Днепр

Что такое UA:Суспільне мовлення и как его финансируют

UA:Суспільне мовлення (ПАО «Національна суспільна телерадіокомпанія України» — это крупнейшая сеть телеканалов и радиостанций Украины, которые ранее были государственными телерадиокомпаниями, но уже год как стали общественным вещателем.

Модель общественного вещания не нова, она очень популярна в мире и давно практикуется за рубежом. Так, одна из старейших общественных медиакомпаний ВВС хорошо известна не только в Великобритании, но и за ее пределами.

Большинство средств массовой информации являются коммерческими, то есть принадлежат какому-то владельцу, поэтому их редакционная независимость и беспристрастность часто под вопросом. Нередки случаи, когда СМИ защищают политические или бизнес-интересы своих владельцев, а следовательно допускают манипуляции с информацией, заказные материалы, «джинсу».

Именно для того, чтобы обеспечить доступ граждан к объективной информации по самым высоким журналистским стандартам, создаются общественные вещатели — СМИ, финансируемые обществом, самими гражданами, и принадлежашие исключительно обществу, то есть ни одна политическая или бизнес-группа не может влиять на их объективность.

Создание общественного вещания в Украине было следствием работы энтузиастов-реформаторов после Революции Достоинства, а также одним из требований Совета Европы.

Сегодня UA:Суспільне мовлення — это 2 всеукраинские телеканала (UA: ПЕРШИЙ, UA КУЛЬТУРА), 3 всеукраинские радиостанции (UA:Українське радіо, радио «Промінь» и радио «Культура», а также региональные теле- и радиоканалы в каждом регионе Украины. Днепровский филиал UA:Суспільне мовлення — это 51 телеканал и радио «Дніпро».

Приоритетным направлением для общественного вещания является незаангажированные оперативные региональные новости. Именно поэтому все филиалы обновляют свой эфир с целью: регулярного прямоэфирного информирования жителей регионов о новостях их городов и областей. Без заказных эфиров, без «джинсы», зато — с балансом мнений, с возможностью гражданам самим делать свои выводы, с получением полной информации.

С нового года все региональные дирекции производят по новым стандартам обязательный минимум программ: утреннее шоу, новости в течение дня и итоговую общественно-политическую передачу «Тема дня». Это первые шаги реформы контента. Следующий шаг — это обновление творческих программ других направлений. Для этого проходит пилотный внутренний отбор творческих проектов. Однако для запуска в эфир проектов-победителей этого конкурса нужно финансирование, которого UA:Суспільне мовлення уже второй год подряд недополучает.

UA:Суспільне мовлення строится в Украине не «с нуля», как во многих других странах, а на базе бывшего государственного телевидения и радио, что, безусловно, накладывает свой отпечаток на процесс.

На первый взгляд может показаться, что изменение от государственного к общественному несущественны, ведь общественное вещание также финансируется из госбюджета. Однако подотчетность именно обществу, а не министерству или местной власти, кардинально меняет задачи и ценности вещателя.

Такое положение дел не устраивает людей, которые ранее пользовались возможностями государственного канала и теперь стремятся удержать контроль над UA:Суспільне мовлення. Ведь раньше государственные телерадиокомпании были площадками для промотирования властных структур, которые сейчас не хотят терять своего влияния на вещателя.

Независимость UA:Суспільне мовлення вызывает сопротивление политических кругов, ярко прослеживается в вопросе финансирования компании.

В соответствии с Законом «Об общественном телевидении и радиовещании Украины», ст. 14 предусмотрено, что государство обеспечивает финансирование НСТУ в размере не менее 0,2% расходов общего фонда Государственного бюджета Украины за предыдущий год, то есть в 2018 году эта сумма должна была составлять 1 млрд 539 000 000 грн. Однако в 2018 году Верховная Рада для UA:Суспільне мовлення проголосовала только за 776 млн грн, что более чем вдвое меньше гарантированной законом суммы.

Фактически на существование компании выделили сумму, достаточную лишь для выплаты заработной платы, а это значит, что средств не хватает ни на производство программ, ни на оплату трансляции, не говоря уже о закупке техники и переоснащении, в чем очень нуждается устаревшее оборудование.

28 февраля в Киеве состоялся круглый стол «Модели финансирования общественного вещания», который имел целью разработать и предложить новые модели финансирования общественного вещания в Украине, поскольку действующая модель не работает и не защищает общественный вещатель от политической воли о выделении средств.

