Кличко обещал к 20 марта установить оборудование для электронного билета в Киеве. Где оно?

Кличко обещал к 20 марта установить оборудование для электронного билета в Киеве. Где оно?

Кличко обещал к 20 марта установить оборудование для электронного билета в Киеве. Где оно?

На последнем экономическом форуме в Давосе, Виталий Кличко анонсировал запуск единого электронного билета со средины 2018 года. По словам градоначальника, билет для всех видов наземного транспорта Киева будет внедрен после того, как завершится установка необходимого оборудования для его функционирования. Это в КГГА обещали сделать уже к 20 марта текущего года. Но не сложилось. Почему?

История вопроса

Еще во времена администрации Александра Попова в 2013 году был проведен инвестиционный конкурс, который выиграло харьковское ООО «Альфа Пей Терминал». Планировалось, что инвестор возьмет на себя расходы по внедрению электронной системы оплаты проезда и ее обслуживанию, в том числе установит валидаторы, организует продажу электронных билетов, а также создаст сервис учета поездок. Взамен фирма-инвестор получала процент на протяжении 10 лет от каждого проданного билета.

В администрации Владимира Кличко решили отойти от сотрудничества с этой компанией и перезапустить реформу. В 2017 году с готовностью инвестировать в проект от 500 до 700 млн грн выступила корейская компания Korea Smart Card, которая реализовывала такие проекты по всей планете. Корейцы предлагали внедрить систему «Единый билет» в течение года за свои средства на условиях концессии, но столичные власти решили, что лучше реализовать данное мероприятие за деньги города.   С учетом нехватки киевского бюджета на разрешения ряда других задач инвестирование в такой проект более 400 млн грн выглядит, мягко говоря, странным.

Зачем нужно

О необходимости внедрения единого билета говорится и в рекомендациях, подготовленных в рамках проекта «Система общественного транспорта Киева: ПасТранс - План улучшения финансовых и операционных показателей деятельности», на написание которых Европейский банк реконструкции и развития выделил 200 тыс. евро. Сам же ЕБРР готов кредитовать ряд столичных инфраструктурных проектов при условии их осуществления в рамках вышеуказанных рекомендаций.

Кличко обещал к 20 марта установить оборудование для электронного билета в Киеве. Где оно? 1

Запуск электронного билета в тестовом режиме во втором квартале 2018 планировалось и ответственным Департаментом КГГА.

Кличко обещал к 20 марта установить оборудование для электронного билета в Киеве. Где оно? 2

Реализация инновации позволит оптимизировать транспортные соединения Киева и детенизирует рынок пассажирских перевозок. Благодаря электронным билетам город сможет получать подробную статистику пользования транспортом и оперативно реагировать в случае необходимости. Минимизация оборота наличных влечет за собой минимизацию коррупционных рисков, то есть когда на одном из этапов передачи вырученных за билеты денег часть сумы может пропасть. Логично, что немалые средства идут и на обслуживание данного процесса. По подсчетам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, после введения электронного билета, поступления от пассажирских перевозок коммунальным транспортом в местный бюджет возрастут на 40-50%. Что в перспективе должно перевести коммунальный транспорт с дотационного статуса в прибыльный.

По задумке, после внедрения проекта оплатить проезд можно будет, приложив бесконтактную или банковскую карту, карточку киевлянина, QR-код в мобильном приложении или на бумажном носителе к валидатору.

Для гостей Киева, у которых не будет ни гаджета, ни проездного, предусмотрена покупка билета за безналичный расчет в терминалах «iBox». Льготники также смогут пользоваться электронными билетами, ведь этой категории их будут предоставлять бесплатно.

Приятной функцией станет унификация билета для всех средств коммунального транспорта. Если человеку, чтобы добраться до работы нужно использовать два вида транспорта например троллейбус и метро, то он не будет покупать два билета, а воспользуется одним.

Кондукторы вымрут как класс, но чтоб не плодить безработицу в КП «Киевпастранс» обещают их переквалифицировать в контролеров.

