Как защитить ферму от криптокоррупции: советы майнерам от адвоката

Как защитить ферму от криптокоррупции: советы майнерам от адвоката

Пока финансовые теоретики только обсуждают перспективность криптовалют, практики давно сталкиваются со своеобразной криптокоррупцией.

Директор адвокатского бюро «Сергеев и партнёры» – Кирилл Сергеев уже с октября 2017 года занимается защитой имущественных прав своего клиента, у которого была изъята аппаратура для майнинга. Изучая аналогичные случаи изъятия – Кирилл пришёл к очень любопытному выводу. Но все по порядку.

Как защитить ферму от криптокоррупции: советы майнерам от адвоката 1

Майнингом называется производство или добыча криптовалют на своем оборудовании. Оно не сложное, все зависит от количества видеокарт. Чем больше видеокарт объединены в партнерские пулы или большие майнинговые фермы – тем выше процент производства своей криптовалюты.

Криптовалюта может быть разной. На сегодня это уже не обязательно биткоин. Но сами майнеры не создают какую-то новую валюту, они просто добывают уже созданную на своём домашнем оборудовании.

Можно было бы сравнить это с печатным станком. Но разница в том, что станок просто печатает столько сколько нужно валюты, а криптовалюта добывыется путём сложных математических вычислений, среди которых удачные, «добывающие» криптовалюту, случаются где-то в соотношении 1 на 10 минут и то – не для всех.

Не буду вдаваться в долгие разъяснения, уточню, что сегодня при хорошем курсе крипты – даже 1 биткоин стоит 10 тысяч долларов. Потому это все более популярное и прибыльное дело, в которое, тем не менее, тоже надо хорошенько вложиться. Правда, добываться биткоин может далеко не быстро…

В любом случае, приобретенное оборудование стоит денег и является собственностью владельца. Не важно: использует он его или нет.

Как рассказывает Кирилл, его клиент тоже имел оборудование для майнинга. По определенным причинам, не связанным с майнингом, его имущество должно было быть описано на съемной квартире. Но случилось как раз наоборот. Документа о описи имущества – нет, а вот именно оборудование для майнинга было изъято.

Как защитить ферму от криптокоррупции: советы майнерам от адвоката 2

-Противоправным такое изъятие называется потому, что изымается без предъявления обвинений. Но поскольку майнинг сегодня находится вне правового поля, то обвинить человека в незаконных действиях тоже нельзя. Скажу более – с нас требовали доказать права собственности на это оборудование. Это все равно, что требовать у вас права собственности на ваш телевизор, смартфон, ручку… или другую вашу личную вещь…

-Но все-таки, какие-то причины вынести именно оборудование для майнинга были?

- Сначала следователь занимает позицию, что у них возникло подозрение, что это оборудование, которое может использоваться с целью шпионажа и они изъяли ее для передачи на экспертизу в СБУ. Якобы цель, чтоб экспертиза установила – шпионское это оборудование или нет.

-А что можно определить как шпионское оборудование? Просто интересно, по какому поводу могут забрать личные вещи?

- И смартфон и компьютер можно считать приборами для шпионажа. А майнинговая ферма – это просто набор видеокарт. Для несведующего человека – груда непонятных деталей, которые неизвестно вообще работают ли, или просто так хранятся. А полиция, как оказалось, в курсе дела.

Увидев устройство для майнинга, патруль вызывает опергруппу, которая изымает ферму. Сначала следователь занимает позицию, что у них возникло подозрение, что это оборудование, которое может использоваться с целью шпионажа и они изъяли ее для передачи на экспертизу в СБУ. Чтобы экспертиза установила – шпионское это оборудование или нет.

Но уже в первом разговоре, рассказывая нам о «подозрении в шпионаже» следователь показывал хорошее владение пониманием, что это за оборудование. Даже при первом звонке от нас, когда наш адвокат начал объяснять по какому делу он звонит, следователь сказал: «а, это там где майнинговую ферму забрали?».

Также, он упомянул такой эпизод истории: «Когда я зашел в дом и увидел ферму, сфотографировал ее и отправил начальнику (следственного отдела), тот написал: «да, это оно, забирай». Полиция точно знала, что это.

То есть, спутать майнинговое оборудование со шпионским они не могли. Но вот на практике полиция часто использует этот аргумент. Но у них особо и придумать нечего, ведь оборудование (сами видеокарты) законное. Да и сегодня все меньше остается людей, которые не знают что такое майнинг.

-А вот в самом деле – майнинг законен или нет?

- И криптовалюта, и блокчен, и майнинг находится вне правового поля. Это все понятия и действия не классифицируются как законные или незаконные. Ведь майнингом же не печатается поддельная официальная государственная валюта - доллары, евро, гривны.

Мы разработали стратегию защиты в контексте именно противоправного изъятия личных вещей. По этой стратегии и пошли. Сначала мы заняли позицию, что данное оборудование не может рассматриваться, как шпионское, поскольку оно находится в свободном гражданском обороте и состоит из простых видеокарт, которые можно законно купить в любом магазине. На определенном этапе, следствие вынуждено было согласиться.

Тогда они потребовали доказательство права собственности на оборудование. Они надеялись на то, что при покупке видеокарт, нет документа, где бы совпадали личные данные (фамилия имя, код, паспорт) и серийный номер товара.

Начнём с того, что товар часто покупают бывший в употреблении, не обязательно в магазине. А если в магазине, при покупке фамилию и имя пишут только в гарантийных талонах, и то не всегда. В таких случаях не пишут номер паспорта, без которого можно сказать, что это однофамилец. Да, может быть два или несколько человек с одинаковым ФИО, но не может быть двух с одинаковым кодом (идентификационным номером). А человека можно персонализировать. У оборудования тоже есть свои данные – серийный номер. Но даже при покупке в магазине – в квитанциях часто нет фамилий, а бывает, что и серийного номера товара тоже нет. Не говоря уже о том, что большинство такого оборудования майнеры покупают с рук друг у друга.