Председатель правления ПАО «НСТУ» Зураб Аласания рассказал о текущем материально-техническое состоянии телерадиокомпании, которая нуждается в обновлении и значительных капиталовложениях. Так, капитального ремонта помещений не проводили около 20 лет, в автопарке всех 31 каналов общественного вещателя всего лишь 353 автомобиля, однако 124 из них давно вышли из строя и не подлежат ремонту. Наибольшую проблему представляет устаревшая видео и звуковая техника, без которой невозможно производство качественного контента: 35% такой техники в НСТУ закуплено еще 15 лет назад. У компании также есть 4 архива Oracle, однако все они неисправны и требуют обновления. А имеющиеся в компании ПТС (передвижные телевизионные станции) — 10-летней давности.

«Недофинансирование на 50% в 2018 году убьет общественное вещание в начале его становления», — подчеркнул Зураб Аласания.

Председатель Наблюдательного совета ПАО «НСТУ» Татьяна Лебедева заявила, что сегодня речь идет не об одноразовой проблеме недофинансирования телерадиокомпании, а о судьбе важной демократической реформы в Украине: «На сегодня существует реальная опасность, что после апреля сигнал будет прекращен, то есть не останется денег на оплату трансляции. Очень много всего было сделано, но все те достижения будут ни к чему, если исчезнет сигнал».

По словам заместителя председателя Наблюдательного совета Светланы Остапы, прослеживается тенденция финансового давления на НСТУ: «В прошлом году мы делали скидку на то, что в стране война и общественной заказчику нужно как-то просто выжить. Нас уверяли, что в этом году мы получим полное финансирование, однако на выходе имеем только половину. Ситуация показывает, что кому-то очень мешает независимый вещатель. Как говорили нам коллеги из других стран — один из первых способов закрыть рот независимом общественном заказчику — это его недофинансировать».

По мнению бывшего вице-президента Европейского вещательного союза Бориса Берганта, то, что UA:Суспільне мовлення получает вдвое меньше — абсолютно ненормально: «Даже если сравнить эти суммы в процентах к ВВП, то Украина имеет недопустимо малый процент финансирования по сравнению с другими вещателями».

Такая ситуация с недофинансированием общественного вещателя в Украине вопреки закону возмутила Оудрюса Сяурусявичуса, генерального директора Литовского общественного вещателя LRT. «Когда я слышу тезис, что финансирование общественного вещания сокращено из-за того, что война, то очень удивляюсь, ведь наоборот — его надо увеличивать, именно потому, что информационная война! Власти стоит понять: общественный вещатель должен быть таким, чтобы он вам нравился, когда вы уже не будете у власти, — говорит Сяурусявичус. — Ключевые ценности общественного вещания — это независимость членов правления от политических элит и независимость финансирования. Такая большая страна как Украина не может создать общественное вещание с таким малым бюджетом. Например, в Литве (где общественное вещание существует с 1991 года — прим. ред) финансирование общественного вещателя — 40 млн евро, а в первый год существования было выделено 34 млн евро. На сегодня мы имеем закон о модели общественного вещания, который гарантирует нам финансирование и возможность планировать его развитие».

Оудрюс Сяурусявичус обратился к украинским депутатам, которые голосовали за критическое недофинансирование UA:Суспільне мовлення: «Если вы не соблюдаете собственного закона, то в какую Европу вы идете?»

Секретарь Наблюдательного совета НСТУ Вадим Городской предложил новую модель финансирования UA:Суспільне мовлення, которая могла бы обеспечить стабильность и не зависела от воли народных депутатов и Кабинета Министров Украины. Это выделение 50% поступлений от рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом в спецфонд Госбюджета и целевое направление их на финансовую поддержку НСТУ.

По мнению Вадима Городского, внедрение новой модели финансирования НСТУ не приведет к ощутимому увеличению расходов Государственного бюджета, зато поможет специализировать часть одного из налогов, гарантируя их устойчивость, согласно рекомендации Совета Европы. Ведь несоблюдение депутатами законодательства и возможность его ситуативного изменения не дает планировать системную деятельность и развитие вещателя.

Сейчас руководство компании и международные партнеры продолжают переговоры с парламентариями, чтобы обеспечить надлежащее финансирование общественного вещания в Украине.

Между тем начинается предвыборный период, когда наличие незаангажированной объективной информации становится особенно важной. Хватит политического сознания дать путь развития общественного вещания, или власть изберет беспринципное возвращение к управляемых государственных ТРК?

Ольга Кузьменко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: