Стоит ли реанимировать отечественный автопром за счет кошельков украинцев?

Стоит ли реанимировать отечественный автопром за счет кошельков украинцев?

Стоит ли реанимировать отечественный автопром за счет кошельков украинцев?

По данным журнала ФОРБС собственник автоконцерна «УкрАвто» Тариэл Васадзе в 2013 году занимал 54 место в ТОП- 100 самых богатых украинцев. В 2015 - 88 место, а в 2016 - 90. Эти цифры наглядно отражают ситуацию в отечественном автомобилестроении и в какой-то мере являются отражением покупательского спроса на отечественный бренд ЗАЗ. Судя по всему, дела в концерне «УкрАвто» последние годы идут неважно, несмотря на то, что Украина отгородилась от всего автомира высоким таможенным барьером. Который должен был, по идее, спасти отечественный автопром. Удалась ли спасательная операция?

 

Стоит ли реанимировать отечественный автопром за счет кошельков украинцев? 1

Забебе стало интересно посмотреть, как введение пошлин в 2013 году повлияло на рынок продаж отечественных автомобилей, и как изменилось отношение к отечественным авто у внутренних потребителей к 2017 году. Как известно, потребитель голосует кошельком.

История защиты отечественного автопрома

Собственник концерна «УкрАВТО» Тариэл Васадзе имел непосредственное отношение к повышению таможенных пошлин в 2009 году. По данным СМИ, именно он на заседании правительства внес такое предложение. Уже при повторном повышении пошлин, в 2013 году  бренд ЗАЗ (корпорации «УкрАвто») стал лидером по продажам в Украине. Владелец концерна «УкрАвто» так прокомментировал введение пошлин: «Если у человека есть деньги, он не заметит этой прибавки». Инициатором повышения пошлин в 2013 году был нынешний гарант Петр Порошенко – Забеба писала об этом здесь. Но подавали это конечно же под соусом защиты отечественных заводов, которые вот-вот совершат технологический прорыв, и их продукция встанет в один ряд с мировыми брендами.

13 апреля 2013 года в Украине вступили в силу специальные пошлины на импорт в страну новых легковых автомобилей с объемом двигателя 1000-1500 куб. см в размере 6,46% и 1500-2200 куб. см - 12,95% . Речь идет как раз о небольших по объему двигателя авто, которые пользовались наибольшим спросом у «пересичных» украинских автомобилистов.

В аккурат в тот момент, когда из-за выросших пошлин на импортные автомобили, украинцы начали расхватывать отечественные Сенсы, украинские импортеры в знак протеста против спецпошлин прекратили ввоз автомобилей с указанными объемами двигателей.

Как сообщил глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, импортеры приняли принципиальное решение не ввозить в Украину автомобили, до тех пор, пока спецпошлина не будет отменена. "Мы готовы, даже в ущерб своим интересам, продемонстрировать, что по результатам мая 2013 бюджет не получит ни копейки от импорта автомобилей. Страны-члены ВТО объявили о возможности введения санкций против Украины. Особенно жестко по этому поводу высказались США, Корея, Япония.

Выиграл ли от этого повышения бюджет? Если до введения спецпошлин поступления в бюджет от импорта автомобилей занимали третью позицию – после нефти и газа, то после их введения поступления в бюджет резко сократились.

Но интересы отечественного автопрома дороже. В 2013 году бренд ЗАЗ занял второе место по количеству проданных в Украине автомобилей. Но при этом, отмечают эксперты, не потому, что вырос интерес к ЗАЗ, он наоборот упал на 2%. Просто спрос на импортные иномарки упал гораздо сильнее из-за новой цены. Кстати, на третье место буквально ворвался китаец Geely, который продемонстрировала внушительный рост продаж - 35,8%.

В 2014 году вторую позицию по количеству проданных авто снова занял ZAZ Сенс после китайца Geely Emgrand EC7. По другим данным на первом месте – Тойота. Но это не суть важно.

В 2015 году у Запорожского автомобилестроительного завода третье место. Хотя за год автомобилей ЗАЗ продано 2,868 тыс. (на 64% меньше, чем в 2014 году).

 А лидеры продаж - Toyota и Renault.

2016 год можно назвать черным в судьбе Запорожского автомобилестроительного завода. Украинцы стали покупать больше легковых автомобилей.

Стоит ли реанимировать отечественный автопром за счет кошельков украинцев? 2

При этом входивший ранее в тройку лидеров бренд ЗАЗ опустился сразу на десятую позицию в рейтинге самых продаваемых автомобилей. Лучшие по продажам в Украине – Toyota, Renault и Volkswagen.

Запоржский автозавод в 2016 году простаивал несколько месяцев. За год автомобильный гигант, способный выпускать 120 тысяч автомобилей в год, произвел 403 штуки. В 2017 году – та же тенденция. Но скорее всего, по результатам года ЗАЗ вообще вылетит из ТОП-10. Возможно, и Тариэл Васадзе из ТОП-100 миллионеров.

Заводу предрекают печальное будущее, если не найдутся инвесторы, способные переформатировать производство, перенацелить его на европейские рынки.

«Основной канал экспорта в Россию давно перекрыт. Внутренний рынок хоть и начал восстанавливаться, но его объем слишком мал. Да и модельный ряд ЗАЗа отнюдь не привлекательный: семейству Lanos уже исполнилось 20 лет, ZAZ Vida представляет собой копию Chevrolet Aveo образца 2002 года, а ZAZ Forza — это клон китайской пятидверки Chery Bonus. Выходить с таким набором на новые внешние рынки, мягко говоря, проблематично. Поэтому корпорация УкрАвто, владеющая заводом, ищет новых партнеров, а если повезет, то и покупателей», - пишет автор сайта АвтоРевю Игорь Владимирский.

Так что, ждать очередных повышений пошлин, если ЗАЗ не найдет инвесторов? Это конечно здорово придумано – заставить украинцев платить больше. Но работает такая схема недолго, ровно до того момента, как с ее несправедливостью не столкнется критическая масса потребителей. Высокие таможенные сборы, введенные с легкой руки Васадзе и Порошенко, породили движение АвтоЕвроСила. Судя по количеству ввезенных в Украину авто на еврономерах, это движение может превратиться в серьезную не только общественную, но и политическую силу. Власти развязали с автомобилистами борьбу в судах. Но поскольку спрос именно на подержанные иномарки, по данным аналитиков, растет, количество украинцев, недовольных политикой спасения отечественного автопрома за счет их кошельков будет только увеличиваться.

Впрочем, уже с 1.01.18 в Украине вступит в силу экологический стандарт Евро-6. Это значит, что украинцы смогут покупать и ввозить в Украину бэушные иномарки возрастом не старше 2-3 лет. Они значительно дороже пятилетних авто, разрешенных сегодня. Так что дела у отечественного автопрома могут снова поправиться. И экология, опять же…

Марина Деобальд

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.