Шлапак о токсичных кредитах и планах ПриватБанка на будущее

Шлапак о токсичных кредитах и планах ПриватБанка на будущее

Сегодня в Киеве прошла пресс-конференция главы правления ПриватБанка Александра Шлапака, на которой он, покидая свой пост, рассказал об итогах работы. Много говорил о «токсичных» кредитах в прошлом и дальнейших перспективах крупнейшего финучреждения Украины. Дальше: основные меседжи выступления Александра Шлапака.

На данный момент уже полностью опубликован финансовый отчет банка за 2016 год, кроме того, правительством принято решение о докапитализации Приватбанка. И поскольку есть единое видение как руководством банка, так и Кабинетом министров о дальнейшей стратегии и тактике работы данного финансового учреждения, то можно уже детально остановиться на основных задачах и аспектах работы банка.

Шлапак о токсичных кредитах и планах ПриватБанка на будущее 1

О «токсичном» портфеле кредитов

Согласно статистике, кредитный портфель ПриватБанка с момента последнего дня работы прежнего менеджмента 16.12.2016 года изменился не сильно. Так, на 16 декабря прошлого года юридическим лицам было выдано кредитов на общую сумму 192 миллиарда гривен. На 1 января 2017 года общий кредитный портфель составлял 196 миллиардов, и по состоянию на 1 июля этот показатель не изменился.

Кредиты, выданные физическим лицам на указанные даты составили 33, 32 и 39 миллиардов гривен соответственно.

«Но гораздо важнее то, насколько сам банк оценивал эти показатели. Так, сам банк оценивал количество «связанных» кредитов, выданных юридическим лицам, в размере 8 млрд грн, что составляло 4% от их общей суммы. После изучения положения дел наша команда «скорректировала» эти показатели. И оказалось, что на 1января 2017 года эти кредиты составили 190 млрд грн (97%). Этот показатель не изменился и до сих пор.

При этот страховые резервы банка под проблемные кредиты, по оценкам предыдущего руководства, на 16.12.2016 года составляли 30 миллиардов гривен. Но, мы выяснили, что на самом деле на 1 января страховые резервы банка под такие кредиты, согласно советам международных аудиторов, составляли 184, на сегодня — 191 миллиард, - сообщил Александр Шлапак.

Так что же это за «токсичный» портфель кредитов?

Это — 223 клиента на общую сумму кредитов в 194,3 миллиарда гривен. Банк разбил этих клиентов на четыре группы.

«Трансформированные кредиты»: 33 заемщика на почти 133 миллиарда гривен, включая и тело кредитов и проценты по ним.

«Лизинговый портфель»: 41 заемщик на почти 15 миллиардов.

«Кипрский» портфель»: тоже на 15 миллиардов.

«Корпоративные кредиты» на более чем 36 миллиардов.

«Все эти проблемные кредиты имеют общие черты. Во-первых, большинство заемщиков по всем группам являются недавно созданными компаниями с негативным финансовым состоянием. Во-вторых, во время выдачи всех этих кредитов были допущены грубые нарушения как законодательства Украины, так и регламентных документов самого банка. В-третьих, данные кредиты обслуживались неудовлетворительно, причем динамика погашения кредитов только ухудшалась. В-четвертых, все кредиты выданы не на рыночных отношениях. В-пятых, у заемщиков нет реальной возможности погашения кредитов. И, наконец, из банка выведены оборотные средства компаний, которые обслуживали деньги бывших владельцев», - пояснил Александр Шлапак.

Что имеется в виду: ухудшение динамики погашения этих кредитов. Если на 1 января общая задолженность по ним составляла 184,8 миллиардов гривен, то на сегодня — уже 198,4 млрд. если в январе по ним было реально погашено процентов 556 миллионов, то затем каждый месяц показатели падали, и в мае было погашено всего 228 миллионов. Зато сумма просроченных платежей по процентам выросла с 2,8 миллиарда грн в январе до 7,1 млрд — в мае.

Трансформированные кредиты полностью обеспечены товарным имуществом должников на все 132 млрд грн. Лизинг обеспечен недвижимым имуществом также на все 15 млрд грн. А вот остальные группы кредитов обеспечены имуществом куда хуже.

«На самом деле все не так просто. 36 заемщиков по трансформированным кредитам просто перекрыли долги предыдущих 193 заемщиков, куда деньги, собственно и ушли в течение первой же недели. При этом такие кредиты были выданы в октябре-ноябре прошлого года компаниям, существовавшим на рынке менее года. Так, один из кредитов на 4 млрд грн был выдан компании, на расчетном счету которой было всего 7,7 тысячи гривен. И такой пример — не единственный.

