В Украине не хватает лекарств для психически больных

В Украине не хватает лекарств для психически больных

Именно поэтому стали возможны пятничные трагедии Львова и Киева - считают психиатры. Напомним, 4 августа во Львове пациент психбольницы взял в заложники целое отделение и ранил пятнадцать человек. А в Киеве пациент психдиспансера убил всю свою семью - четверых человек.

Забеба писала, что в Днепре собираются закрыть единственную в Украине больницу строгого режима для невменяемых преступников – государственное учреждение «Українська психіатрична лікарня з суворим наглядом МОЗ України». И.О. министра здравоохранения Ульяна Супрун побывала там дважды на протяжении полугода и сделала вывод, что это лечебное учреждение нарушает права человека. А куда в таком случае денутся пациенты? И как вообще в Украине устроена система психиатрической помощи невменяемым больным, склонным к насилию и агрессии?

В прошлую пятницу в Украине случилось два резонансных происшествия, связанных с пациентами психоневрологических лечебных учреждений. Во Львове пациент психбольницы взял в заложники целое отделение. 30-летний местный житель был пациентом этой психиатрической больницы, в которой он провел четыре года за убийство отца, нанеся тому 72 колото-резаных раны. Месяц назад выписался, но 4 августа утром из-за жалоб родственников был помещен обратно.

Львовянин забаррикадировал вход в больницу и захватил заложников, таких же пациентов, как и сам. Он разбил окно и ранил 10 человек осколками стекол. Полиция приняла решение штурмовать здание больницы. Во время штурма пятеро(!) полицейских получили телесные повреждения.

В тот же день,  4 августа, в районе 19.00 в Голосеевском районе Киева произошло убийство — психически больной человек убил всю свою семью - родителей и двух сестер.

На месте происшествия полицейские обнаружили  предполагаемого убийцу — человека, который находится на учете в психдиспансере.

Из этих сообщений следует, что агрессивные пациенты в Украине лечатся не только в строгом стационаре, что в Днепре, но и в общих отделениях психиатрических больниц, и даже на дому. Да-да, есть такая форма лечения психиатрических больных – принудительное амбулаторное лечение.

Согласно закону Украины о «О психиатрической помощи» решение о принудительном лечении невменяемых преступников принимает исключительно суд, естественно, на основании медицинских документов и с участием психиатра. И, исходя из тяжести содеянного и состояния человека, избирается форма лечения и назначается срок.

Видимо, у этих пациентов с формой лечения не угадали. Или что-то пошло не так в процессе?

"Есть строгий режим, есть усиленный, есть общий режим – рассказывает Юрий Николаевич Завалко  - главный врач Днепропетровской областной психиатрической больницы. У нас в больнице есть отделение усиленного режима. Оно отличается от строгого режима и количеством прогулок, и большими  возможностями для свиданий с родственниками, и бОльшими возможностями для социальной реабилитации. Но естественно, общий выход на территорию для таких пациентов закрыт.

О планах Минздрава закрыть больницу строгого режима Юрий Николаевич знает. «Это  не значит, - говорит Юрий Николаевич - что больницу закроют завтра, предварительно подготовят для таких больных отделения. Представьте себе, как тяжело добираться в Днепр родственникам пациентов, например, с Западной Украины. Почему бы на Западной Украине не создать такое учреждение? Мы написали письмо в департамент здравоохранения ДнепрОГА  с просьбой заложить финансирование на 2018 год на проектирование специального отделения для таких больных. Никто не будет закрывать больницу строгого режима завтра и никто не оставит ее пациентов на улице».

Что касается происшествий во Львове и Киеве, то, по словам Юрия Николаевича, это могло произойти оттого, что после выписки из больницы пациенты перестали принимать лечение. Государство должно обеспечивать таких пациентов бесплатными лекарствами, но этого не происходит в полном объеме. Лекарств на всех не хватает. Кроме того, Забебе стало известно, что  недавно Кабмин сократил список бесплатных медикаментов.

Наталья Григорьевна Вишневская, главный врач Днепропетровского городского психоневрологического диспансера, признала, что такая проблема действительно существует – в год городская программа выделяет на лечение таких больных 1 млн грн. Но этого хватает на 30% пациентов. Государство декларирует бесплатную психиатрическую помощь, а  все отдано на откуп местным программам.

Что же делают оставшиеся 70% психиатрических больных? Они предоставлены сами себе и своим опекунам.

Сколько человек стоит на учете в Днепропетровском психдиспансере, Наталья Вишневская не сказала – это закрытая информация. «Но это вершина айсберга, - говорит Наталья Вишневская. Многие на учете не состоят и попадают в поле зрения психиатрии только тогда, когда совершают преступление.

«Мы идем в Европу там более демократично, там только в исключительных случаях пациенты попадают на длительное лечение в стационар. Там и доступ к оружию свободнее. К чему это ведет? Наверное, время от времени слышите, что такие люди покупают оружие и стреляют в школах.  Это то, чем пахнет демократия с точки зрения здешних психиатров, - сказала Наталья Вишневская».

На следующий день после убийства в Киеве и взятия заложников во Львове и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун на своей страничке в фб рассказала о том, как в Украине будет улучшаться психиатрическая помощь. В мае МОЗ на общественные слушания вынесло вопрос о расширении прав психически больных пациентов в судах.

Марина Деобальд

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.