Кто уберет ртутный Чернобыль в десяти минутах езды от Крещатика

Кто уберет ртутный Чернобыль в десяти минутах езды от Крещатика

Временная контрольная комиссия по изучению ситуации, сложившейся на территории киевского завода «Радикал», была создана Киевсоветом еще 20 декабря 2017 года. Но лишь вчера ее руководитель Алексей Новиков вышел к прессе, чтобы рассказать о результатах первого заседания комиссии, которое состоялось 23 марта, и планах по решению одной из наиболее острых экологических проблем столицы.

В принципе, с учетом того, что эпопея с «ртутным Чернобылем», расположенным в 500 метрах от станции метро «Лесная», длится уже два десятилетия, оперативность столичных депутатов, озаботившихся проблемой, можно считать довольно высокой. Главная цель комиссии, по словам Новикова, добиться проведения мероприятий по демеркуризации территории завода, ее очищению от опасных химических отходов. А для начала депутаты решили направить обращения к «соответствующим государственным органам», чтобы на основе полученных ответов разработать план действий.

История одного теракта замедленного действия

Завод «Радикал» был одним из крупнейших химических заводов в Советском Союзе, производившим продукцию с применением ртути и не только. Кроме прочего, на нем изготавливали хлор, каустическую соду, серную и соляную кислоту, а также ДДТ, иприт и мышьяковые соединения.

Кто уберет ртутный Чернобыль в десяти минутах езды от Крещатика 1

Изначально «Радикал» служил одним из звеньев спроектированной еще до войны промышленной зоны, куда входили ПО «Химволокно», Дарницкий шелковый комбинат, Институт органической химии и ряд исследовательских производств. В радиусе километра этой промзоны действовал запрет на застройку. Но в 70-х годах она постепенно оказалась в пределах стремительно разраставшейся столицы.

В 1996 году производство на заводе было остановлено без соблюдения соответствующих норм и регламентов, то есть практически одним нажатием кнопки. В 2001-ом сотрудники подразделения МЧС Украины собрали с территории завода 100 тонн ртути и 80 тонн ртутьсодержащих шламов, которые были отправлены на переработку на Никитовский ртутный комбинат в Горловке. К концу марта 2002 года на территории завода оставалось 117 тонн олеума, 109 тонн серной и 62 тонны соляной кислоты, 44 тонны ртутьсодержащих шламов, 12,5 тонн аммиака, 486 тонн шламов солерастворения, 3192 кг твердых радиоактивных отходов и 2500 тонн прочих сверхтоксичных химикатов. В 2002 году «Радикал» был признан особо опасным объектом.  С 2002 до начала 2009 года работы по вывозу и утилизации отходов не производились. В 2009-ом же сотрудники МЧС вывезли с территории завода еще 120 тонн ртути, оценив количество оставшейся в грунтах ртути в размерах 200 тонн, а стоимость работ по очистке территории завода – в 160 млн грн (по тогдашнему курсу – 20 млн долларов США).

Законом «Об Общегосударственной целевой программе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на 2013-2017 годы», принятом при прошлой власти, на санацию территории и объектов «Радикала» предполагалось направить 134 миллиона гривен. Но этого не произошло, как и дальнейшей очистки территории предприятия от вредоносных химикатов. 

Жизнь в «мертвой зоне»

После того, как завод был признан банкротом и введен в процедуру санации, следы хозяина этой «таблицы Менделеева» или хотя бы того, кто отвечает за нее, потерялись в бюрократических дебрях. «Сегодня есть много вопросов к ликвидатору «Радикала» и замечаний относительно соблюдения им природоохранного законодательства. Поэтому мы планируем привлечь к работе правоохранительные органы и инициировать процесс изменения ликвидатора», – заявил еще летом прошлого года заместитель председателя КГГА Петр Пантелеев.

Кто уберет ртутный Чернобыль в десяти минутах езды от Крещатика 2

При этом и сами здания завода, и близлежащая территория все последние годы наполняются жизнью и деловой активностью с такой интенсивностью, будто здесь разбросаны не шарики ртути, а золотые слитки.

Офисы, складские помещения, где хранятся продукты, включая детское питание, одноразовая посуда и кофе, – растут на территории «Радикала», как на дрожжах. Ведь цена их аренды здесь ниже средних по Киеву. Один из цехов завода превратился в строительный магазин «Эпицентр».

Кто уберет ртутный Чернобыль в десяти минутах езды от Крещатика 3

В нескольких сотнях метров – огромный торговый городок «Дарынок», куда съезжаются не только жители Киева, но и гости столицы. Рядом – коворкинг «Платформа», где часто устраиваются фестивали уличной еды, во время которых киевляне отдыхают, едят и веселятся под порывами ртутных испарений. А вокруг – жилые кварталы Дарницкого и Деснянского районов столицы с общим числом жителей около 800 тысяч человек. По результатам последних замеров, концентрация ртути на территории завода «Радикал» превышает предельно допустимую норму в 30 раз, а ядовитых веществ в почве – в 14,5 раза. Смертельные дозы сверхтоксичных веществ повсюду: ими пропитан воздух, почва, стены построек, металлические конструкции, громоздящиеся на участке. Экологи подозревают, что весь этот химический коктейль уже давно поступает в сточные воды…

