Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее?

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее?

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее?

Больше года назад на сайте электронных петиций к Днепровскому городскому совету появилась петиция, в которой инициативные горожане обратились к городскому голове с просьбой поддержать развитие велоинфраструктуры в Днепре. Стоит отметить что это петиция стала первой которая набрала рекордное количество голосов (1229), и причем в очень короткие сроки. 

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее? 1

В петиции активисты попросили разработать профильную «Программу развития велосипедной инфраструктуры города на 2016-2020» годы». И такую программу подготовили. Причем в ее разработке приняли участие представители “велосипедистских” общественных объединений города, архитекторы, активисты группы DniproSmartCity. А в начале сентября 2016 приняли на сессии горсовета. Планы были поистине наполеоновские. 

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее? 2

Протяженность всех велодорог Днепра за 5 лет должна была составить 20-25% от общей протяженности всех дорог города. В рамках строительства велодорожек планировали улучшить пешеходную инфраструктуру, инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями. Рассчитывали, что благодаря лучшей инфраструктуре поток велосипедистов должен вырасти до 300-600 человек в час в пиковое время. В сумме это должно было привести к сокращению количества ДТП на 15%, уменьшить количество автопоездок на 5-10%, улучшить экологическую ситуацию в городе и привлечь граждан к активному образу жизни. Всего за 5 лет на программу планировали потратить 154 млн 380 тыс. грн.

Но через год после принятия программы чиновники нам официально ответили, что ни в 2016, ни в 2017 году средства на выполнения программы развития велоинфраструктуры не выделялись. Тем временем мы решили разобраться как обстоит ситуация в других крупных городах Украины.

Одесса

В Одессе вопросом развития велосипедной инфраструктуры всерьез начали заниматься еще в 2013 году. Тогда горсовет принял «Концепцию развития молодежного спорта, велосипедного движения и обустройства велосипедной инфраструктуры в г. Одесса на 2013-2018 годы». Кроме теоретической части с пояснением того насколько важна велоинфраструктура для Одессы, был задан целый план действий на будущие годы. Так в период с 2014 по 2016 год в Одессе должны были адаптировать улично-дорожную сеть под нужды велодвижения. Попутно с этим за 2014-2015 год построить велодорожки в парках города соединив их с туристическими путями, а до 2018 года велодорожки должны были появиться во всех районах города.

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее? 3

Через 2 года в 2015 году депутаты дополнили концепцию схемой организации веломаршрутов в Одессе на которой выбрали 8 будущих маршрутов. Но к сожалению этим планам не суждено было сбыться.

В 2016 году на развитие велоинфраструктуры из бюджета Одессы выделили всего лишь 162,4 тыс. грн. Их потратили на разработку проектно-сметной документации. В 2017 году дали уже больше денег – 5 млн 213,5 тыс. грн. Впрочем, нельзя сказать что эти деньги пошли именно на велоинфраструктуру. Их потратили на капитальный ремонт улицы Ольгиевской где и оборудуются велодорожки. Пока велосипедную Одессу тамошний горсовет ничем не удивил.

Харьков

Аналогично с Днепром и Одессой, в Харькове в конце октября 2016 приняли свою Концепцию развития велосипедного движения и обустройства велоинфраструктуры. По сути своей она почти ничем не отличается от концепций двух предыдущих городов – определения, строительные нормы, аргументы в пользу велодвижения. Внедрять концепцию обязались с 2017 года. Вначале собирались браться за велодорожки в рекреационных зонах и вдоль рек – Лопань и Харьков. Дальше в планах было обустраивать велодорожки вдоль проезжей части, создание муниципального велопроката и в пределах 5-10 лет реализовать концепцию. Но вот интересный момент – в 2016 году еще до утверждения концепции в Харькове построили первую велодорогу – отделенную и с двухсторонним движением вдоль Белгородского шоссе (от ул. Деревянко до пр. Академика Курчатова). На ее проектирование и постройку за прошлый год потратили 21,97 млн грн.

А вот в 2017 году на строительство других объектов велосипедной инфраструктуры средства не выделялись. Так может не надо было принимать концепцию? Ведь без нее же строили!

Киев

Темой создания велодорог в столице всерьез задумались еще в 2008 году. Тогда «космический мэр» и его подчиненные встали перед фактом – Киев был единственной столицей в Европе где не было ни одной велодороги, а перегруженность дорог из-за частного транспорта признали одной из главных проблем. В результате в декабре 2009 депутаты Киевского горсовета приняли «Программу создания велодорожек на 2010-2012 годы». За три года в Киеве должны были появиться 162 км. велодорог (10% от общей длины киевских улиц). 98% велодорожек должны были сделать отделенными от проезжей части. Тогда же Ассоциация велосипедистов Киева составила карту будущих велодорог которая и вошла в программу. Они же составили и свой аналог программы и добились чтобы чиновничий документ почти не отличался от их предложений. 

