Пресс-релизы

Птицы высокого полета: топ-5 украинских авиакомпаний и наступление лоукостов

Авиационный рынок Украины ждут изменения в связи с выходом на него нового сильного иностранного игрока-лоукостера. Какие же украинские авиаперевозчики сейчас занимают лидирующие позиции и кому из них украинцы отдают больше денег? А также что будет происходить с рынком в ближайшее время — узнавали аналитики компании YouControl. 

Авиаперелеты становятся все более привычным способом передвижения для Украинской. После небольшого спада в 2014-2015 годах, с 2016 и дальше пассажиропоток через аэропорты Украины постоянно растет. Это касается как внутренних, так и международных перелетов. Однако динамика увеличения спроса на авиаперелеты Украины и за границу неравномерна. Так, по информации Госавиаслужбы Украины, 2017 по сравнению с 2016 годом количество пассажиров на внутренних рейсах увеличилось почти на 18%, а на международных — почти на 29%.

Украинцев и иностранных гостей в течение 2017 года в небо поднимало 18 отечественных авиакомпаний. Регулярные рейсы между Украиной и другими государствами в течение указанного года осуществляли 10 украинских авиакомпаний (до 43-х стран) и 29 иностранных (до 27 стран). Интересно, что отечественные авиаперевозчики международными рейсами перевезли 5 837,5 тыс. пассажиров, а иностранные — 4 975,8 тыс. пассажиров. То есть пока наши авиакомпании все же выдерживают определенную конкуренцию.

Согласно статистике той же Госавиаслужбы, по 2017 из всех отечественных авиакомпаний 93% перевозок осуществлено пятью ведущими игроками рынка. Для сравнения, в 2016 году 6 украинских авиакомпаний выполнили 95% от общих объемов авиаперевозок.

По уровню доходов, отечественные компании получали в течение последних лет, пятерку лидеров, конечно, возглавляет МАУ, далее следует Роза ветров и Азур Эйр Украина. На четвертом месте оказалась компания Янеир, а на пятой — Атласджет Украина. В этом рейтинге пока не фигурирует компания Браво, ведь она только в апреле 2016 начала работу на отечественном авиарынке.

Показательно то, что разрыв по уровню доходов авиакомпаний очень значителен. Это указывает на высокую концентрацию отечественного авиарынка, снизить которую в ближайшей перспективе может только приход крупных иностранных лоукостеров. Так, в 2016 году МАУ по этому показателю обогнала ближайшего преследователя — Розу ветров — в 6 раз. Роза ветров, в свою очередь, заработала вдвое больше Азур Эйр Украина.

Кто они?

Так что же это за отечественные авиакомпании, которым украинцы и иностранцы отдали миллиарда за последние несколько лет?

Лидером среди отечественных авиаперевозчиков остается МАУ. Компания была основана в 1992 году. Сейчас она входит в финансово-промышленной группы (ФПГ) Приват, а среди владельцев значатся ООО Кэпитал Инвестмент Проджект и кипрская компания Онтобет Промоушинз Лимитед. Согласно индексу FinScore в системе YouControl, компания в последние годы повышает свою финансовую устойчивость, которая сейчас является умеренной.

Примечание: FinScore — это индекс финансовой устойчивости компаний от YouControl, основанный на 10 финансовых индикаторах по данным по состоянию на 01.01.2017 г .. Эти индикаторы комплексно отражают состояние ликвидности, платежеспособности, рентабельности и деловой активности компании по сравнению с конкурентами на рынке.

В МАУ есть представительства как в городах Украины, так и в двух десятках стран. По официальной информации МАУ, авиакомпания соединяет Украину с более чем 80 крупнейшими городами Европы, Азии, Америки, Африки, Ближнего Востока и стран СНГ. Кроме этого, она обеспечивает стыковку с маршрутами авиакомпаний-партнеров в более 3 тыс. городов мира.

Windrose или более привычное название — Роза ветров — также значимая для украинского рынка авиакомпания. Она работает с 2003 г., а сейчас позиционирует себя как крупнейшая украинская чартерная авиакомпания. Розу ветров учредили ООО Райдел и кипрская компания Брегензер Лимитед (BREGENZER LIMITED). Как и МАУ, перевозчик входит в ФПГ Приват. По данным YouControl, компания имеет выше среднего уровень финансовой устойчивости.

Сейчас перевозчик обеспечивает пассажиров регулярными рейсами из Киева в курортные страны — Болгарию, Румынию, Хорватию, Грецию, Испанию и Италию. Также Роза ветров имеет много чартерных рейсов в Турцию и Египет из разных городов Украины — из Киева, Днепра, Запорожья, Львова, Одессы и Винницы.

Пытается догнать Розу ветров Азур Эйр Украина, причем направления полетов у них тоже во многом похожи. Авиакомпания предлагает пассажирам перелеты из нескольких украинских городов (Киева, Одессы, Львова, Харькова, Запорожья) до популярных туристических городов Турции, Египта, Туниса, Испании, Болгарии.

Компания работает на рынке с 2008 года. Среди ее учредителей значатся ООО Украинская Хендлинговая компания, ООО Форумавиа и турецкая компания Байрам Йульга. Согласно информации системы YouControl, финансовая устойчивость Азур Эйр Украина выросла до уровня, выше среднего.

Несколько меньший игрок авиарынка — создан в 2012 г.. Компания YanAir. Ее единоличным учредителем и конечным бенефициаром является Янчук Алексей Владимирович. Компания имеет сравнительно низкий уровень финансовой устойчивости, а значит, вероятность ее банкротства достаточно высока.

