Информатор Деньги

Днепр

Законы преткновения

После закрытия заседания Верховной Рады Петр Порошенко собрал фракцию БПП, на которой объявил, что  законопроект об обеспечении суверенитета над временно оккупированными территориями Донбасса должен быть принят. В первом чтении – до второго можно будет внести компромиссные правки и подправить слабые и спорные места. При том, что как раз президентская фракция за исключением нескольких депутатов как раз готова давать голоса. Куда логичнее была бы встреча с противниками, чтобы в формате диалога найти общее решение. Но президент, похоже, решил снова прибегнуть к общению через посредников. Спекуляций вокруг двух законопроектов столько, что необходимо внести некоторые пояснения. Тем более, очень похоже, что далеко не все депутаты и журналисты их прочитали.

Итак, законов, вокруг которых ломают копья в Верховной Раде и телеэфирах, два. Плюс три альтернативных по той же теме, но последними можно пренебречь. Просто потому что у них нет даже теоретических шансов быть принятыми. Но лучшее из них можно внести в президентские проекты в качестве поправок. В принципе, в этом вопросе согласие уже есть. Но пойдем по порядку.

Главный в настоящий момент законопроект номер 7163 об обеспечении суверенитета над временно оккупированными территориями Донбасса. В принципе, законопроект неплохой, нужный и решает сразу две принципиальные проблемы. Но не лишен недостатков – ключевых «пробоев» там тоже два. Начнем с хорошего – законопроект 7163 называет Россию агрессором. Это важно, потому что после всех громких заявлений и голосований парламента и местных советов у нас после трех лет войны нет ни одного закона, где РФ названа агрессором прямым текстом. Заявлений много, а юридического документа ни одного. Думаю, объяснять зачем нам нужно закрепить этот статус не требуется.

Второй позитивный момент – оккупированные де-факто территории мы формально на законном основании называем оккупированными де-юре. Название неподконтрольных территорий имеет принципиальное значение. И, что особенно важно, совсем не в дипломатии, а в абсолютно практическом формате. Это вопрос ответственности за все, что там происходит. Пока мы формально проводим АТО в «отдельных регионах» мы, как государство, юридически несем ответственность за все. За смерти и разрушения, за социальные выплаты, снабжение водой, газом, светом, теплом, за экологическую ситуацию – абсолютно за все. И в случае судебных исков все оплатим из бюджета – прецеденты уже есть. Признание территорий оккупированными взваливает всю ответственность на оккупанта. Независимо от его согласия. Это очень важный момент.

Перейдем к недостаткам. Первый – в названии законопроекта и в тексте ни разу не употребляется слово «Крым». От слова «совсем». Такое ощущение, что Украина твердо намерена бороться за Донбасс, а полуостров откладывает в долгий ящик. Да, ситуация совершенно разная, методы и время по освобождению Крыма и Донбасса – все отличается. Но мы же не за чашкой кофе строим проекты, а принимаем закон. То есть определяем формальную ситуацию в законодательном поле. А формально Россия вторглась на территорию Украины и оккупировала ее часть. Кусок Донецкой области, кусок Луганской области и полуостров Крым. Формально нет никакой разницы между этими регионами – с точки зрения международного законодательства это одно и то же. После непростого разговора с Рефатом Чубаровым Петр Порошенко согласился этот вопрос решить и Крым добавить.

Второй недостаток законопроекта 7163 – седьмая статья, в которой трижды упоминаются Минские соглашения. Понятно, что именно на их внесении в реальный закон настаивали в Москве и наши западные партнеры, которые хотят прекратить конфликт любой ценой, желательно за счет Украины. В настоящий момент, сколько бы мы не говорили о безальтернативности Минских соглашений, сколько бы их не одобряли в ООН, эта бумага не имеет серьезного юридического статуса.

Силу и влияние в переговорном процессе имеет, но юридически она значит меньше, чем Будапештский меморандум. И придать этим совершенно невыгодным Украине соглашениям статус Закона Украины – большая ошибка. Сейчас обсуждаются компромиссные варианты, но в идеале эту статью лучше полностью удалить, заменив на что-то важное для украинских интересов.

Переходим ко второму закону 7164 – он совсем короткий и разбор не отнимет много времени и букв. Этим законопроектом предлагается продлить еще на год закон об особенностях местного самоуправления на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей, который для простоты называют законом об Особом статусе. Срок действия его истекает 18 октября, Россия настаивает принять его навсегда (очень показательно), а Порошенко предлагает на год. Это чистой воды «зрада» и голосовать за него нельзя. Если кто-то не согласен, я напомню, что это за зверь и с чем его едят. То есть что дает этот самый особый статус Донбасса в масштабах Украины.

Амнистию боевикам. Причем не в стандартном формате – суд, признание виновным и прощение в виде амнистии. Нет, отдельная статья закона указывает, что лица «принимавшие участие в событиях…» не несут ответственности.

Вот такое милосердие с деликатными формулировками. Создание народной милиции, которая не подчиняется Киеву, а только местной власти. То есть те же боевики, но уже в новом статусе и с зарплатой из украинского бюджета и гарантированной пенсией. Плюс на тех же условиях независимости суды и прокуратура. Местные вожди получают иммунитет – Киев не может их уволить или распустить местные советы. Особые отношения с Россией, специальный приграничный режим, русский язык во всех сферах, свои учебные программы и депутатское право вето на решения Верховной Рады во внешней политике.

Со своей стороны, Украина обязуется весь этот праздник независимости финансировать в полном объеме, плюс выделять финансирование на восстановление. И все это по защищенной статье бюджета – урезать нельзя. Очень напоминает капитуляцию с выплатой дани. Понятно, что такое решение на уровне приводит Кремль в состояние удовлетворения, граничащего с половым. Боевики из ДНР и ЛНР, равно как и их вожди тоже в восторге от перспективы такой легализации, прощения и жизни за украинский счет. Запад это не слишком беспокоит – конфликт разрешен, переговорный процесс успешен, бюрократия эффективна, а какой ценой заплатит Украина не их проблема. Нужен ли такой сценарий Украине в ее законах – вопрос риторический. Так что голосовать за него нельзя, даже по настоятельным просьбам наших западных партнеров. Потому что ждет нас в результате парад суверенитетов в других регионах, либо большой социальный взрыв в центре Киева и война всех против всех с феодализмом в перспективе.

Кирилл Сазонов

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: