Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях

Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях

В прямом эфире программы 51 канала «Вечерняя мясорубка» побывал начальник отдела ювенальной превенции ГУНП в Днепропетровской области Александр Голубятников. Он рассказал ведущим Ирине Логуш и Егору Морозу о том, как предотвратить насилие над детьми в школе и о борьбе ювенальной полиции с группами смерти в соцсетях .

- Добрый вечер! Сегодня мы поговорим о том, что делают наши дети, когда их никто не видит. Никто – это мы, взрослые. Так что же нужно для того, чтобы наши дети взрослели при максимальной безопасности? А расскажет нам о насилие в школах и «группах смерти» начальник отдела ювенальной превенции ГУНП в Днепропетровской области Александр Голубятников. 

Александр Голубятников: Здравствуйте!

- Начнем с насилия в школах. Достаточно часто дети дерутся и порой крайне жестоко. Если такое происходит, когда надо вызывать патрульную полицию или полицию вообще? 

Александр Голубятников: В любом случае надо вызвать полицию – для того, чтобы задокументировать факт. Бывает, детей разняли, все нормально, а через время могут наступить какие-то последствия. Скажем, был случай, когда ребенку дали по уху, а спустя неделю у него пропал слух.

То есть – к кому претензии предъявлять? Сразу родители не обращались, затем было уже поздно это делать. В итоге в дальнейшем возникают проблемы не только с лечением, но и с наказанием виновного.

- Так ли часто родители обращаются в полицию после школьных драк? Известно, что часто взрослые сами пытаются решить эти вопросы, не привлекая полицию. Да и в школах не любят выносить сор из избы.

Александр Голубятников: Где происходит скопление людей, всегда бывают какие-то стычки, конфликты между ними. Появляется необходимость вовлечения третьей стороны – для разбора по данному поводу. В школах это директор, завуч или классный руководитель.

Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях 1

Отдельной статистики обращений по школам полиция не ведет. Но есть данные, что в прошлом году дети 661 раз были жертвами – это по области, когда дети были признаны потерпевшими. Шестеро получили тяжкие и девять – средние телесные повреждения.

- Это по школам?

Александр Голубятников: Нет, это в целом по области. И неважно, где причинили ребенку повреждения. Главное, что его причинили несовершеннолетнему.

Далее – легкие телесные повреждения: 230 фактов. Неосторожное причинение тяжких или средней тяжести телесных повреждений – 4 случая. Также было 5 изнасилований. Кроме того, зафиксированы 132 кражи, 65 грабежей, 12 разбоев, 59 случаев мошенничества, и так далее.

- А если учитель поднял руку на ребенка – под какую статью это попадает и попадает ли в принципе?      

Александр Голубятников: Каждый случай рассматривается и квалифицируется следователем в отдельности. Если есть телесные повреждения, ребенка направляют на судмедэкспертизу для определения степени тяжести увечий. После этого принимается решение по внесению сведений в ЕРДР.

- А директор школы вам при этом помогает ли нет?

Александр Голубятников: Конечно! А куда он денется?

Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях 2

- Хорошо звучит!..

Александр Голубятников: …они сами заинтересованы в том, чтобы мы объективно и в полном объеме разобрались.

- А есть ли статистика по случаям, когда учитель выходит из себя и, кроме крика, доказывает свою правоту руками? 

Александр Голубятников: В 2016-ом и с начала 2017-го года таких фактов у нас не было.

Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях 3

- А если ситуация обратная – ученики выбрали в жертву учителя, доводят его до состояния, когда тот выходит из себя и делает совершенно невероятные, неадекватные вещи? Что делает в таком случае полиция и как она может разделить вину в таком эпизоде?

Александр Голубятников: Школа – это не то место, где можно встретится с обидчиком один на один. Но таких фактов со стороны педколлектива у нас тоже не было. Это связано с тем, что педагог в силах – и это входит в его обязанности – разобраться самостоятельно в этом вопросе или приобщить к этому своих старших товарищей: завуча, директора, других учителей. Правильно? Или – возможен альтернативный вариант: замена класса.

- Установленные в школах видеокамеры помогут? Есть же проект «Безопасная школа» - насколько он может быть эффективным? 

Александр Голубятников: При входах в магазины иногда висит табличка «Ведется видеонаблюдение», она, по большому счету, немного дисциплинирует посетителей. И если дети будут знать, что любое их движение запишут и смогут потом рассмотреть в качестве доказательства, я думаю, их также это сможет дисциплинировать.

- А что надо для установки камер: распоряжение директора или это общее решение для всех школ? 

Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях 4

Александр Голубятников: Это вопрос не к полиции, а к органам образования.

- Вам известны школы, где уже стоят камеры, и когда вы туда приходите, конфликт разрешить легче? 

