Альтернатива школе: реальные истории

Альтернатива школе: реальные истории

Пока в Верховной Раде обсуждают, как улучшить среднее образование в Украине и даже принимают об этом законы, украинцы выбирают для своих детей альтернативную форму обучения. Причины ухода от обычной системы образования у всех схожи – гиперактивность детей, конфликты с учителями и психологическое давление, ужасные материальные условия и постоянные поборы, некачественное образование и скучный материал. Некоторые родители хотят высвободить больше времени на раскрытие талантов детей – например занятий спортом, хобби или обучению предметам которых нет в обычной школьной программе. А вот как разные родители организовывали обучение своих чад и как это ударило по их кошельку – читайте ниже.

Альтернатива школе: реальные истории 1

Наталья Билай, фрилансер:

«В конце 7 класса мы с сыном все обсудили и решили, что дистанционное образование для нас будет приятней. Учимся мы в школе «Ангстрем». Это харьковская школа дистанционного образования. У них хорошо разработанная программа, большой опыт работы. Стоимость обучения 650 грн в месяц. У детей есть учебный план, расписанный понедельно, и план тестов, контрольных, аттестаций расписанный в течении семестра, но там не обязательно его жестко придерживаться. Их можно сдать наперед, или скопом в конце семестра. То есть ты сам устанавливаешь свой режим. Можно идти по рекомендованному расписанию, как в обычной школе, или блоками пройти всю историю или геометрию. Мы кое-что планируем обгонять. По всем предметам раз в неделю проводятся скайп-консультации с учителями-предметниками, если у ребенка есть вопросы. Никуда ходить не надо – все в электронном виде. У ученика есть свой электронный кабинет. В нем ты сдаешь тесты, либо сканируешь работу, делаешь аудио, видеофайлы и присылаешь их на проверку. И два раза в год происходит скайп-аттестация – это экзамен-онлайн с учителем.

По качеству образования, подаче материала все хорошо. Все учебники предоставляются в электронном виде и, кстати, дается на выбор сразу несколько учебников, есть выбор языка обучения (русский или украинский). И даются темы на проработку.

Если ты хочешь изучить какой-то предмет или какую-то тему более углубленно, то дают ссылки на видео лекций. В некоторых предметах тоже можно выбирать направленность – например по информатике можно учиться по обычному учебнику или учиться курсу «основы программирования».

Некоторые родители жалуются, что в школе в этом году стало слишком много промежуточных аттестаций, но меня все устраивает. В конце они выдают обычный аттестат государственного образца – как в самой обычной школе. Если ребенок хочет учиться, то в «Ангстрем» учиться очень просто».

Альтернатива школе: реальные истории 2

Диана Лебедева, блогер:

«После почти года обучения в школе вначале мы просто отказались от обычной школы, решили заниматься домашним обучением, и ездить чаще в планетарий, смотреть фильмы National geographic. Тем более, что мы прекрасно понимаем, что учитель в век интернета и онлайн-курсов — это не эксклюзивный источник знаний. А далее я нашла экстернатное обучение буквально рядом с домом – репетиторский центр «Логос».

Образование у сына будет обычное среднее, как будто он закончил обычную школу. У нас есть школа в Днепре, которая принимает учащихся экстерном чтобы сдать экзамены и получить государственную «корочку».

В новой школе удобней, во-первых, график – ты сам выбираешь, когда у тебя начало занятий, а когда конец. В обычную школу мы подымались очень рано чтобы приехать на 8. Это не подходит под нашу жизнь. В «Логос» мы ходим на 9:30 и это оказалось гораздо комфортнее.

Во-вторых, невозможно прогулять урок. В школе каждый ребенок обучается индивидуально. У нас в классе 4 человека и у каждого свой учебник, который составлен «Логосом» и есть курс по каждому нужному ученику предмету. То есть нет такого что «сегодня все учат вот это». Причем в классе могут быть дети разных возрастов – кто-то во втором, кто-то в третьем классе. И учительница работает с каждым отдельно. Это больше всего похоже на современную реальную жизнь – когда ты самостоятельный и сам выполняешь задание. Ты прочитал текст – подымаешь руку, учитель подходит, и ты пересказываешь текст, она задает вопросы по тексту – ты отвечаешь.

Тебя не учат работать в коллективе из 30 человек, что редко сейчас происходит в современном мире. Но тебя учат работать самостоятельно. Плюс нельзя прогулять уроки. То есть ты прогулял – значит должен отработать все пропущенные часы. Приходишь в субботу, отрабатываешь вечером. В «Логосе» много учится детей, которые ездят на соревнования. Допустим уехали в декабре на месяц, потом в июле доработали.