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее? 4

Но программа была реализована слабо – построили всего лишь пять небольших по протяженности дорожек. Вторая попытка начать активное развитие киевской велоинфраструктуры состоялась в конце 2014 и 2015 годах. 26 ноября 2014 распоряжением мэра Киева КП «Житлоинвестстрой-УКБ» выбрали как заказчика работ по постройке велодорожек и велоинфраструктуры в Киеве. В тоже время за новую Концепцию развития велосипедного транспорта города Киев взялись чиновники Департамента градостроительства и архитектуры, Немецкое общество международного сотрудничества в Украине GIZ и Ассоциация велосипедистов Киева. Их работы вылились в «Городскую целевую программу обустройства и развития велосипедной инфраструктуры в г. Киеве на 2015 – 2019 годы». На ее реализацию на 5 лет потребовалось бы 914 млн 732,4 тыс. грн. За эти деньги планировали построить сразу 450 км велодорог за 5 лет. 

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее? 5

И хотя смету несколько раз меняли, сократив ее на 500 млн, программа так и осталась проектом решения горсовета Киева, так и не попав в список действующих программ. Разработчики пытались доказать, что реализация программы составляет всего 0,64% от бюджета Киева на 2014 год, но на программу денег так и не нашли.

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее? 6

Наконец в 2017 году авторы вышеупомянутой программы взялись уже за третью попытку. В сентябре Департамента градостроительства и архитектуры совместно с Ассоциацией велосипедистов Киева представили новую «Концепцию развития велосипедной инфраструктуры в г. Киеве». Эта концепция запланирована к реализации до 2025 года. Она включает в себя не только планы по развитию веломаршрутов и велопарковок, станциями велопроката, но и интеграцию веломаршрутов с системой общественного транспорта. Плюс в концепции прописана и экономия бюджета за счет экологического эффекта и влияния на здоровье граждан (меньше выхлопов, меньше люди болеют, экономятся средства на экологические и медицинские програмы). Будет ли реализована эта программа – пока неизвестно.

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее? 7

А пока на сегодняшний день в Киеве имеются следующие велодороги: велодорожка на пр. Николая Бажана (длина 6 км, ширина 1,5 м), велодорожка на улице Здолбуновской и Днепровской набережной (3,5 км) и 5 км), велодорожка на Русановской набережной, велодорожка от Троещины до Европейской площади (длина 22 км) – пока самый крупный маршрут, который обошелся бюджету Киева в 44 млн грн, велополоса возле парка Дружбы народов, велодорожка на пр. Победы (от станции метро «Святошин» до ул. Ушакова), велодорожка на Оболонской набережной (длина 1,5 км), велодорожка на ул. Драгомирова (длина 1 км), велодорожка на ул. Волгоградской (длина 500 м.).

Львов

Но рекордсменом по протяженности велодорог в Украине можно считать Львов. Хотя и здесь наполеоновские планы все годы внедрялись со скрипом.

Еще в мае 2011 года исполком Львовского горсовета принял программу развития велосети Львова, согласно которой за 9 лет должны построить 268 км велодорожек. И хотя город активно готовился к Евро-2012 за первые два года построили всего 9 км, вместо 120 км которые планировали. Далее темпы строительства только увеличились. Во многом это обусловлено лобби со стороны львовской ассоциации велосипедистов и советника мэра Олега Шмида. Они же и стали авторами проекта развития велоинфраструктуры Львова «Велолев» с четкой схемой развития велосети города. 

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее? 8

К 2015 году велодорожек уже было 45 км и их постройку потратили 25 млн грн. Причем из них 6,4 млн грн это были гранты немецкой организации GIZ и кредит ЕБРР. Также благодаря лобби еще в начале 2016 года на постройку велодорог из бюджета Львова выделили 10 млн грн. За эти средства были завершены велодорожки на улице Черновола и от Рясного-2 до улицы Винницы. Плюс начали постройку первой велодороги за пределы города - длинной 5,3 км которая соединит Львов с пгт. Брюховичи. Только на эту дорогу потратят еще 10 млн 185 тыс. грн. 

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее? 9

По состоянию на 2017 год во Львове имеется уже более 100 км велодорог. Также имеется уже 24 муниципальных станции велопроката и более 300 велопарковок. Наконец во Львове даже открылось тематическое кафе для велосипедистов - «Radler».

Велоинфраструктура в Украине: какой город удобнее? 10

Особенностью львовских велодорог является и то что в них нет единого принципа – они строятся и вдоль проезжей части, и посредине нее, и на тротуарах. Но главной проблемой лпока является то, что велодорожки слабо связаны между собой, представляя лишь отдельные «пазлы», разбросанные по городу. А инженерные решения для безопасности велосипедистов внедряются бессистемно и их в принципе очень мало. Так первый велошлюз появился на улице Садовой, специальные знаки, обозначающие направление движения, ставятся пока не везде, как велоопоры и велосветофоры (всего их 4). 

Берлинская подушка
Берлинская подушка

Велошлюз
Велошлюз

Велоопора
Велоопора

Знаки
Знаки

И конечно при нынешнем уровне финансирования вряд ли удастся строить по 70-80 км дорог ежегодно. А ведь это единственная возможность достичь показателя в 268 км.

Егор Мороз

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.