Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее?
Больше года назад на сайте электронных петиций к Днепровскому городскому совету появилась петиция, в которой инициативные горожане обратились к городскому голове с просьбой поддержать развитие велоинфраструктуры в Днепре. Стоит отметить что это петиция стала первой которая набрала рекордное количество голосов (1229), и причем в очень короткие сроки.
В петиции активисты попросили разработать профильную «Программу развития велосипедной инфраструктуры города на 2016-2020» годы». И такую программу подготовили. Причем в ее разработке приняли участие представители “велосипедистских” общественных объединений города, архитекторы, активисты группы DniproSmartCity. А в начале сентября 2016 приняли на сессии горсовета. Планы были поистине наполеоновские.
Протяженность всех велодорог Днепра за 5 лет должна была составить 20-25% от общей протяженности всех дорог города. В рамках строительства велодорожек планировали улучшить пешеходную инфраструктуру, инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями. Рассчитывали, что благодаря лучшей инфраструктуре поток велосипедистов должен вырасти до 300-600 человек в час в пиковое время. В сумме это должно было привести к сокращению количества ДТП на 15%, уменьшить количество автопоездок на 5-10%, улучшить экологическую ситуацию в городе и привлечь граждан к активному образу жизни. Всего за 5 лет на программу планировали потратить 154 млн 380 тыс. грн.
Но через год после принятия программы чиновники нам официально ответили, что ни в 2016, ни в 2017 году средства на выполнения программы развития велоинфраструктуры не выделялись. Тем временем мы решили разобраться как обстоит ситуация в других крупных городах Украины.
Одесса
В Одессе вопросом развития велосипедной инфраструктуры всерьез начали заниматься еще в 2013 году. Тогда горсовет принял «Концепцию развития молодежного спорта, велосипедного движения и обустройства велосипедной инфраструктуры в г. Одесса на 2013-2018 годы». Кроме теоретической части с пояснением того насколько важна велоинфраструктура для Одессы, был задан целый план действий на будущие годы. Так в период с 2014 по 2016 год в Одессе должны были адаптировать улично-дорожную сеть под нужды велодвижения. Попутно с этим за 2014-2015 год построить велодорожки в парках города соединив их с туристическими путями, а до 2018 года велодорожки должны были появиться во всех районах города.
Через 2 года в 2015 году депутаты дополнили концепцию схемой организации веломаршрутов в Одессе на которой выбрали 8 будущих маршрутов. Но к сожалению этим планам не суждено было сбыться.
В 2016 году на развитие велоинфраструктуры из бюджета Одессы выделили всего лишь 162,4 тыс. грн. Их потратили на разработку проектно-сметной документации. В 2017 году дали уже больше денег – 5 млн 213,5 тыс. грн. Впрочем, нельзя сказать что эти деньги пошли именно на велоинфраструктуру. Их потратили на капитальный ремонт улицы Ольгиевской где и оборудуются велодорожки. Пока велосипедную Одессу тамошний горсовет ничем не удивил.
Харьков
Аналогично с Днепром и Одессой, в Харькове в конце октября 2016 приняли свою Концепцию развития велосипедного движения и обустройства велоинфраструктуры. По сути своей она почти ничем не отличается от концепций двух предыдущих городов – определения, строительные нормы, аргументы в пользу велодвижения. Внедрять концепцию обязались с 2017 года. Вначале собирались браться за велодорожки в рекреационных зонах и вдоль рек – Лопань и Харьков. Дальше в планах было обустраивать велодорожки вдоль проезжей части, создание муниципального велопроката и в пределах 5-10 лет реализовать концепцию. Но вот интересный момент – в 2016 году еще до утверждения концепции в Харькове построили первую велодорогу – отделенную и с двухсторонним движением вдоль Белгородского шоссе (от ул. Деревянко до пр. Академика Курчатова). На ее проектирование и постройку за прошлый год потратили 21,97 млн грн.
А вот в 2017 году на строительство других объектов велосипедной инфраструктуры средства не выделялись. Так может не надо было принимать концепцию? Ведь без нее же строили!
Киев
Темой создания велодорог в столице всерьез задумались еще в 2008 году. Тогда «космический мэр» и его подчиненные встали перед фактом – Киев был единственной столицей в Европе где не было ни одной велодороги, а перегруженность дорог из-за частного транспорта признали одной из главных проблем. В результате в декабре 2009 депутаты Киевского горсовета приняли «Программу создания велодорожек на 2010-2012 годы». За три года в Киеве должны были появиться 162 км. велодорог (10% от общей длины киевских улиц). 98% велодорожек должны были сделать отделенными от проезжей части. Тогда же Ассоциация велосипедистов Киева составила карту будущих велодорог которая и вошла в программу. Они же составили и свой аналог программы и добились чтобы чиновничий документ почти не отличался от их предложений.