Больше всего регулярных рейсов перевозчик обеспечивает в Грузию, в частности, в Тбилиси и Батуми из Киева, Одессы и Львова. Компания регулярно летает и в Тель-Авив из Одессы и Киева. Также YanAir предлагает чартеры в города Египта, Турции, Болгарии, Финляндии и Словакии.

Замыкает первую пятерку компаний, которым украинцы обеспечивают высокие прибыли — Атласджет Украина, основанная в 2013 году. С 2015 г. авиакомпания использует торговую марку Atlasglobal. Среди ее основателей указано турецкое акционерное общество Атласджет Гавацилик А.С. и ООО АИС Групп Украина. Компания имеет достаточно низкий уровень финансовой устойчивости, по данным YouControl.

Перевозчик предлагает пассажирам регулярные и чартерные рейсы из Львова, Харькова и Запорожья в аэропорт в Стамбуле, а оттуда — в другие города Турции, Кипра, Европы, Кавказа, Центральной Азии, Ближнего Востока.

Перспективы передела рынка

Все топовые авиаперевозчики Украины в последние годы наращивали объемы перевозки пассажиров и как следствие — доходы. Однако ситуация может начать меняться, в частности, из-за выхода на украинский рынок новых иностранных игроков-лоукостеров, которые составят мощную конкуренцию отечественным авиакомпаниям.

В свое время на украинский рынок уже выходил достаточно сильный лоукостер — Wizz Air. Он начал осуществлять рейсы из Украины в 2008 году. За эти 10 лет компания успела закрыть украинский офис, однако оставила нашу страну в своей карте полетов. Сейчас она предлагает рейсы из Киева, Львова и Харькова. Только из украинской столицы лоукостер летает в города Дании, Эстонии, Кипра, Литвы, Германии, Великобритании, Польше, Португалии, Словакии, и Венгрии. Однако это лишь один конкурент отечественным перевозчикам, который и так является достаточно популярным среди украинцев, которые хотят летать по привлекательным ценам, пусть и не с лучшими условиями.

В этом году наконец-то закончилась долговременная эпопея с бюджетным перевозчиком Ryanair, предварительно уже в сентябре он начнет полеты из Украины. Недавно аэропорт Борисполь таки смог договориться с ирландским лоукостером об условиях сотрудничества. Это приведет к увеличению борьбы за украинских авиапассажиров и за иностранных гостей. Эксперты рынка видят в выходе на отечественный рынок Ryanair разные последствия.

Конечно, ирландский лоукостер составит конкуренцию в первую очередь для Wizz Air и МАУ, особенно по тем направлениям, которые будут совпадать у украинского перевозчика-лидера и у Ryanair. А конкуренция — это хорошо, считает директор программы Инфраструктура будущего аналитического центра Украинский институт будущего Владимир Шульмейстер. По его мнению, сейчас на отечественном авиарынке качеством ни одна из компаний не выделяется, поэтому конкурировать между собой придется с помощью цены.

«На растущем рынке, а авиационный рынок именно такой, вряд ли кто на этом этапе потеряет клиентов. Приток новых клиентов будет частично поглощаться как существующими, так и новыми игроками», — считает эксперт. К тому же он отмечает, что при выхода компании на рынок требуется время, чтобы что-то почувствовать, сделать определенные выводы. Шока в первые несколько месяцев после начала полетов Ryanair ожидать не стоит.

Вадим Бардась, инвестиционный аналитик Европейского аналитического центра, также среди главных последсвий прихода в Украину ирландского авиаперевозчика называет повышение конкуренции и вообще снижение стоимости билетов, и не только на зарубежные рейсы. «Если из Мадрида в Дублин можно заказать билет у Ryanair за 30 евро, то в Украине только перелет из Харькова во Львов будет стоить вдвое дороже. Поэтому в долгосрочной перспективе можно ожидать снижения стоимости внутренних авиапевозок на 50-70%. Приход такого нового мощного игрока, как Ryanair, заставит то же МАУ существенно поднять сервис и снизить цены», — утверждает эксперт.

Именно МАУ придется в первую очередь бороться за своих клиентов, считает Владимир Наумов, председатель совета ОО Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры: «Приход одного лоукостера или нескольких на наш рынок авиаперевозок только стимулирует этого перевозчика разрабатывать механизмы (систему скидок) для пассажиров. В целом же украинским перевозчикам нужно пересмотреть свой сервис. А вот чартерным авиакомпаниям и тем, что направлены на транзитных пассажиров, как по мне, сильно волноваться не нужно. Они имеют своего постоянного клиента и, думаю, смогут сохранить свою долю на авиарынке».

Однако влияние Ryanair, по мнению Владимира Наумова, будет не только на украинские компании, работающие на отечественном рынке: «Главная конкуренция за нашего пассажира будет между Ryanair и WizzAir. И как по мне, WizzAir имеет свои преимущества — вылет и прилет в аэропорты с удобным местоположением».

Определить лидеров рынка — легко

Чтобы понять, какие компании того или иного рынка — его лидеры, можно использовать инструмент Рынки, который доступен в системе YouControl. Выбрав нужные КВЭДы и другие критерии (среди которых — регион, состояние, количество работников), можно сформировать соответствующий рейтинг ТОП-25 компаний.

Кроме названий компаний, в рейтинге есть информация об их выручке, объем импорта и экспорта. А кликнув на название компании, вам откроется ее полное досье.

Аналитическая платформа

YouControl

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: