Днепр

Обучение музыке в Днепре станет удовольствием для богатых

Недавно, на сайте горсовета Днепра появился проект решение исполкома, который всколыхнул всех родителей чьи дети учатся в музыкальных школах Днепра. Речь идет о «Положении об оплате за обучение в школах эстетического воспитания коммунальной собственности г. Днепр». Среди родителей и работников музыкальных школ даже прошел слух о повышении оплаты до немыслимых 1500 грн в месяц. И вчера для того чтобы разобраться в ситуации, Общественный совет при горсовете Днепра пригласил на свое заседание профильных чиновников. Что предлагают чиновники, и к чему приведут их идеи?

Три сорта детей

Музыкальные школы Днепра действительно ждут большие изменения. О концепции этих изменений рассказал начальник управления культуры горсовета Днепра Евгений Хорошилов:

Евгений Хорошилов

«После окончания наших школ (эстетического воспитания – ред.), а это 6-8 лет обучения выпускники получают свидетельство государственного образца, которое учитывается при поступлении в специальные художественные, музыкальные ВУЗы.

Но честно говоря нельзя утверждать, что музыкальные, художественные школы в Днепре имеют эффективное развитие. В школах низкая зарплата педагогов – около 5600 грн. Имеем лишь единичные факты громких побед наших воспитанников на международных и всеукраинских конкурсах. В этом году 521 ученик стали победителями профессиональных соревнований. Это всего лишь 7,6% от общего числа учеников, которые учатся в школах. Материальная база всех наших учреждений устарела. 73% всех музыкальных инструментов имеют возраст свыше 20 лет. 67% помещений требуют текущего или капитального ремонта. Большая часть из них — это подвалы или полуподвалы. 52% компьютерной техники имеют возраст свыше 10 лет. Сейчас школы эстетического воспитания это 22 учреждения: 17 музыкальных, 2 художественных, 2 школы искусств, 1 школа классических танцев. Всего в школах на сегодняшний день учится 8306 учеников. В школах учатся дети льготных категорий, которые учатся или бесплатно, или оплачивают 50% от суммы. Таких сейчас 1415 детей – это 18,65%. 

Общий бюджет школ эстетического воспитания составляет около 125 млн грн. Львиная часть, почти 80% это зарплата с начислениями.

Мы детально изучили имеющийся рынок музыкального обучения в Днепре. Он состоит из трех секторов. Первый это наши коммунальные школы где обучение за 210 грн в месяц. Второй — частные школы и курсы с современными инструментами, хорошими помещениями и квалифицированными преподавателями с оплатой обучения в зависимости от плана обучения – за индивидуальные уроки по 200 грн, или курсы за 2000 грн в месяц. И последний сегмент – обучение дома у ученика или дома у учителя. Стоимость поурочно – 80-200 грн. И проведя такой анализ мы поняли, что не всегда школы эстетического воспитания могут составить достойную конкуренцию и дать качественные знания. 

Наша концепция направлена на развитие образования и называется «20-20-60». Детей можно поделить на три категории. Первая это дети-льготники, которые учатся бесплатно, или платят 50% платы – их около 20%. Еще 20% детей это талантливые дети – отличники учебы, призеры и победители конкурсов, участники ансамблей, они учатся за 210 грн, и имеют возможность получить стипендию и учиться бесплатно. И 60% детей это дети, которых родители отправили в школы с целью организации их досуга, и которые посещают школу только с целью получения базовых навыков игры на инструментах. Сейчас таких в реальности 64%. Родительская плата в концепции устанавливается в зависимости от выбранных условий обучения.

Доступ к художественному образованию не ограничат. Дети, которые имеют способности и желание учиться, получат возможность обучения за небольшую плату, или получать стипендию и учиться бесплатно, бесплатно участвовать в международных конкурсах, получать новейшие инструменты. Дети, которым родители организовали досуг – за них можно будет заплатить или за полный курс, с возможностью получения государственного свидетельства, или выбрать сокращенный вариант обучения базовым навыкам игры на инструментах.

Также эти 60% смогут заказывать индивидуальные уроки, сами формировать курсы, что им учить, на что больше делать упор – только фортепиано, или фортепиано и гитара, или и то и другое и вокал еще. Вариантов много. При этом если они достигнут высоких результатов, то их могут перевести в талантливые и одаренные и на бюджетную форму обучения. Также мы планируем создавать новые направление в музыкальных школах – обучение для самых маленьких (2-5 лет), музыкальное обучение для взрослых, джаз, детское кино, актерское мастерство. И разрабатывается проект музыкального детского лагеря. Сейчас нет единой рассчитанной стоимости обучения по новой системе. Будем учитывать нормативы Министерства культуры и реальную рыночную стоимость музыкального обучения в нашем городе».