-То есть, требуя у вас доказательств права, следователи действовали не законно?

Понимаете, в юриспруденции хватает лазеек... как раз доказывая нам, что оборудование не принадлежит нашему клиенту, следователи цеплялись за эти лазейки. Но все эти лазейки «работают» только в том случае, если не понимать, что право – это очень точная система.

Нашим доказательством права собственности были коробки от видеокарт. Когда нам начали говорить, что коробки вообще не доказательство, мы вынуждены были разочаровать надежды следствия. Дело в том, что данный товар – видеокарты, не относятся к категории вещей требующих нотариального заверения и тем более государственной регистрации, не существует и реестра прав собственности на видеокарты.

Это товар свободного гражданского оборота, право собственности на который доказывается обладанием предметов его комплектации, упаковки и финансовых документов (Закон «О защите прав потребителей»). Соответственно то, что мы владеем коробками, на которых указаны серийные номера видеокарт, которые совпадают с картами в биткоин-ферме, является достаточным доказательством права собственности, и других просто не существует. В конце-концов – ферму нам отдали.

-Подождите, а зачем все эти доказательства, если сначала было понятно – что это не шпионский аппарат, каков смысл этих доказательств?

- Нам просто не хотели отдавать оборудование и искали аргументы. Сначала – отправили на «экспертизу». А такая экспертиза может длиться годами. Можно и официально – передать изъятый предмет на ответственное хранение с правом использования. Потом придумали «право собственности», с уверенностью, что с этим доказательством у нас ничего не выйдет.

Как защитить ферму от криптокоррупции: советы майнерам от адвоката 3

Я вам даже больше скажу, на наше требование предоставить нам первоначально заявленную опись имущества, нам ответили, что наш клиент не является стороной в деле, но право собственности все-таки требовали предоставить. То есть, сторона – это хозяйка квартиры, вызвавшая полицейских. В конце всех наших общений и официальных ответов, результат свелся к тому, что следователь ни как не хотел отдавать оборудование для майнинга.

-Зачем?

- Уже тогда, при входе в это дело, у меня закралось подозрение, что полиция майнит, или самостоятельно, или имеет процент от майнеров, для которых добывает оборудование. Свое подозрение я тогда опубликовал в Фейсбук и мне сразу начали писать в личку разные люди, что так и есть целые очень большие фермы и у полиции, и у прокуратуры, а следователям даже ставят планы по добычи ферм. Но это их личные наблюдения и опыт

-Что официально предъявляется «подозреваемому», чтобы забрать именно такое оборудование…

- Нормативного акта для правового изъятия аппаратуры для майнинга – нет. Потому ее добывают, конечно же, путем использования своего служебного положения. Прикрываясь опосредованными поводами: хранение наркотиков, оружия, торговля людьми… Мы столкнулись с обвинением в шпионаже.

-Цена вопроса?

- Создать небольшую домашнюю ферму может стоить от 5 до 20 тыс. долларов, а если ты следователь, ты можешь забрать такую ферму бесплатно на «экспертизу». Если учесть, что за месяц может оптимально добываться 1 биткоин в эквиваленте 10 тысяч долларов, то на «экспертизе» можно «поднять» достаточно незадекларированных средств. Наша ферма была изъята в течении 6 месяцев: с октября по апрель.

-А как находят майнеров?

- Чаще всего по большим счетам за электроэнергию. Но это если есть прецедент неуплаты. Но могут и специально просить работников местных энергокомпаний – отслеживать большие счета за электричество, даже если эти счета исправно оплачиваются.

-В вашем случае – это случайно не такой долг был?

- Нет, прецедент был в смене замка арендатором. Причем он сам позвонил хозяйке и сказал, что замок сломался, и он его меняет и потому звонит и предупреждает. На следующий день она сообщила ему что взломала двери и попросила полицию описать его вещи. С этого все и началось.

А если сама система полиции и следственных органов занимается таким майнингом на изъятом оборудовании, то они если майнят, то как действуют – законно или нет. В отношении майнинга это не регулируется законом: кто и где майнит криптовалюту.

Особенность майнинга, как и криптовалют, что юридически их не существует. В Украине нет ни одного нормативного акта, который бы упоминал о существовании этих явлений. В большинстве развитых стран их уже легализировали, и даже начали государственный контроль, в Украине этот процесс пока бесконтрольный. А вот наши коррупцинеры уже активно берут взятки в биткоинах, очень удобно – де-юре, такой валюты нет, а де-факто есть и стоит дорого, да и электронные деньги не пометишь и на взятке не словишь. Пока майнинг не запрещен, но и не защищен законом, поэтому у полиции здесь руки развязаны.

Регулируется только законное и незаконное изъятие. Но в нашем случае в размерах страны – так щемят многих майнеров: находят повод попасть в квартиру и оформляют изъятие оборудования, для экспертизы в СБУ. Полиция редко что-то новое придумывает.

-Так что же делать майнерам? Тем более что они уже вложили немалые суммы в свои фермы?

- Повышать свое юридическое образование. А также сохранять права собственности – чеки, квитанции, коробки. Не помешает потратиться на настройки фермы, не позволяющие добывать крипту на других компьютерах, кроме хозяйского. Эти настройки дорогие, но если они у вас будут установлены, то для полиции это оборудование станет просто бесполезным. А значит – его быстро вернут.

Марина Ткаченко

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.