Украинская курятина уехала в Европу. Цены продолжат расти

Украинская курятина уехала в Европу. Цены продолжат расти

После подорожания в начале года свинины украинцы перешли на более дешевый вариант - курятину. Хотя и здесь их ожидал очередной неприятный сюрприз - резкое повышение цен на эту продукцию в июле-августе. Уже сейчас за куриное филе в украинском супермаркете покупателю придется выложить более 100 грн за килограмм. Ситуацию на мясном рынке обсудили в Антимонопольном комитете Украины с представителями профильного министерства, ассоциации птицеводов и производителей. Выяснилось, что цены будут расти и дальше. Почему?

 Цены на мясо в Украине растут. Бьет рекорды не только курятина, но и свинина. По данным Госстата, ее средняя цена по стране составляет уже 101,4 грн за килограмм.

Что касается цены на говядину, то она уже составляет примерно 108 грн за кг.

Здесь мы вплотную приближаемся к Европе - интеграция налицо. В той же Польше мясо курицы можно купить за 96,5 грн. Абсурдности ситуации придает и тот факт, что рядовой украинец не зарабатывает даже половины зарплаты рядового европейца.

В недавнем отчете ООН говорится, что около 60% украинцев находятся за чертой бедности. Очевидно, голодная действительность - только для простых граждан и статистов, а вот монополистам украинцы не кажутся такими бедными и несчастными. И цена будет расти, пока ее не ограничит покупательская способность соотечественников.

Птицеводы: рост цен вызвали объективные причины

Никаких спекуляций с ценами нет и в помине, а подорожание - результат объективных факторов.

Украинская курятина уехала в Европу. Цены продолжат расти 1

Руководитель отдела по работе с инвесторами и СМИ «Мироновский хлебопродукт» Анастасия Соботюк сообщила, что рост цен на курятину вызван ростом цены на зерно, повышением минимальной  зарплаты, закупочных цен на  препараты и корма. Также стоит учесть девальвацию гривны, текущий курс доллара, подорожание энергоносителей и т.д.

«Рост цены на мясо птицы с начала года у нас составил около 20% - рассказала Соботюк. - Действительно, в нашем случае состоялся рост экспорта. Но это было вызвано тем, что с конца 2016 года во всей Европе бушевал птичий грипп, и Украина также была затронута. Поэтому некоторые объемы мы были вынуждены держать у себя на складах. И как только Европа снова открыла экспорт, мы проэкспортировали определенные объемы. Продажи выросли исключительно из-за того, что нарастили свою экспортную позицию».

В частности, она отметила, что цены на курятину могут увеличиться, если «покупатели будут готовы платить более высокую цену». Рост цен, по ее словам, будет зависеть от роста себестоимости, в зависимости от того, как поведет себя цена на зерновые нового урожая.

«Кукуруза составляет 40% себестоимости мяса птицы. Если сейчас будет рост цены на кукурузу, то это отразится в перспективе на цене мяса», - отметила Соботюк.

Интересно, что несмотря на заверения, что рост цены на курятину - это необратимая и объективная реальность, ситуация вокруг самого «Мироновского хлебопродукта» довольно интересна.

Кому достались госдотации

В этом году государство впервые начало выплачивать специальную бюджетную дотацию на сельское хозяйство. Ее ввели в конце 2016-го. Предполагается выплачивать дотацию, которая будет пропорциональна размеру уплаченного в бюджет НДС.

Как объяснил директор департамента продовольствия Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Николай Мороз, отмена льготного режима НДС была дискуссионным вопросом длительное время.

«В этом году этот режим полностью отменили - рассказал он. - Своеобразным компенсатором выступила бюджетная дотация, на которую выделили 4 млрд грн для тех, кто платит НДС. Логика была следующая: чем больше компания платит НДС, тем на большее возмещение может претендовать. Понимая значительный потенциал птицеводов, был заложен предохранитель - до 50%. 1,9 млрд грн было уплачено из бюджета на эти цели. 1 млрд грн получили производители птицы».

По данным Государственной фискальной службы, опубликованным 8 августа, государство в этом году выплатило птицеводам более 50% всех дотаций для сельхозпроизводителей.

