Как в облсовете деревья спасали

Как в облсовете деревья спасали

30 января в стенах облсовета ученые, общественники, представители экологических ведомств области, горсоветов Днепра и Каменского говорили о проблеме вырубки деревьев и их инвентаризации. Мы послушали и делимся их мыслями с нашими читателями Отдельная благодарность ученым – побольше бы их власти слушали.

Мнение ученых не в почете

Как в облсовете деревья спасали 1

По словам ведущего научного сотрудника НИИ Биологии ДНУ им. Олеся Гончара Бориса Барановского, ученые имеют целый ряд предложений, которые «Міськзеленбуд» мог бы взять в работу и спасти множество деревьев, но, к сожалению, руководство КП не особо идет им навстречу:

«За последние три года сменилось три руководителя КП «Міськзеленбуд». Предыдущего мы критиковали. Новый руководитель - агроном. Мы обрадовались, надеясь, что попался хороший специалист. Но когда задали вопрос – куда вы деваете древесину - то получили ответ: «на мусор вывозим». При этом у меня сосед складировал у себя только что срезанные тополя. Не буду останавливаться на юридической части. Мы с директором ботсада отправили приглашение «Міськзеленбуд» и лично Фоменко – у нас есть прекрасные породы деревьев, кое-где уже заросли, приезжайте, берите бесплатно саженцы. 2 года предлагали. Ноль эмоций.

Я 50 лет занимаюсь садом. У нас степная зона, у нас и так проблема с наличием достаточного количества деревьев. Я понимаю, «Міськзеленбуд» должен зарабатывать. Я пытаюсь войти в их положение и говорю – «ребята, зарабатывайте на посадке». Есть старые посадки, их в области много. Их можно расчистить и потом в три раза увеличить за счет высадки деревьев из питомников. Зарабатывайте на обрезке деревьев в частном секторе – сейчас обрезка одного большого сада может стоить 2-3 тысячи гривен. И да, мы как налогоплательщики сейчас платим за лесоповал, вместо того чтобы платить за высадку деревьев в индустриальном центре. Мы предлагали сделать пособие по уходу за зелеными насаждениями, пособие по обрезке. И это длится 3 года. Дайте нам всего лишь на выпуск, на верстку - и мы вам бесплатно сделаем. Но нас никто не слушает.

По поводу обрезки. Как у нас делается обрезка? Есть три вида. Формирующая - у молодых деревьев, санитарная, когда обрезаются больные ветки, и омоложение – только у тех деревьев, где сухая вершина. По нормам сухие ветки отрезаются, дупло цементируется и красится еще такой же краской, что и цвет дерева. Единственное, что я их убедил – они не оставляют палки, а делают обрезку «на кольцо», то есть дерево зарастает. Во всем остальном оставляют «карандаши, колонны». Я подходил к резчикам, спрашивал – они отвечают «нам так удобно». Они даже через ветки не лезут, чтобы достать именно сухую, и просто спиливают все на своем пути. Больше трети кроны срезать нельзя иначе дерево погибнет. Когда в Севастопольском парке начали рубить деревья, то мы начали задавать вопросы – нам отвечают «треть деревьев аварийные, все покосились». Да не бывает такого чтобы треть деревьев в парке были аварийные. Парк Дубинина выпилили полностью, Зеленый Гай тоже.

Как в облсовете деревья спасали 2

Далее – говорят деревья у нас старые. Это бред. По возрасту многие деревья не дожили до состояния подросткового.

Как в облсовете деревья спасали 3

Я был в городском парке в Бремене, где стоят 300 летние дубы. За границей так обрезаются деревья, что человек идет в зеленом тоннеле. Там понимают, что в автомобилях есть кондиционеры, а тень нужна на тротуарах, на аллеях. И у нас это возможно сделать, мы разработаем методику! Нет, у нас садят вдоль дороги. Или вот удалили на проспекте Гагарина клены, которые росли под проводами. Понятно. Но зачем же вы садите опять под проводами? То, что вырезаются парки, — это фактически на ближайшие 20 лет ставят жителей Днепра в условия проживания в ужасном климате – жаре, сухости и удушье. А для инвентаризации зеленых насаждений ведь можно не тратить сотни тысяч гривен. Есть наши студенты, есть студенты аграрного университета, которые делают дипломные работы, проходят учебную практику. Инвентаризацию можно сделать их силами. У нас есть специалисты по зеленым насаждениям. Но вот как так, что резчиков в «Міськзеленбуд» десятки, а экспертов по зеленым насаждениям всего 2? Этого я не могу понять».