Нет денег – идите в кружки!

Сказать, что общественность была не рада концепции чиновников – наверное ничего не сказать. И то что показали присутствовавшим, мало походило на программу или качественный проект. Глава гуманитарного комитета общественного совета, Олег Ростовцев задал вполне резонный вопрос:

Олег Ростовцев

«Хотелось бы последним слайдом увидеть вашей презентации увидеть ожидаемые результаты от внедрения ваших идей. Насколько увеличатся зарплаты учителей? Сколько и когда будет закуплено новых инструментов? Как улучшится материальная часть школ? И самое главное – сколько детей вы привлечете в школы? Ведь вопрос не в том сколько останется? А как сделать чтобы их стало 10, 15, 20 тысяч! Или вы не считаете, что ваша задача — это увеличение количества детей, которые ходят в музыкальные школы? Чтобы дети учились играть на пианино, а не читали надписи с солями и спайсами! Чтобы привести в школы детей «групп риска» и воспитать их! Те, у кого есть много денег, идут в частные школы. У кого нет много денег идут в коммунальные. Вы предлагаете повысить качество в коммунальной школе, чтобы туда перешли из частных школ? А что делать остальным?»

Оказалось, что чиновники ждут повышения зарплаты на 20%. Но только у «востребованных» преподавателей. И неизвестно, когда. По остальным показателям – ни Хорошилов, ни присутствовавшая директор департамента гуманитарной политики Ксения Сушко не сказали ни слова. А по мнению председателя общественного совета Лилии Богачевой концепция не только выбросит на улицу большую часть учащихся музыкальных школ, но и создаст поле для коррупции:

«Во-первых, согласно закона «Об образовании» для образовательных учреждений у нас нет такого понятия как самоокупаемость – к чему у нас подводится. Во-вторых, у нас есть много семей которые условно «не обедают в дорогих ресторанах», у которых допустим двое детей. Вашей концепцией дети из таких семей лишаются возможности обучаться в музыкальных школах. Не всегда ребенка отправляют ради обучения потом в консерватории, не всегда ребенок будет занимать места в государственных конкурсах. По такому принципу можно закрыть и общеобразовательные школы – потому что там нет определенного процента отличников. Музыка – это общее образование. У моих знакомых в США в обычной школе дают музыкальное образование на уровне нашей музыкальной школы. Вопрос обучения в музыкальных школах – социальный. Не может быть там плата выше чем 10% от минимальной зарплаты. Потому что иначе вы отправляете детей на улицу, потому что они не luxuryсегмент. А определение «талантливый ребенок» это большое поле для спекуляций, для коррупции. И посмотрев презентацию, я не увидела, чтобы провели аудит школ – сколько выделяли денег на инструменты, на ремонты».

Лилия Богачева

Ответ чиновников был прост: «не имеете возможность оплаты – идите в «кружки», студии во внешкольные учреждения для получения базовых навыков игры на инструментах». И что в сложившейся ситуации, виноваты родители, которые не понимают «реальной потребности уровня обучения их детей». И которые «отправляют детей туда где им не хочется учиться». «Отправка детей в музыкальные школы – это удовлетворение несбывшихся амбиций родителей» — Ксения Сушко. Конец цитаты. 

Ксения Сушко

На слова присутствовавших что «кружки — это не тот уровень обучения» внятного ответа не последовало. И самое главное – за 2 часа обсуждения чиновники не назвали ни одной цифры для внедрения этой концепции. Никаких сумм на закупки инструментов, мебели, на проведение ремонтов, и прочие нужды музыкальных школ. Кстати и расчет суммы за месячное обучение чиновники хотят возложить на руководителей школ. «При согласовании с департаментом гумполитики». Вполне удобная позиция – ведь тогда чиновники легко смогут пенять на директоров школ.

В нынешней ситуации радует только одно – пока эта концепция и положение про плату за обучение это лишь проекты. Которые должны пройти через обсуждения в депутатских комиссиях, и только потом возможно приниматься на исполкоме. И надеемся, что детям никогда не придется под стенами горсовета играть «Реквием» депутатам.

Егор Мороз

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: