Почему компания Васадзе остановила выпуск Lanos

Почему компания Васадзе остановила выпуск Lanos

Эпоха самой востребованной в Украине модели авто закончилась. Мнения почему так произошло разделились: одни утверждают, что проблема в плохом управлении, а другие говорят о неконкурентных преимуществах и открытых границах.

Почти 20 лет отечественный производитель ЗАЗ (корпорация «УкрАвто» Тариэла Васадзе – авт.) имел преференции от государства. По данным издания «Бизнес Цензор», с 1998 по 2005 год ЗАЗ не платил НДС, с 2005 по 2009 год действовала пошлина на ввоз авто в размере 25%. После 2009 года ЗАЗ получил фору за счет введения акциза на бывшие в употреблении авто, а с 2010 по 2013 год действовал экологический сбор.

Интересы своего производства в ВР защищал собственник автоконцерна – Тариэл Васадзе, когда был народным депутатом. Именно он в 2009 году внес предложение повысить таможенные пошлины на заседании правительства.

Почему компания Васадзе остановила выпуск Lanos 1

В интервью Тариэл Васадзе заявил, что сейчас производство на заводе практически остановилось. Виной тому непродуманная, часто меняющаяся налоговая политика государства и тот факт, что «импортеры могут позволить себе завозить узаконенную контрабанду». При этом, главным импортером авто в Украину считается корпорация «УкрАвто». «Насчет того, что марка (Lanos - авт.) себя дискредитировала, я не согласен, - сказал в интервью изданию «Бизнес Цензор» Тариэл Васадзе. - А продажи падают, потому что дешевле купить поддержанную «евробляху», не заплатив ни копейки налога. Обращаю ваше внимание, что продажи новых автомобилей в Европе растут. Почему? Потому что украинцы вывозят оттуда старые автомобили, а европейцы покупают новые машины. Когда в Европе автомобиль сдается на утилизацию, собственник обязан заплатить деньги. А тут еще ему доплачивают, чтобы он избавился от старого автомобиля. Какая большая радость…».

Почему компания Васадзе остановила выпуск Lanos 2

По данным, которые привел в интервью Тариэл Васадзе, вместо 150 тыс. автомобилей в год завод производит 1,5 тыс. машин в год. Годовой убыток от простоя ЗАЗа обходится примерно в 120 млн грн. Выручка в 2016 году составила 560 млн грн. При этом, с 2007 года ЗАЗ заплатил в бюджет около 7,6 млрд грн налогов, а заработной платы было выплачено около 3 млрд грн.

Почему преференции не пошли на пользу?

В плохом результате ЗАЗа журналист и блогер Денис Казанский винит именно руководство компании. «Продажи новых авто в Украине за 10 месяцев этого года выросли на 25 процентов. Росли все, кроме ЗАЗа. Причем узбекская компания Ravon (бывший УЗ-Дэу) увеличила продажи сразу на 1500% и не жалуется на евробляхи и кризис, а ЗАЗ не способен нормально продавать авто даже в собственной стране. Про экспорт я даже не говорю, - пишет Денис Казанский на своей странице в ФБ. - На самом деле все это печально. Думаю, ЗАЗ мог бы работать не хуже узбеков, если бы у руководства завода руки росли из правильного места. Но у нас все идет к тому, что очередной бездарный олигарх просто угробит очередное производство и расскажет, что в этом виноваты все, кроме него».

Почему компания Васадзе остановила выпуск Lanos 3

На это Тариэл Васадзе ответил, что украинцы поддерживают гривней узбекский Ravon, потому, что правительство освободило завод от всех налогов. «Представьте себе, что сегодня мы имели бы похожие льготы, как производитель в Узбекистане и начали поставлять произведенные у нас автомобили в Германию. Да нам бы сразу перекрыли границу», - сказал собственник «УкрАвто».

О том, как Тариел Васадзе заливает деньги в российскую экономику – читайте здесь. О том, стоит ли реанимировать украинский автопром – читайте здесь.

Ирина Логуш

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.