Почему растут цены на автогаз, и когда это закончится

Почему растут цены на автогаз, и когда это закончится

В Украине стремительно дорожает автогаз. Рост цен не выгоден ни автомобилистам, ни собственникам заправок, которые теряют объемы продаж. Забеба попыталась разобраться, что же происходит с рынком сжиженного газа в Украине.

Почему растут цены на автогаз, и когда это закончится 1

Что происходит?

За последний месяц на украинских заправках средние цены на автогаз взлетели примерно на 40% и продолжают расти. Самый заметный скачок произошел после 19 августа, когда буквально за один день цена топлива возросла на 1 - 1,5 гривны.

Розничная цена на газ бьет все рекорды. Предыдущий пик - 13,2 грн - был зафиксирован в сентябре прошлого года. По состоянию на 27 августа минимальная цена на сжиженный газ составляет 14,75 гривен, а максимальная уже перевалила за отметку в 16 гривен.

Почему растет цена?

Повышение стоимости газа стало предметом различных спекуляций и домыслов. Какие только причины и теории не выдвигают «эксперты» – вплоть до всемирного заговора.

В Министерстве экономического развития и торговли Украины объясняют - украинские производители сжиженного газа покрывают не более 20% рынка. Остальное Украина импортирует из России, Беларуси, Казахстана и других стран. Ограничения со стороны РФ привело к уменьшению импорта газа и, как следствие, к его дефициту. Это и повлияло на цену.

При этом, в Министерстве пообещали разобраться, что же произошло на рынке газа. Соответствующее поручение дали Минэнергоугля, Государственной регуляторной службе, Антимонопольному комитету, ГФС и Госстату.

Однако, разобравшись в ситуации, специалисты выделили и другие причины сложившейся ситуации.

  1. Неупорядоченность рынка. Неуклонное падение цен и наплыв нелегалов привели к тому, что ресурсная дыра становилась все больше и больше.
  2. Ремонты. В начале лета запасы топлива стали постепенно подходить к концу, поэтому все «ломанулись» за газом в Россию и Беларусь. Но там, как выяснилось, как раз в это время сразу несколько крупных производств стали на плановые ремонты.
  3. Железнодорожные перевозки. Тот газ, который все же удалось купить, не всегда достигал места назначения. Виной тому стали заминки «Укрзалізниці». По мнению аналитиков, вагоны не успевают сортироваться и отправляться, поэтому время доставки топлива увеличилось в разы.
  4. Отсутствие альтернативы. Ситуацию мог бы исправить импорт газа из других стран – Польши, Венгрии, Словакии. Но заранее этот вариант никто не проработал, а на то, чтобы наладить импорт, потребуется некоторое время.

Что будет дальше?

В консалтинговой группе А-95 утверждают - розничные цены на сжиженный газ будут расти и дальше.

Аналитики прогнозируют, что дефицит газа продлится до середины сентября. Это будет стимулировать высокие цены в опте, а, следовательно, и в рознице. Исходя из уровня оптовой цены 24 000 грн за тонну, розничные цены на автогаз достигнут диапазона 14,5-14,7 грн/л.

По мнению специалистов, это приведет к снижению потребления автогаза.

После сентября, считает аналитик консалтинговой группы А-95 Артем Куюн , стоимость газа будет постепенно снижаться и, вероятно,остановиться на отметке 11-12 гривен.

А это в свою очередь повлечет за собой наполнение рынка.

Кризис, который происходит на рынке сжиженного газа, является показательным. Вполне возможно, что он простимулирует трейдеров лучше подготовиться к поиску альтернативных путей снабжения в будущем.

Кристина Лях

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.