Как в облсовете деревья спасали 4

Нету тела - нету дела

Александр Дзюба, общественный активист: «По городу Днепр последнее время проводится хищническая вырубка деревьев. Жильцы домов уже неоднократно выходили на протесты, а полиция все заявления игнорирует. А подрядчики или сами коммунальщики вызывают «Муниципальную гвардию» и недавно были случаи избиения ими жителей города. При этом по статистике высаженных деревьев в прошлом году было в 3 раза меньше, чем вырублено. И это официальная статистика, которая не учитывает то, что вырубкой занимаются многочисленные субподрядчики. Сейчас мы видим по закупкам департамента благоустройства, «Міськзеленбуда» - там увеличивается выделение средств на закупку техники для вырубки деревьев. То есть ожидается, что в 2018 году будет вырублено еще больше. И все это на фоне того, что в Днепре не была произведена инвентаризация зеленых насаждений. Еще и после вырубок приезжает машина, которая уничтожает пни, чтобы потом невозможно было начислить ущерб через экологическую инспекции. Нет пня – нет доказательств. В трети случаев у подрядчиков нет документов. Иногда они соглашаются подвести их позже, но обычно это лишь акт осмотра. И на документах часто отсутствуют подписи и печати. В каждом дворе вырезают по 15-30 деревьев. Они прикрываются заявлениями неких граждан об одном аварийном дереве».

Однако на всю критику работы днепровских рубщиков замдиректора департамента экологической политики Днепровского горсовета Андрей Логвиненко смог только ответить, что он за это не отвечает:«Зелеными насаждениями у нас занимается департамент благоустройства. Предприятие КП «Міськзеленбуд» находится в подчинении этого же департамента , и за его работу мы не отвечаем. А экологический фонд в этом году на наш департамент выделен в размере всего 1 миллиона гривень».

И такое по всей области

А тем временем хаотичная вырубка и безответственность процветают во всех городах области.

В Каменском, по словам заместителя начальника управления экологии Каменского горсовета Татьяны Большаковой, городские власти, начиная с 2016 года, выделяют 1 неделю в год, когда в городе массово производят высадку новых деревьев. На это выделяется ежегодно 120 тыс. грн. И плюс городские власти привлекают предпринимателей, жителей города. В 2016 году было высажено 800 деревьев, в 2017 немного больше (в Днепре для примера – 2 тыс.). Однако этого очень мало.

Как в облсовете деревья спасали 5

Причем коснулись такие вырубки и природно-заповедного фонда по всей области. Вот что рассказала председатель общественного совета при Днепропетровской экологической инспекции Татьяна Лампика:

«У нас за 2017 год было несколько колоссальных рубок в парках, которые являются или территорией природно-заповедного фонда или, как например в Кривом Роге, Гданцевский парк является памятником садово-паркового искусства местного значения, и по закону в нем ничего нельзя строить и менять. Но и в Кривом Роге где проводится реконструкция Гданцевского (Комсомольского) парка и вырубаются деревья, на реконструкции площади в Новомосковске, под снос попали все зеленые насаждения на площади. В основном это были проекты облгосадминистрации.

Как в облсовете деревья спасали 6

Как в облсовете деревья спасали 7

Как в облсовете деревья спасали 8

При этом как  в городе, так и в области нет согласованности по проектам. В проектах записано «при условии сохранении зеленых насаждений», но по факту зеленые насаждения идут под снос. В проектах не было никакого дендроплана. Также у нас уничтожаются лесополосы – между полями, вдоль дорог и так далее. И если вы посмотрите по кадастровой карте, лесополосы между полями никому не принадлежат. Как правило, пай заканчивается ровно до лесополосы. Лесхоз утверждает, что у нас более 200 тыс. гектаров леса сейчас ничейные. Потому что когда развалились колхозы, никто лес не принял себе на баланс.

На это Сергей Березань, заместитель начальника управления природных ресурсов областного совета, ответил следующее:

«Лесополосы у нас ничьи. Обращаемся в Лескомзем – они говорят, что это не их земля, не их компетенция. Обращаемся в лесхозы – те тоже говорят, что это не их компетенция. Тут закон так прописан, что эти лесополосы остались ни за кем. Этот процесс может измениться с февраля месяца, когда у нас передадут ряд полномочий территориальным громадам по управлению земельными ресурсами, и это будет зона их ответственности. Но опять же потребуется провести инвентаризацию и признать, что эта лесополоса закреплена за именно этой территориальной громадой. А сейчас получается так, что если человек приедет в эту лесополосу и начнет рубить лес, то полиции некому предъявить ущерб – пострадавшей стороны нет. Ни один орган не признает, что это их деревья. А коммунальное предприятие, которое должно было заниматься инвентаризацией, так и не заработало, нет денег».

А нам лишь остается надеяться, что леса наконец найдут хозяина. Причем того что будет приумножать леса, а не рубить.

Егор Мороз

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.