о. председателя правления ПАО «Укрзалізниця» Евгений Кравцов.

Почему забастовали металлурги и железнодорожники Украины 3

Кстати, и сотрудники комбината и руководство завода написали заявление в полицию. Сотрудники сообщили правоохранителям, что несколько дней на тепловозах работает неизвестно кто. Сотрудники предприятия утверждают, что этим людям сейчас платят наличными. Фактов правоохранителям, говорят в пресс-службе Криворожского отдела полиции, пока не предоставили. А заявление руководства комбината касается незаконности забастовки.

Работники железнодорожного цеха горно-металлургического комбината «АрселорМиттал Кривой Рог» после четырехдневной забастовки приступили к работе, сообщает 21 мая пресс-служба предприятия. «20 мая, после четырехдневной забастовки, третья смена железнодорожников приступила к работе, в ночь с воскресенья на понедельник вышла первая, а с сегодняшнего утра работает вторая (всего четыре смены). В настоящий момент цех по эксплуатации железнодорожного транспорта ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» работает стабильно, на линии задействовано 82 тепловоза (все – собственные). Предприятие готовится к постепенному восстановлению полного металлургического цикла и работы всех агрегатов», – сообщается в пресс-релизе.

Руководство компании приняло решение о выплате 22 мая аванса рабочим в полном объеме с учетом повышения зарплаты (с 1 мая 2018 года оклады работников предприятия были повышены от 5% до 20%). Вместе с тем администрация завода приостановила реализацию ряда своих социальных проектов.

Забастовка железнодорожников набирает обороты

Вчера стало известно, что к итальянской забастовке железнодорожников присоединилось и локомотивное депо Запорожья. Местные машинисты и диспетчеры присоединились к четырем требованиям:

- повышение заработной платы,

- возврат льготной пенсии,

- обновление локомотивного и вагонного парка,

- отставка всех членов правления «Укрзализныци».

Как сообщает Интерфакс, вслед за работниками АМКР работники ЧАО «Северный горно-обогатительный комбинат» (СевГОК, Кривой Рог Днепропетровской обл.), входящего в группу «Метинвест», потребовали повышения ежемесячной заработной платы до 1000 евро. Чем все это кончится, будем наблюдать.

Что будет с гривной

Уже появились прогнозы, что забастовки металлургов и железнодорожников могут вызвать обвал гривни. Так глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики 16 мая заявил об огромных убытках, вызванных забастовкой: «У меня есть свежие данные. Только за один день предприятия Кривого Рога потеряли $2,5 млн экспортной выручки. Это очень много, это треть суточного производства».

Кроме того, по его словам, с каждым днем потери ГОКов нарастают как «снежный ком». За три дня забастовки металлурги не смогли отправить 17 железнодорожных маршрутов или 63 тыс. тонн железорудного сырья. Если «итальянка» будет продолжаться, то может обвалиться курс национальной валюты.

«Если такая тенденция продолжится, то от забастовки пострадает не только металлургический комбинат. Это отразится на всей экономике страны. ГОКам придется снизить производство и вывести в простой минимум треть сотрудников. Естественно, сократятся поступления в бюджеты разных уровней, плюс недопоступление валютной выручки ударит по курсу гривны», — заявил глава ФМУ.

 

Марина Деобальд

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.