Александр Голубятников: Именно в классах – я не в курсе. А по периметру школ – да, устанавливают. И для охраны, и для контроля за уходом детей. Был случай, когда по камерам отследили, что девочка покидала территорию школы. Это был нашумевший случай в Днепропетровске.

- Как по закону действовать родителям, если они подозревают, что их дети подвергаются постоянному насилию? 

Александр Голубятников: Общаясь с детьми, родители могут уловить разницу в поведении, интонации. Ребенок может стать замкнутым, может грубить, может агрессивно воспринимать какие-то вопросы, действия.

Но – каждый ребенок индивидуален. И каждого родители знают: на что он способен, как себя ведет и чем дышит. И если происходят какие-либо изменения, думаю, родителям было бы нелишним поинтересоваться причиной. Не обязательно это может быть школа. Влияет и улица, двор. Сейчас и погода позволяет детям дольше находиться на улице со своими друзьями: темнеет позже, тепло. Плюс – общение в Интернет-сетях.

Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях 5

Заметив отклонения в поведении ребенка, родители могут самостоятельно реагировать. То есть расположить их к контакту, попробовать поговорить, выяснить причину разницы в поведении. Если же ребенок замыкается в себе, нелишним было бы приобщить к этому вопросу психолога. В районных и городских социальных службах есть такие специалисты. Можно привлечь и школьного социального педагога, который так же способен решить этот вопрос.

- Ранее существовала детская комната милиции. Есть ли она сейчас? 

Александр Голубятников: Это – отдел ювенальной, то есть возрастной, превенции – значит, профилактики.

- Дебоширов, зачинщиков конфликтов ставят на учет? 

Александр Голубятников: Поступают такие сигналы. Согласно ведомственным инструкциям, на учет ставят несовершеннолетних, совершивших два и более административных правонарушения.

- Какие, например?

Александр Голубятников: Если курят прямо у школы – во время перемены, скажем.

- Это когда учитель застукал?

 Александр Голубятников: Ну, когда учитель застукал, я не думаю, что он будет привлекать к административной ответственности. А работник полиции сделает замечание, возьмет его за ухо, отведет к директору и составит протокол.

Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях 6

Статья 221 админкодекса Украины говорит о том, что решение по лицам, не достигшим 18-летнего возраста, принимает только суд. И по всем случаям выносятся только предупреждения. В зависимости от тяжести, детей могут брать на поруки, и так далее. Но в основном – это предупреждения, поскольку материальные взыскания на детей не распространяются. Кроме того, административной ответственности подлежат дети с 16 лет. Младше – нет. За это будут страдать их родители. Есть ст. 184 «Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей».

- Штрафы?  

Александр Голубятников: Да.

- А если ребенка трижды застукали, что он курит. Раз – штраф, потом еще. До какой суммы дотягивает?

Александр Голубятников: У ст. 184 – четыре части. Кроме того, кстати, дети до 18 лет могут совершать и преступления. Так вот, по данной статье, - предупреждение либо штраф в размере от 1 до 3 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. То есть 17-51 грн. За повторное нарушение в течение года – 34-68 грн. Это – первая и вторая часть статьи.

Если несовершеннолетний 14-16 лет совершает правонарушение – от 51 до 85 грн. За деяния с признаками преступления…

- Что, например – если телефон украли?

 Александр Голубятников: Грабеж, разбой, кража. Разбил стекло – хулиганские действия, причинение материального ущерба. За это – штрафуют родителей на сумму 170-340 грн.

- Плюс компенсация за разбитое окно?

Александр Голубятников: Это решает суд.

- Какая-то профилактическая работа проводится?

 Александр Голубятников: Обязательно! Сейчас на учете в территориальных органах области 245 несовершеннолетних. Это и совершившие преступления, которым сообщил следователь о подозрении; лица, совершившие два и более административных правонарушения; получившие условный срок – год-два – по приговору суда.

И еще один человек у нас есть – освободившийся из мест лишения свободы. Скоро ему будет 18 – ближе к осени, но все равно он у нас стоит на учете. В связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы в дальнейшем он также будет на учете, но уже в службе участковых – как ранее судимый, с ним будут проводить профилактическую работу.

- В целом стало хуже или лучше с детской преступностью?

Александр Голубятников: Это несколько, скажем так, сезонное явление. Допустим, зимой дети меньше находятся на улице. Отучился в школе – побежал домой, сидишь, греешься возле батареи, потому что на улице погода не соответствует настроению.

Когда день увеличивается, дети чаще и на более продолжительное время уходят гулять. Свой двор – понятно. Но могут же и в другие дворы ходить.

- То есть к весенним каникулам вы готовы?

 Александр Голубятников: Опять же – в местах скопления людей происходят конфликты. Всю жизнь это было и будет. И это не от нас зависит: сколько людей, столько и мнений.

- А насчет «групп смерти». Зимой дети сидят дома перед компьютером. Были ли случаи, когда из-за таких групп страдали люди? Как дела обстоят в области, в городе? Говорят, многие регистрируются в таких группах.

