Польша судится с империей Васадзе

Польша судится с империей Васадзе

Польша требует через суд у компании из корпорации Тариэла Васадзе больше 70 млн долларов за невыполнение инвестиционных обязательств. С украинской стороны все обвинения отрицают.

История началась в июне 2005 года, когда компания «Авто-ЗАЗ» (входит в корпорацию «УкрАВТО» Тариэла Васадзе) купила контрольный пакет акций Фабрики легковых автомобилей (FSO) в Варшаве. Тогда украинский инвестор за 100 злотых получил 19,9% акций предприятий, которые давали 84,31% голосов на общем собрании.

По договору, который был рассчитан на 5 лет, «Авто-ЗАЗ» выкупил большую часть долгов польского предприятия. Кроме этого, украинская стороны не должна была увольнять сотрудников и обязана была в конце 2006 года наладить выпуск новой модели авто. Польское предприятие досталось «Авто-ЗАЗу» после банкротства в конце 1999 году бывшего собственника польского завода – корейской компании Daewoo.

В материале польского издания Rzeczpospolita, говорится, что польский завод существует, но прекратил выпуск автомобилей минимум шесть лет назад.

Со своей стороны, украинское предприятие отрицает все обвинения. «ЗАЗ выполнил все взятые на себя обязательства перед правительством Польши относительно FSO, которые фигурируют в приватизационном договоре, что было подтверждено самим Казначейством в его письме ЗАЗу от 2011 г., а также независимым аудитором «Деллойт и Туш», - говорится на сайте концерна «УкрАВТО». - Соответственно претензии Государственного Казначейства Польши от нового правительства являются беспочвенными и необоснованными. Украинская сторона выступила соинвестором вместе с General Motors в 2005 году, с целью наладить производство легковых автомобилей под брендом Chevrolet. На тот момент какого-либо производства не велось, и у завода были существенные внешние долговые обязательства».

Спор будет слушаться в Окружном суде в Варшаве. Это будет уже второй иск – первый госказначейство предъявило польскому заводу. По словам адвоката украинской стороны Адама Зверзиньского, 28 декабря 2015 года районный суд в Варшаве отклонил иск о приватизации.

Мнения сторон

Польская сторона объясняет остановку своего производства сознательно спланированной акцией перед вступлением Польши в ЕС. Как приводит слова представителя местной партии Норберта Качмарчика издание Rzeczpospolita, это было сделано для того, чтобы Польша стала рынком для западных автомобилей - новых и б\у.

Но в концерне «УкрАВТО» провал польского производства видят в другом. После 2006 года со стороны Европейской Комиссии для польского завода был установлен лимит по выпуску авто в 150 000 автомобилей в год. «Если учесть, что производственные мощности завода составляют 320 тыс. единиц, а минимальное экономически целесообразное производство должно быть не менее 220 тыс. автомобилей, развитие производства потеряло экономический смысл», - говорится в сообщении украинского концерна.

Польша судится с империей Васадзе 1

Как писала Забеба, собственник корпорации «УкрАВТО» - бизнесмен Тариел Васадзе. Именно с его «легкой руки» украинцам стало не по карману покупать импортные иномарки. Напомним, что еще в 2009 году Тариэл Васадзе внес на заседании украинского правительства предложение о введении пошлин на новые импортные авто.  Более того, в СМИ есть информация, что инициаторами дополнительных пошлин в отношении российских машин были члены Ассоциации производителей Украины «Укравтопром». Среди представителей этой ассоциации значатся «ЗАЗ», корпорация «УкрАВТО» Васадзе и «Богдан Моторс»

Но успеха империи Васадзе это не принесло. Запорожский автозавод в 2016 году простаивал несколько месяцев. За год автомобильный гигант, способный выпускать 120 тыс. автомобилей в год, произвел 403 штуки. В 2017 году – та же тенденция

 

Ирина Логуш

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.