У детей нет домашнего задания. Все, что там делают, это и есть индивидуальная проработка. Если хочется интенсивного изучения, то можно взять домашнее задание. То же самое и с каникулами – хочешь уйти на весенние/осенние каникулы – можешь идти. Не хочешь – не иди. Полная свобода и при этом ты точно пройдешь все курсы.

И мы сами выбираем профиль обучения. Видим, что у ребенка круто получается математика – на это делаем упор по количеству уроков. Тоже самое с английским. Остальное по минимуму. ИЗО (физкультура) отсутствует – я сказала, что нам ИЗО и не надо, а нужна астрономия. Поэтому для сына разработали программу по астрономии.

Результат отличный – писать стал отлично, математика тоже, и то чем он интересовался ему и преподают. Ритм обучения мы тоже сами выбираем. Закончился учебник – сдаешь экзамен. Получаешь проходной балл – идешь дальше. Не получаешь – то по тем моментам, где в экзамене были ошибки, ученика возвращают на проработку и еще раз сдаешь. Это, кстати, нигде не фиксируется и не наказывается. Оценок нет до 11 класса.

Но есть оценка эффективности. В конце курса выдается некий прайс-лист где ты оцениваешь количество выполненных заданий и там написана «стоимость» этого задания: «устное задание – 5 баллов, прочитал и пересказал текст – 10 баллов» - и в конце суммируешь баллы. Затем выстраивается график – кривая твоей эффективности за определенный срок. То есть по сути учат KPI. Если ученик заканчивает курсы раньше, то вполне реально пройти 2-3 класс за один год. Можно и школу закончить раньше.

Минусы системы – нет физкультуры. Это надо брать на себя. И второе – социализация. Всего 14 детей учится на экстернате, и они все разных возрастов. Обе проблемы мы решили тем что водим сына на группу по плаванию и группу по теннису.

И последний момент – еда. В младшей школе один из важнейших вопросов. В обычной школе как я уже сказала все парятся из-за питания – и учителя и родители. В «Логосе» вопрос решен так – родители дают ребенку еду из дому. Там есть кухня как в коворкинге – чай, твоя чашка, общие чайник, микроволновка, холодильник. И ты берешь ланч-бокс – разогрел, чай попил, чашку помыл, дальше пошел учиться. Все как в реальной жизни. Как по мне, гораздо лучше и удобнее чем бояться, что ребенок может отравиться или съесть что-то не то, или то что ему нельзя.

Но это все очень затратно по финансам. Мы платим за 4 урока в день. Выходит, 5200 в месяц. Зато их постоянно возят на экскурсии. Сдавать ни на что не нужно – пластилин, линейки и все прочее есть. Разве что на какие-то большие праздники – типа выпускного. Еще и избавились от тяжелого портфеля с учебниками, тетрадями, сменной обувью, одеждой на физкультуру, и всем прочим, который мы с мужем раньше таскали по очереди. Да, это дорого, и есть варианты намного бюджетнее. Но нас подкупает что это прямо под домом, и не нужно тратить огромные деньги на транспорт. 

Альтернатива школе: реальные истории 3

Светлана Панюшкина, журналист:

«Мой ребенок принял решение стать спортсменом. Через 3 года у нее будет отбор на подростковую олимпиаду. Чтобы попасть в число участников и реализовать мечту, нужно соблюдать график тренировок. Обычная школа для нас не вариант.

Поэтому мы изучили варианты и решили, что школа экстерном для нас самая оптимальная. Дома мы сами организовываем учебу – то есть она работает с репетиторами, когда есть время. А сдает экзамены экстерном в зимнюю и летнюю сессию в школе экстернов, плюс периодические контрольные.

Несколько моих знакомых тоже перевели детей на учебу экстерном, и плюс я летом попала на конференцию хоумскулеров – и увидела плюсы этой системы. Ребенок может больше учить то, что ему нравиться, а не вдалбливать программу Минобразования. К примеру, у меня ребенок больше любит точные науки и после спорта она собирается учиться на инженера. Поэтому мы ищем курсы, репетиторов чтобы делать упор на физику, химию, математику. И меньше уделять внимание гуманитарным специальностям.

Мы не гонимся за оценками – главное, чтобы было комфортно. И вот этот комфорт помогает быстро усваивать материал. За две летних недели она прошла курс целой первой четверти по математике. Школьную программу можно освоить самостоятельно и намного быстрее. А оставшееся время посвятить спорту.

Мы сами ездим к репетитору. Кстати, это дешевле, чем любая частная школа. Стоимость репетитора начинается от 70 грн за занятие. А часть предметов можно освоить самому – например географию мы учим сами. Плюс есть методические материалы, по которым можно легко учиться и готовиться к экзаменам. В конце мы обратимся в школу-экстернат где сдадим экзамены и получим аттестат государственного образца.

