Украина оказалась на пороге грандиозного передела собственности

Украина оказалась на пороге грандиозного передела собственности

Если на скорости 300 километров в час высунуть голову из машины, можно улыбнуться чуть больше, чем до ушей. Уголовное дело против виновных в депортации крымских татар в 1944 году, которое уже выходит на финишную прямую, это такая же история. Очень важное и очень справедливое дело. Бандиты должны быть официально названы бандитами. А жертвы необходимо признать жертвами, в том числе и юридически. Но по факту Юрий Луценко может открыть такой ящик Пандоры, что предсказать результат не сможет никто.

Украина оказалась на пороге грандиозного передела собственности 1

История депортации крымских татар чудовищна. Ночью бравые бойцы НКВД (дедывоевали, ага) вламывались в дома и в лучшем случае давали полчаса на сборы. Неповиновение – смерть. Многие, кстати, возмущались. И были убиты прямо на месте. Просто на секунду представьте ситуацию, если хватит воображения. Ночью к вам вламываются в дом, перепуганные дети в слезах, жена не понимает, что происходит и вам дают тридцать минут на сборы. Да и что собирать?

Украина оказалась на пороге грандиозного передела собственности 2

В 1944 году особых богатств у крымских татар не было. Золотые слитки, бриллианты? Ты не заместитель министра экономики при Януковиче, чтобы сорок кило золота хранить. Детские вещи, теплая одежда, продукты на пару дней. И все, что ты соберешь, ты должен унести в двух руках. Потому что жене нужно вести детей, а воевавшие в НКВД деды не будут помогать. Застрелить могут, отобрать что-то понравившееся могут, а нести ты будешь сам. А потом товарный вагон, кормить в дороге никто вас не будет. И высадят в голой степи Узбекистана или Казахстана. Смертность, особенно детская, просто зашкаливала. Так что никакое это было не переселение, а попытка убить целый народ. И если давать этому юридическую оценку, то именно как убийству. Ладно, оставим историю в покое, перейдем к практическим последствиям. Потому что они очень интересные.

Украина оказалась на пороге грандиозного передела собственности 3

Итак, прокуратура и суд признают депортацию не просто незаконной, а преступлением. Что с собственностью? Если в 1944 году бандиты отняли у семьи дом с участком земли в Крыму и незаконно депортировали – кому принадлежит этот дом сегодня? Логично – наследникам того, у кого его незаконно отняли. Любой суд эту цепочку причин и следствий выстроит очень быстро. Участок придется вернуть. Да, его сегодняшний владелец может быть ни в чем не виноват и по закону являться добросовестным приобретателем, но от этого право собственности наследников депортированных татар никуда не девается. Любой украинский и европейский суд это подтвердит. Доказательную базу прокуратура собрала очень серьезную.

Ты можешь построить роскошный пятизвездочный отель на честно отведенной горсоветом Ялты земле, но тут выясняется, что у земли уже был хозяин. И придется искать с ним компромисс. Потому что украинское государство 25 лет уходило от решения этой проблемы, но после решения суда о преступлении в виде депортации такой вариант закроется. И после освобождения Крыма нас ждет очень интересный период судов и смены собственников на землю полуострова. Кстати, было бы здорово, если бы все вопросы решались в судах, но опыт подсказывает, что не обойдется без стрельбы.

Самое интересное, что опыт возвращения имущества, захваченного Советским Союзом уже есть и отработан до автоматизма. В странах Балтии, например. Владельцы возвращали дома и участки, которые у них отняли при оккупации. Вот только в Украине такие спорные моменты совсем не исчерпываются Крымом. Если брать Львов или Закарпатье, то там тоже очень много «отжатого» при оккупации имущества. И прямые наследники живы. Можно, конечно, обозначить позицию государства так: В Крыму захваченное преступниками имущество возвращаем владельцам, а больше нигде не возвращаем. Вот только юристы будут несколько часов смеяться над этим заявлением, а потом за несколько минут в суде его отменят. Если потребуется, то в европейском.

Итак, Юрий Луценко решился. Депортацию крымских татар признают преступлением не на уровне государства, а именно в суде. Соответственно, жертвы этого преступления и их наследники получат очень простое законное право вернуть то, что у них отняли государственные бандиты. Что будет дальше прогнозировать очень сложно. Похоже, Генеральный прокурор действительно открыл ящик Пандоры и никто не знает, чем вся эта история закончится. Моего прадеда раскулачили в Полтавской области и выслали в Сибирь. Теперь там агрохолдинг. Нам есть о чем поговорить с владельцем? А сколько еще таких историй в Украине? Миллион? Двадцать миллионов? Зрада это или перемога, предсказать невозможно. Но скучно не будет, это уж точно. А с Луценко вообще никогда не скучно. Просто раньше его юмор был менее масштабным…

Кирилл Сазонов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.