Дорожная пятилетка Украины: кто и какие дороги отремонтирует за 5 лет

Дорожная пятилетка Украины: кто и какие дороги отремонтирует за 5 лет

На днях, 21 марта и. о. главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины Славомир Новак представил Государственную целевую программу развития автомобильных дорог государственного значения на 2018-2022 гг. Ранее, в январе 2018 правительство уже приняло концепцию программы, и теперь пришла очередь за самим документом. Мы тщательно изучили его и сегодня расскажем, какие трассы собираются отремонтировать в ближайшие годы. И за какие деньги.

Глубина проблемы

В программе прямо говорится – протяженность всех автодорог Украины 169,5 тыс. км и 97% из них изношены и требуют капитального или текущего ремонта. По оценкам экспертов Мирового экономического форума, Украина занимает 132 место в мире по уровню развития автомобильных дорог. Кроме того, более 9,6 тыс. мостов по техническим параметрам не соответствуют требованиям современных норм и фактической нагрузке, 1923 моста требуют срочного ремонта, а 86 мостов находятся в аварийном состоянии. Основной причиной ужасного состояния автодорог является низкий уровень финансирования дорожной отрасли, который за последние годы составил всего 10-14% необходимой потребности в ремонте.

Дорожная пятилетка Украины: кто и какие дороги отремонтирует за 5 лет 1

Кроме этого есть и еще ряд проблем. Часть дорог были разрушены в результате войны на востоке Украины, еще часть дорог и объектов на них являются недостроенными. Также из-за слабой развитости сети автодорог на нынешние трассы грузовой транспорт оказывает слишком сильную нагрузку. Наконец, в Украине нет эффективной и независимой системы контроля качества ремонта дорог, а монополия государства на содержание дорог не делает их лучше. 

Дорожная пятилетка Украины: кто и какие дороги отремонтирует за 5 лет 2

Поэтому для решения проблемы кроме, собственно, постройки дорог предлагается, во-первых, подписывать контракты на 5-7 лет на эксплуатационное содержание трасс и передачу их на условиях концессии. Кстати здесь стоит отметить что 22 марта Петр Порошенко подписал закон, который и должен поспособствовать привлечению инвестиций на строительство и эксплуатацию платных дорог. При этом принимать решение о передаче дорог в концессию будет Кабмин. Делаться это будет путем конкурса, и перед его объявлением Кабмин должен будет объявить об альтернативном бесплатном проезде, срок передачи дороги в концессию, техпараметры дороги и финансовые показатели передачи дороги.

Второе, что собираются задействовать для выполнения программы - это привлечение международных финансовых организаций. Правда, в программе записано что деньги будут привлекаться «для увеличения объема расходов ранее привлеченных кредитных средств на развитие автомобильных дорог». Надеемся, что это не значит «берем в долг для погашения долгов».

Третье - выполнение дорожно-строительных работ будут проводить в соответствии с международными стандартами FIDIC (Международная федерация инженеров-консультантов) и с привлечением независимых инженеров-консультантов к контролю качества работ. И наконец – радостная новость для владельцев ТЭС и заводов-машиностроителей. В программе предлагается использовать золошлаковые отходы как заменитель материалов для стройки дороги чтобы уменьшить стоимость работ. Плюс, использовать для строек дорожную технику отечественного производства.

Ожидается, что экономический эффект составит в общей сумме 984 млрд грн. Произойдет это за счет снижения себестоимости перевозок, усиления контроля за дорожными работами и повышения налоговых поступлений. Также выполнение программы увеличит турпоток в Украину, уменьшит количество ДТП, и что немаловажно – создаст 55 тыс. рабочих мест в сфере дорожного строительства и машиностроении.

Деньги и дороги

В целом на дороги собираются потратить 298 млрд 349 млн грн за 5 лет. Из них средств госбюджета – 184 млрд 469 млн, деньги международных финансовых организаций - 67 млрд 510 млн грн и средств инвесторов – 46 млрд 372 млн. грн. Причем большая часть трат приходится на 2020-2022 годы (то есть делать это будет новый президент и новый парламент). Если в 2018 из госбюджета планируют выделить 27 млрд 134 млн, то каждый год с 2020 по 2022 годы планируют выделять по 55-60 млрд.

Дорожная пятилетка Украины: кто и какие дороги отремонтирует за 5 лет 3

Всего планируется построить и отремонтировать 6 тыс. 711,23 км. дорог. Из них абсолютно новых дорог – 325,46 км, реконструированных дорог – 431,15 км, капитально отремонтированных – 4 347,7 км, и провести текущий ремонт планируют на 1 606,91 км дорог. По ссылке вы можете ознакомиться с полным перечнем дорог и объектов, дорожной инфраструктуры, которые планируется отремонтировать или построить по программе. Стоит отметить, что дорог или участков трасс, которые собираются отремонтировать в Днепропетровской области, не так уж много в сравнении к примеру, с западными областями Украины.

Также кроме трат на ремонты и постройку дорог, в программе заложены затраты на проектно-исследовательские работы (1 млрд 480,54 млн грн), проведение научных исследований (184 млн), обеспечение контроля качества работ (150 млн). Для контроля за состоянием дорог собираются создать геоинформационную систему – она обойдется бюджету в 381 млн грн. На софинансирование совместных проектов (с Международными финансовыми организациями), контроль их исполнения и презентации инвестиционных проектов на международных мероприятиях из госбюджета хотят потратить 1 млрд 737,56 млн. И наконец, немалую сумму – 33 млрд 520,51 млн грн потратят на покрытие долгов по кредитам.

Остается лишь надеяться, что амбициозные планы правительства будут выполнены хотя бы отчасти. Ведь кто его знает – с каким правительством программа войдет в 2019-2020 годы.

Егор Мороз

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.