Что имеем сегодня

Осенью 2017 года КП «Киевпастранс» по результатам тендера заказало ООО «Амрита Комплексные решения» технические средства автоматизированной системы оплаты проезда с установленным программным обеспечением и их монтаж за 365,00 млн грн.

Сам тендер вызвал немало вопросов как среди желающих в нем поучаствовать, так и среди киевлян. Общественность возмутил факт того, что заказчик не предусмотрел обнародования цен на отдельные составляющие комплектов, что не позволяет сравнить их с рыночными ценами на предмет возможного завышения. Также вызвал вопросы температурный диапазон, в котором должны бесперебойно функционировать аппараты. Требование КП «Киевпастранс» были -20 +65, когда по мнению некоторых экспертов логичный для Киева температурный режим -25 +50.

Победитель торгов представил интернациональную солянку, где производителем валидаторов и бортовых компьютеров является «Ridango AS» (Эстония), терминалов водителя - «Waysion Technology (Xiamen) Co., Ltd» (Китай), а приборов инспекции - «Shanghai SmartPeak Technology Co., Ltd.» (Китай). Примечательно что компания «Ridango AS», производит и терминалы водителя, и приборы инспекции, но победитель тендера решил попытать счастья в Китае, представители которого, в отличие от эстонцев, не имеют своих сервисных центров в Украине, что ставит под сомнение длительное успешное функционирование аппаратов.

Но снова что-то сорвалось, и дата тестового запуска перенеслась на средину лета. В системе «Прозорро» появился скромный документ о том, что менее чем за месяц до окончания договор продлен по строкам. Правда уже традиционно без дополнительных объяснений ни по дате, ни по причине переноса.

Кличко обещал к 20 марта установить оборудование для электронного билета в Киеве. Где оно? 3

По словам директора департамента информационных технологий КГГА Юрия Назарова, причиной отсрочки запуска проекта стало желание проработать и внедрить в программное обеспечение дополнительные функции, которые должны значительно расширить функционал единого электронного билета.

Буквально на днях, 15 марта, КП «Информатика» исполнительного органа Киевской городской госадминистрации объявило ООО «Амрита Комплексные решения» победителем еще одного тендера на тему автоматизированной оплаты проезда. За 59 449 000 грн компания поставит серверное оборудование для подключения и взаимодействия технических средств автоматизированной системы оплати проезда.

Кому может быть выгодно затягивание реформы

В первую очередь тем лицам, которые имеют преференции от наличной выручки с пассажиропотока. Следующим шагом станет ущемление вольностей киевских перевозчиков, которых посредством присоединения к муниципальной системе безналичной оплаты проезда лишат бесконтрольного оборота наличных средств. Ни для кого не секрет, что в Киеве за серым массовым предпринимательством стоят фамилии конкретных чиновников и депутатов, которые не безвозмездно делают реальными такие нелегальные формы бизнеса. Даже поверхностный анализ технического состояния маршрутных такси, которые иногда выходят из строя прямо на маршрутах, - яркий пример того, что кто-то заинтересован в лояльности к киевским перевозчикам. И этот кто-то сильно обеднеет при смене правил игры.

Одним их основных критериев успешности реформы для киевлян станет исчезновение старых и ржавых «Богданов». Но кто проиграет от такого развития событий? Формально Петро Порошенко продал свою часть в корпорации «Богдан» Олегу Гладковскому еще в далеком 2009 году. Но господин Гладковский и сегодня есть одним    из политических партнеров Президента, так в 2014 году возглавлял   штаб Петра Порошенко на Черкащине. С 2015 года - первый заместитель Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Не затронет ли реформа киевского транспорта соратника президента?

Сложилась конфликтная ситуация, когда с одной стороны Виталию Кличко надо отвечать перед избирателями и друзьями с экономического форума в Давосе, с другой - группа киевских чиновников, которые не заинтересованы в смене правил игры.

Хотелось, чтоб в этом противостояние победили киевляне, которые уже настолько устали от транспортного произвола что поддержали петицию с требованием избавить город от маршруток в ближайшие три года. Но все только начинается.

О том, почему электронный билет никак не внедрят в Днепре, читай здесь. О конкурсе перевозчиков в Киеве – здесь.

Илья Заводовский 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.