Борис Ложкин об инвестициях в Украину

Борис Ложкин об инвестициях в Украину

Украина в этом году вновь поднялась на несколько ступеней в международном рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business 2018. Приведет ли это к потоку инвестиций в украинскую экономику на форуме IV форуме «Диригенти змін» расказал руководитель Национального инвестиционного совета Украины Борис Ложкин. Далее его прямая речь.

Как привлечь инвестора?

Если сравнивать Украину три года назад и сейчас – это 2 разные страны. Еще три года назад при встрече с инвесторами, они поднимали вопрос автоматического возврата НДС. Сейчас о решен и появляются другие вопросы.

Как инвестор говорю, ужасает состояние нормальных компаний с выручкой в сотни миллионов долларов. Ужасает их неготовность к принятию инвестиционных денег. Буквально неделю назад с моим партнером Андреем Пивоварским смотрели вполне рабочий бизнес, который юридически не структурирован, который не может представить быстро(не за день, и даже не за неделю), ключевые финансовые показатели этого бизнеса по международным стандартам. Меня это крайне удивляет, и мы с этим сталкиваемся постоянно.

Борис Ложкин об инвестициях в Украину 1

Бизнес не структурирован юридически. Это разбросанные компании. Международные инвесторы предпочитают приходить в международной юрисдикции. Как правило выстраивается холдинг, в который инвестируются деньги. Если бы я был бы собственником такой компании, у меня бы это все было. Некоторые считают, что пока не пришел бизнес, нет смысла тратить на это деньги и время. Но когда приходит инвестор, они начинают шевелиться, им надо 9-12 месяцев, а инвестор хочет через месяц. Структурирование компании и международный аудит – это дополнительные затраты. Но эти деньги окупаются. Точно не нужно ждать, когда инвестор появится, нужно быть готовым, чтобы он появился. И в принципе считайте, что когда-то гипотетически он вам будет нужен.

Мы посмотрели за последних 7-8 месяцев 97 проектов. В основном украинские. Мы остановились на трех. И дай Бог, чтобы мы хоть один выбрали.

Зачем Украина иностранному инвестору?

Если говорить о победах последних лет, после принятия зоны свободной торговли с ЕС и Канадой, Украина стала очень интересной площадкой для производства всего, что может быть востребовано на западе. Начиная от комплектующих для автомобилей и заканчивая фурнитурой для мебели, например. Потому что у нас дешевая рабочая сила и стоимость строительства, в то же время логистически близкий огромный рынок. В принципе Украина может стать огромным заменителем многих производств, которые сейчас в Китае и странах Юго-восточной Азии. Имею в виду те, которые рассчитаны на продажу в ЕС.

Борис Ложкин об инвестициях в Украину 2

Все, что касается экспорта. Конечно, сельское хозяйство одно из наших драйверов. Хотя я не согласен с тем, что Украина должна стать сельскохозяйственной страной. Нет таких примеров действительно богатой сельскохозяйственной страны, в которую вкладывают. Хотя касательно относительно быстрой отдачи - это один из наиболее интересных секторов. Доля IT в структуре экспорта может дойти до 5% до конца года.

Для Саудовской Аравии и ОАЭ в приоритете – сельское хозяйство и продукты питания. Они серьезно интересуются нашим машиностроением, включая самолетостроение. Они интересуются оборонной промышленностью, которая тоже может быть серьезным драйвером, им интересно IT. Они с большим интересом смотрят в Украину.

Пример: один из крупнейших портовых операторов: они переваливают за год 16 млн контейнеров. Когда все украинские вместе взятые 600 тысяч. А это один порт в Дубаи! А они управляют 74 терминалами в 43 странах. Они заинтересованы в концессии одного из украинских портов. Я считаю, что в следующем году первые инвестиции уже начнут делать. Возможно, они будут первым пилотным проектом после принятия закона о концессии.

Что такое инвестиционный совет?

Национальный инвестиционный совет – это совещательный орган при президенте Украины, созданный его указом. В него вошли чуть больше 20 компаний и еще 4 приглашены. Географически, это компании из тех стран, с которыми Украина экономически сотрудничает или ожидает, что компании из этих стран станут серьезными инвесторами нашей страны. Это США, Германия, страны залива, Япония, Китай, Турция будет, я надеюсь.

Борис Ложкин об инвестициях в Украину 3

Два крупнейших инвестора ЕБРР и IFC. Также будет Ситибанк. Есть компании, которые занимаются ритейлом , есть компании которые занимаются и сельским хозяйством, и финансами. Это широкий круг. Это и компании, которые давно и успешно в Украине работают, и компании, которые рассматривают для себя Украину как интересный рынок, куда они будут вкладывать деньги.

Мы приглашали и компании, и людей. Отталкивались от того, готовы ли стать эти люди таким мозговым штабом, который будет предлагать украинской власти стратегические и экономические решения, которые будет способствовать развитию инвестиционного климата в Украине и способствовать развитию украинской экономики. Как правило, люди, входящие в инвестсовет, они участвуют в аналогичных организациях других стран мира: от Сингапура до Великобритании. И соответственно у них есть глобальное виденье, есть понимание того, кто есть конкурентами Украины. Например, Вьетнам активно проводит приватизацию. Инвестор просто считает, куда ему интересно прийти: в приватизацию украинскую или другой страны. Очень важно, чтобы были люди, дающие советы украинской власти, как правильно действовать по разным аспектам внешней политики.

Что еще нужно сделать?

Закон про концессию необходимо принять, это один из ключевых моментов для притока будущих инвестиций. Закон о приватизации, который, я надеюсь, в первом чтении должны проголосовать.

Борис Ложкин об инвестициях в Украину 4

Приватизация и концессия – это не взаимоисключающие вещи, необходимо принять и то, и то. На мой взгляд, после того, как будет принят закон о приватизации необходимо проголосовать список предприятий, которые приватизации не подлежат. Все остальные соответственно продавать можно. На мой взгляд, сегодня список предприятий, которые продавать нельзя, чересчур широкий. Из 3,5 тысяч официально зарегистрированных компаний, половина работающих. Как по мне 100, максимум 200 стоит сохранить, а остальное лучше отпустить. Соответственно, сначала нужно составить список того, что должно остаться.

Я считаю, что государство не есть хорошим управляющим, мы должны максимально освободиться от управления. Это пережиток социализма. Государство не показало себя эффективным собственником практически ни по одному из активов, соответственно их нужно продавать.

То, что останется, как неподлежащее приватизации нужно передавать концессии. Не хочет государство продавать порты, так давайте их отдавать концессии. Чтобы государство на этом зарабатывало, но осталось достоянием будущих поколений. Концессия должна быть не только на уже существующих объектах, но и новых.

Слушала и записывала Маргарита Хорунжая

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.