Вообще такое образование однозначно подходит тем, у кого нет проблем с коммуникациями в обществе. Или если и так нет дефицита в общении. Чтобы ребенок не протирал штаны в школе, он может в более раннем возрасте прийти для себя к желаемому результату. Честно скажу – я ушла с работы, чтобы организовать систему обучения. Я работаю фрилансером, чтобы помочь ребенку в организации процесса обучения».

Альтернатива школе: реальные истории 4

Алла Кравченко, управленец-предприниматель:

«Сейчас моему сыну 14 лет. На хоумскулинге он последние три года – со второй половины 6 класса.

Поэтому в 6 классе у нас были репетиторы. Те школьные учителя, которые мне нравились, и специалисты, которых мы нашли. Мы как сообщество хоумскулеров организовали курсы, дети ездили на них в коворкинги где им подобрали место «не как в школе» - со свободным залом, удобствами.

В 7 классе мы, родители, как заказчики качественного образования и реализаторы своей идеи, окончательно поняли, что наша государственная система какой бы где-нибудь хорошей она ни была, все равно качественных знаний не даст. И тогда в 7 классе мы решили, что для детей будет хорошо проходить различные узкотематические курсы. Школа информатики, школа по риторике, школа психологии, школа вокала и куча других узкопрофильных предметов. Всего получалось около 10 тыс. грн. Соизмеримо с частной школой. Но мы сами были вовлечены в процесс и все мониторили.

К 8 классу – я уже хорошо оценила рынок образования, и хочу сказать, что он еще в зародышевом состоянии. И я либо принимаю наших «подрядчиков» как они есть, либо не получаю ничего. Поэтому мы продолжили курсы. Теперь уже наступил 9 класс с его экзаменами. Этот год будет отличаться – менее свободным и более напряженным. Хотя я отчетливо понимаю, что в половине случаев информация, выученная в подготовке к экзаменам потом будет ненужной в жизни. Без знания столиц всех стран мира, или, когда и кто что отвоевал я как-то в бизнесе живу. Но увы оценку надо получить.

Вообще многие перекладывают много ожиданий на школу – но все очень индивидуально. Дети есть усидчивые, есть менее покладистые. В государственных школах это не учитывается. По оценкам - на знание английского сын ежегодно тестируется в Кембриджском центре – этим тестам я могу доверять, в отличие от обычных школьных. А вот налет «совковости» в наших школах – в оценках, в обучении, уже попросту надоел.

В одном я уверена – мой ребенок уже в 10-11 класс уже никуда не пойдет. Для учеников уже сейчас есть множество разносрочных курсов – например по IT-сфере которые организовывают израильские специалисты, есть I-Hub с образовательными программами. Вариантов много. 

Родителям рекомендую оценивать ресурсы – сейчас очень много онлайн ресурсов, отзывов хоумскулеров, информации о форматах хоумскулинга. Для ребенка достаточно легко сформировать хотя бы минимальный формат активности. Надо также понимать свои задачи от хоумскулинга – обучение за границей, развитие определенных навыков, поступление в какой-то ВУЗ. И главное – не бояться».

Альтернатива школе: реальные истории 5

Юлия Пушнина, IT-фрилансер:

В общем, с сегодняшнего дня мой сын Вова перешел в дистанционную школу "Центр Дистанційної Освіти "Джерело"

Почему так: мы хотим иметь больше времени для путешествий, хобби и спорта, да и просто для сна до 9 утра и неспешных завтраков. Мы не хотим слышать, что у нас неправильные приоритеты или что нельзя надевать джинсы, или что надо постричься, потому что идет комиссия.

Я на самом деле очень долго, примерно с середины марта, думала, стоит или не стоит переходить. Я прочитала тонны статей, форумов, и личных чатов с мамами детей на дистанционном обучении. И мы-таки хотим попробовать, потому что как в обычной школе - мы уже знаем, а этот новый формат пока что выглядит гораздо прикольнее (я сама работаю удаленно уже много лет и считаю, что это восхитительная свобода).

Предвосхищая самый главный козырь противников ДО: у моего ребенка все будет в порядке с социализацией) на одноклассниках свет клином не сошелся.

Касательно формата обучения: мы все лето занимались английским по скайпу в качестве "попробовать", это нам вполне подошло, поэтому я думаю что все будет хорошо. В этой новой школе программа общеобразовательная, а не «Росток», но у нас есть великолепный преподаватель математики, и мы будем продолжать учить ее углубленно. Мне немного страшно, потому что это очень большая ответственность, и у меня не получится теперь обвинять систему или плохих учителей - все в моих руках. Но я уверена, что мы справимся».

Егор Мороз

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.