Наибольшую долю на общую сумму 809 млн грн получила группа компаний «Мироновский хлебопродукт». Стоит заметить, что все они принадлежат бизнесмену Юрию Косюку, который в 2014 году работал заместителем главы Администрации Президента.

По данным Лондонской фондовой биржи, «Мироновский хлебопродукт» за первое полугодие этого года увеличил свою прибыль на 89%, до $210 млн. Выручка компании за это же время выросла на 24%, до $600 млн.

Как рассказала госпожа Соботюк, все дотации пошли на «капитальные инвестиции».

«На сегодняшний день компания находится на стадии строительства Винницкого птицекомплекса. Почти все деньги ушли туда», - рассказала она.

В Антимонопольном комитете ситуацией на рынке курятины «взволновались». И пообещали разобраться.

Украинская курятина уехала в Европу. Цены продолжат расти 2

Председатель АМКУ Юрий Терентьев во время рабочей встречи заявил, что на сегодняшний день рынок курятины нельзя откровенно назвать монопольным. Этот рынок «имеет структурные признаки монопольного».

При этом, в ведомстве «обеспокоены» тем, что с начала 2017 года ценовой рост на мясо птицы достиг более 40%.

Директор Департамента исследований и расследований рынков производственной сферы, фармацевтики и ритейла Игорь Кустовский объяснил, что именно вызвало рост цены на курятину.

«После соответствующего мониторинга мы увидели, что рынок курятины очень сильно связан с другим рынком - свинины - рассказал Кустовский. - У производителей свинины с началом года были некоторые проблемы с ее приобретением из-за африканской чумы свиней. В результате - резко увеличился спрос на курятину. Также одним из факторов, который повлиял на структуру рынка, был рост экспорта куриного мяса в этом году, по сравнению с прошлым. В январе-мае 2017 года экспорт вырос на 54%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это существенное увеличение экспорта, которое, по нашему мнению, могло повлиять на предложение куриного мяса и могло вызвать подорожание конечной продукции».

Он добавил, что на данный момент мы имеем на рынке больше 20 производителей, среди них — два крупнейших: МХП и «Агромарс».

«Наибольший производитель МХП имеет долю более 40% в производстве куриного мяса, таким образом, рынок имеет признаки монопольного», - отметил Кустовский.

Несмотря на все очевидные объяснения, до сих пор без четкого ответа остается вопрос, каким же образом могли вырасти цена на курятину, если государство выделило дотации, а зерно, которым кормят птицу, за последний год подорожало лишь на 3-4%? И почему цена на мясо выросла за этот же период сразу на 30%?

По словам председателя Союза птицеводов Украины Сергея Карпенко, в ближайшее время можно ожидать очередное подорожание цен на мясо птицы. Он утверждает, что наметилась тенденция роста экспорта при сохранении объемов производства.

Так, по официальным данным, за первое полугодие этого года Украина поставила на внешние рынки 147,7 тыс. тонн мяса птицы. Общее производство мяса птицы за полгода составило около 590 тыс. тонн. Получается, что четверть всей нашей курятины пошло на европейские рынки.

Что сделать, чтобы цена на курятину упала

По словам Карпенко, чтобы цены не росли такими темпами, следует снизить ставку НДС до 7%, тогда, убежден он, у животноводов останется больше средств.

Еще один шаг, который птицеводы предлагают  для уменьшения цены – это введение экспортных пошлин на зерновые. Когда зерно будет перерабатываться в Украине, люди будут инвестировать в экспорт готовой продукции.

Но это только рекомендации. Большинство участников рынка сходятся во мнении, что к новому году курятина может подорожать на 5-10%. Если такие прогнозы подтвердятся, то за килограмм говядины придется выложить до 150 грн, свинины – до 130 грн за кг. Стоимость курятины, в частности филе, приблизится к 110 грн за кг.

Глава Антимонопольного комитета Украины Юрий Терентьев заявил, что если подтвердятся уже имеющиеся признаки нарушения, злоупотребления монопольным положением на рынке куриного мяса - будет возбуждено соответствующее дело.

Ольга Кругла

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.