Компании получали по несколько миллиардов гривен кредитов под 10,5% годовых, в то же время когда кредитным комитетом банка под такие большие кредиты была предусмотрена ставка в 34% годовых. При том, что сам банк получал кредиты и рефинансирование под 22% годовых. А в качестве залога выступали, например, бензин в количестве двухгодичной потребности страны, или австралийская марганцевая руда, поставляемая в Китай. Но у самих компаний не было ни складов для хранения товаров, ни контрактов на их поставку», - пояснил Александр Шлапак.

ПриватБанк только на этом потерял более 23 миллиардов гривен.

Чтобы пополнить возможности банка по работе с такими кредитами, предыдущие руководители Приватбанка приняли на баланс 248 АЗС и 120 нефтебаз на 15 млрд грн, что и вошло в лизинговый портфель «токсичных» кредитов. При проверке аудиторами оказалось, что стоимость этих объектов была существенно завышена.

«По все этим фактам мы подали заявление в прокуратуры, которая открыла уголовное производство за умышленное доведение банка до банкротства», - пояснил Александр Шлапак.

По кипрскому портфелю из 22 заемщиков на 15 млрд грн сегодня рассчитывается по кредиту всего 1(!) заемщик, а остальные либо объявили дефолт, либо имеют значительные просрочки по платежам.

По корпоративно связанным кредитам — 124 заемщика на 36,2 млрд грн — реальным имуществом обеспечено 8% кредитного портфеля, остальное — имущественные права. По этим кредитам уже взыскано банком 468 млн грн задолженностей, наложен арест на имущество должников на 500 млн грн, дела по 12 заемщикам переданы в суды.

Шлапак о токсичных кредитах и планах ПриватБанка на будущее 2

Докапитализация Приватбанка

По оценкам аудиторов, 54% активов банка имеют признаки обесценивания, и поэтому требуется докапитализация банка.

«На данный момент нам надо привлечь 20,8 млрд гривен для покрытия кредитных рисков, полученных в результате указанных выше действий предыдущего менеджмента, и еще 6,12 млрд грн надо докапитализировать для покрытия прямых убытков банка в результате завышенной балансовой стоимости имущества, принятого на баланс или переданного в залог», - сообщил Александр Шлапак.

Что уже сделано?

Уже сегодня сформировано резервов на 170,3 млрд грн под «токсичный» портфель, что перекрыло его на 89%. После докапитализации «токсичный» портфель будет перекрыт на 98% процентов и перестанет «давить» на работу банка.

Открыто 9 уголовных дел, активно ведется работа по взысканию денег либо имущества с должников.

Шлапак о токсичных кредитах и планах ПриватБанка на будущее 3

Текущий баланс ПриватБанка

С января по июнь активы банка выросли с 205,183 до 234,84 млрд грн, то есть на 29,657 млрд грн.

Детальнее:

17,3 миллиарда поступило депозитов от физических и юридических лиц;

5,3 млрд грн возвращено рефинансирования Национальным банком Украины;

1,7 млрд грн получено чистой прибыли за 5 месяцев этого года;

7,3 млрд грн выдано кредитов физическим лицам;

на 9 млрд грн закуплено облигаций внутреннего государственного займа.

«Сегодня на счетах банка находится 130 миллиардов гривен, что составляет 68% покрытия привлеченных банком средств. Из них: 24,7 млрд грн — на счетах других банков, 14,5 млрд грн — собственная касса банка, 3,7 млрд — депозитные сертификаты НБУ, 89,6 млрд грн — в государственных облигациях. По всем этим показателям Приватбанк является самым ликвидным банком страны», - подчеркнул Александр Шлапак.

Банк уже докапитализирован на 116миллиардов, в ближайшее время получит еще 38,5 миллиарда гривен, после чего полностью сформирует резервы в размере 191 млрд грн, что позволит полностью гарантировать выданные кредиты. К концу года планируется выполнить банком собственный бюджет в размере не менее 600миллионов гривен, уверен Александр Шлапак.

О перспективе возглавить НБУ

Отвечая на вопрос журналистов о том, хотел бы он занять должность председателя Национального банка Украины, Александр Шлапак ответил:

«Мне пока такой должности никто не предлагал. Но даже если ее вдруг мне и предложат, я откажусь, поскольку по целому ряду объективных и субъективных причин быть главой НБУ не хочу и не буду».

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.