Кто уберет ртутный Чернобыль в десяти минутах езды от Крещатика 4

В феврале 2010 года Киевсовет под председательствованием секретаря Олеся Довгого передал в постоянное пользование участок заводской территории площадью 3,95 га коммунальному предприятию «Житлоинвестбуд-УКБ». При этом его часть размером 1,45 га (на пересечении улиц Николая Лебедева и Красноткацкой) было разрешено использовать под жилую застройку. Правда, как утверждалось тогда в СМИ, участок, согласно документации, был уже застроен. И действительно, на его территории располагались жилые дома, возведенные еще в 40-60-х годах ХХ века, – так называемый Соцгородок, подлежавший сносу. Теперь на этом месте красуются современные высотки, количество обитателей которых, понятное дело, в разы больше, чем жителей прежних домов.

А в конце прошлого года один из крупнейших столичных застройщиков УкрБуд объявил о строительстве здесь ЖК Urban Park, который будет состоять из десяти 25-этажных домов с почти пятью тысячами квартир.

Кто уберет ртутный Чернобыль в десяти минутах езды от Крещатика 5

«Судя по данным официального сайта проекта, строительный адрес ЖК Urban Park звучит как «ул. Магнитогорская, 5, Деснянский район Киева». На самом деле, если опять же верить официальным данным, комплекс строится в двух кварталах от улицы Магнитогорской – на территории, ограниченной улицами Попудренка, Мурманской и Червоноткацкой. И граничащей с территорией печально известного завода «Радикал», – написал один из блоггеров сайта, специализирующегося на киевских новостройках.

Кто уберет ртутный Чернобыль в десяти минутах езды от Крещатика 6

Не добьемся результата, так попиаримся

История строительства огромного жилого комплекса под стенами особо опасного объекта достойна отдельного рассказа, и мы вернемся к этой теме в другой раз. Что же касается вопроса, находящегося в непосредственном ведении временной контрольной комиссии Киевсовета, то заняться им депутатов побудила беспомощность чиновников КГГА.

В прошлом году в бюджете города были предусмотрены деньги на проведение природоохранных мероприятий по вывозу части опасных отходов с территории «Радикала». На вывоз хлорорганических соединений и на корректировку технико-экономического обоснования демеркуризации промышленной заводской площадки предполагалось потратить 4,5 млн грн. Однако сделать этого не удалось из-за не несостоявшихся торгов.

Кто уберет ртутный Чернобыль в десяти минутах езды от Крещатика 7

«Ввиду того, что до перечня отходов, на обращение с которыми получены лицензии участниками торгов, не входят отходы, содержащие пестициды, тендерным комитетом департамента принято решение отклонить предложения этих участников», – объяснил заместитель директора департамента промышленности КГГА Анатолий Богдан. Повторный тендер не состоялся из-за того, что на него заявился только один участник

Стоит отметить, что деньги на «радикальные» проблемы были выделены еще в июле 2017-го, а тендеры начали проводить лишь под конец года. Да и результат этих тендеров, точнее его отсутствие, свидетельствует о слабом желании городской власти заниматься проблемой «Радикала».

Судя по всему, от депутатской комиссии также не стоит ожидать решительных действий. Пока их список ограничивается одним заседанием и пресс-конференцией, главный месседж которой – город не сможет самостоятельно справиться с очисткой «Радикала». В общем-то, это и так было ясно: по подсчетам специалистов, для окончательного решения вопроса необходимо около миллиарда гривен. Вряд ли столичный бюджет сможет выкроить такую сумму. Да и масштаб организационных задач, которые необходимо будет решать в процессе вывоза и утилизации химических отходов, по плечу лишь центральной власти. А она, как показывает практика, начинает предпринимать меры, только когда дело доходит до чрезвычайных ситуаций. Хотя ситуация выглядит абсурдно. Совсем недавно стране было рассказано, как обитатели правительственного квартала едва не стали жертвами обстрела из гранатометов. Но никто почему-то не задумывается о том, как легко можно, даже не выезжая за пределы столицы, насобирать в баночку ртути или другого токсического вещества и зайти с этим в любое административное здание…

«В рамках города решить эту проблему невозможно. А государство на нее не обращает внимания. И наша задача – пробудить интерес к ней у центральной власти. Ведь этим дышат все жители столицы. Мы рассчитываем если не решить ее полностью, то хотя бы продвинуться в этом», – заявил член комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ и ТЭК Валерий Гуманенко, участвовавший в пресс-конференции вместе со своим коллегой Алексеем Новиковым. Словом, метод, который городские депутаты выбрали для решения одной из самых болезненных проблемы столицы, похоже, ничем не отличается от подхода, используемого ее многочисленными «решателями» до сих пор: «Не добьемся результата, так попиаримся». Они даже еще не выяснили, куда можно вывезти для их утилизации химические отходы и только планируют разработать алгоритм действий. Но почему-то посчитали, что у них уже есть повод для пресс-конференции.

Работа комиссии должна завершиться через полгода. Так что ждать ее результатов осталось совсем недолго. Что такое шесть месяцев по сравнению с двумя десятилетиями бесплодных попыток спасти жителей столицы от уничтожающей их здоровье токсической бомбы замедленного действия?

Ольга Чорна

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.