Но программа была реализована слабо – построили всего лишь пять небольших по протяженности дорожек. Вторая попытка начать активное развитие киевской велоинфраструктуры состоялась в конце 2014 и 2015 годах. 26 ноября 2014 распоряжением мэра Киева КП «Житлоинвестстрой-УКБ» выбрали как заказчика работ по постройке велодорожек и велоинфраструктуры в Киеве. В тоже время за новую Концепцию развития велосипедного транспорта города Киев взялись чиновники Департамента градостроительства и архитектуры, Немецкое общество международного сотрудничества в Украине GIZ и Ассоциация велосипедистов Киева. Их работы вылились в «Городскую целевую программу обустройства и развития велосипедной инфраструктуры в г. Киеве на 2015 – 2019 годы». На ее реализацию на 5 лет потребовалось бы 914 млн 732,4 тыс. грн. За эти деньги планировали построить сразу 450 км велодорог за 5 лет.
И хотя смету несколько раз меняли, сократив ее на 500 млн, программа так и осталась проектом решения горсовета Киева, так и не попав в список действующих программ. Разработчики пытались доказать, что реализация программы составляет всего 0,64% от бюджета Киева на 2014 год, но на программу денег так и не нашли.
Наконец в 2017 году авторы вышеупомянутой программы взялись уже за третью попытку. В сентябре Департамента градостроительства и архитектуры совместно с Ассоциацией велосипедистов Киева представили новую «Концепцию развития велосипедной инфраструктуры в г. Киеве». Эта концепция запланирована к реализации до 2025 года. Она включает в себя не только планы по развитию веломаршрутов и велопарковок, станциями велопроката, но и интеграцию веломаршрутов с системой общественного транспорта. Плюс в концепции прописана и экономия бюджета за счет экологического эффекта и влияния на здоровье граждан (меньше выхлопов, меньше люди болеют, экономятся средства на экологические и медицинские програмы). Будет ли реализована эта программа – пока неизвестно.
А пока на сегодняшний день в Киеве имеются следующие велодороги: велодорожка на пр. Николая Бажана (длина 6 км, ширина 1,5 м), велодорожка на улице Здолбуновской и Днепровской набережной (3,5 км) и 5 км), велодорожка на Русановской набережной, велодорожка от Троещины до Европейской площади (длина 22 км) – пока самый крупный маршрут, который обошелся бюджету Киева в 44 млн грн, велополоса возле парка Дружбы народов, велодорожка на пр. Победы (от станции метро «Святошин» до ул. Ушакова), велодорожка на Оболонской набережной (длина 1,5 км), велодорожка на ул. Драгомирова (длина 1 км), велодорожка на ул. Волгоградской (длина 500 м.).
Львов
Но рекордсменом по протяженности велодорог в Украине можно считать Львов. Хотя и здесь наполеоновские планы все годы внедрялись со скрипом.
Еще в мае 2011 года исполком Львовского горсовета принял программу развития велосети Львова, согласно которой за 9 лет должны построить 268 км велодорожек. И хотя город активно готовился к Евро-2012 за первые два года построили всего 9 км, вместо 120 км которые планировали. Далее темпы строительства только увеличились. Во многом это обусловлено лобби со стороны львовской ассоциации велосипедистов и советника мэра Олега Шмида. Они же и стали авторами проекта развития велоинфраструктуры Львова «Велолев» с четкой схемой развития велосети города.
К 2015 году велодорожек уже было 45 км и их постройку потратили 25 млн грн. Причем из них 6,4 млн грн это были гранты немецкой организации GIZ и кредит ЕБРР. Также благодаря лобби еще в начале 2016 года на постройку велодорог из бюджета Львова выделили 10 млн грн. За эти средства были завершены велодорожки на улице Черновола и от Рясного-2 до улицы Винницы. Плюс начали постройку первой велодороги за пределы города - длинной 5,3 км которая соединит Львов с пгт. Брюховичи. Только на эту дорогу потратят еще 10 млн 185 тыс. грн.
По состоянию на 2017 год во Львове имеется уже более 100 км велодорог. Также имеется уже 24 муниципальных станции велопроката и более 300 велопарковок. Наконец во Львове даже открылось тематическое кафе для велосипедистов - «Radler».
Особенностью львовских велодорог является и то что в них нет единого принципа – они строятся и вдоль проезжей части, и посредине нее, и на тротуарах. Но главной проблемой лпока является то, что велодорожки слабо связаны между собой, представляя лишь отдельные «пазлы», разбросанные по городу. А инженерные решения для безопасности велосипедистов внедряются бессистемно и их в принципе очень мало. Так первый велошлюз появился на улице Садовой, специальные знаки, обозначающие направление движения, ставятся пока не везде, как велоопоры и велосветофоры (всего их 4).
И конечно при нынешнем уровне финансирования вряд ли удастся строить по 70-80 км дорог ежегодно. А ведь это единственная возможность достичь показателя в 268 км.
Егор Мороз
Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.