Александр Голубятников: Эта тема в последнее время приобрела значительный резонанс, в том числе в СМИ. На сегодня в связи с этим ГУНП принимает соответствующие меры. Мы провели 6 февраля круглый стол, на котором присутствовали представители органов образования ОГА, службы по делам детей, волонтеры, представители общественных организаций. Был разработан план по противодействию этому негативному явлению.

Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях 7

Вот вы говорите «группы смерти». Название вызывает интерес у детей, я бы назвал это Интернет-капканом. Как вы считаете?

- Так оно и есть!

Александр Голубятников: Так и получается. Потому, в связи с новым названием этого явления, обращаясь к детям, хотел бы спросить: смотря мультики, фильмы, и видя, как какое-либо животное – медведь, волк – попадает в капкан, хотите ли вы для себя подобного?

- Известно, что даже совсем маленьких детей втягивают эти Интернет-капканы. Они там должны выполнять какие-то задания.

Александр Голубятников: Знаете, можно погрешить и на СМИ, которые просто раздули эту тему.

- А если есть факты самоубийства детей?!

 Александр Голубятников: По данному вопросу надо разговаривать с родителями и педколлективами учебных заведений, но никак не с детьми.

Дети, которые не знали об этом, не заходили на эти сайты, услышав об этом от СМИ, от одноклассников начинают сами интересоваться. И теперь они поневоле хотят узнать: интересно, а что это за синяки? И лезут туда.

- Но что же конкретно делать родителям?

 Александр Голубятников: Давайте пока вернемся к нашим мероприятиям. Ежедневно мои сотрудники из областного аппарата, в том числе на территориях – работники ювенальной превенции, выезжают в учебные заведения, проводят профилактическую работу с детьми, вскользь, скажем так, касаясь этой темы, больше рассказывая о том, что родители их любят. В данной ситуации это актуально.

На родительских собраниях обязательно присутствует представитель ювенальной превенции, который рассказывает именно об этом капкане, чтобы папы и мамы, по крайней мере, обратили на это внимание.

Педколлективам рекомендовали обратить внимание на изменение поведение детей, ситуативное отношение к окружающему миру. Выделить если не группу риска, то часть детей, на которых надо обратить внимание именно по этому поводу.

Проводится мониторинг соцсетей. Только за прошлую неделю мы выявили 8 страниц наших детей из Днепропетровской области, вовремя отреагировали…

- Что это значит – закрыли страницы?

 Александр Голубятников: Зайдя на страницу, мы видим часть переписки, фото, которые выкладывает ребенок. Если есть малейшее подозрение, что что-то здесь не так… А бывают явно картинки, как на руке, ребенок выцарапывает определенное изображение.

- Пугали маньяками, всякими злыми дядями, но такого, чтобы ребенок сам себе вредил – ранее не было!

 Александр Голубятников: Знаете, пугать – это не метод сейчас… Так вот: выявили, сообщили в учебное заведение, где на своем уровне вызывают родителей, приезжает местный работник ювенальной превенции, и с этим ребенком проводится работа. Соответственно работа проводится и с родителями. Привлекается ювенальный психолог.

Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях 8

На этой неделе подобных случаев пока не было. Но сегодня (23 марта 2017 г. – прим. ред.), буквально пару часов назад было два обращения. Двое 14-летних мальчиков из разных населенных пунктов области самостоятельно позвонили в полицию и сообщили, что к ним обращается в соцсетях администратор и угрожает, что, если они не будут выполнять задания, то будет плохо их родителям.

- Молодцы ребята, не побоялись позвонить! И что дальше? 

 Александр Голубятников: Киберполиция занимается этими двумя эпизодами.

- Ранее были ли такие сайты, группы?

 Александр Голубятников: Конечно! Мы собирались 6 февраля, то есть полтора месяца назад. С тех пор есть ряд заблокированных сайтов и их администраторов.

- Но их-то могут создать заново! Как же поступать родителям, если они узнали, что их ребенок решил посмотреть эти сайты – для разнообразия, и оказался угодившим в эти самые капканы? Или к вам сразу обращаться?

 Александр Голубятников: По всем обращениям у нас проводится комплекс мероприятий – в том числе и по вычислению администраторов – с целью привлечения их к уголовной ответственности.

Но, дорогие родители, обязательно к нам обращайтесь, особенно если вы не на сто процентов уверены, что сможете совладать с данной ситуацией. А гуртом и батька легче бить. И поэтому, если эту проблему начнут решать и родители, и педагоги, и полиция, и психолог с ребенком поработает…

- То есть лучше поднимать волну? 

 Александр Голубятников: Безусловно. А полиция сделает всё для привлечения негодяя к ответственности. Ибо, чувствуя безнаказанность, они открывают свои сайты на другой линии. А так : одного, второго…

- Возможно ли вообще находить этих людей и что им за это будет?

 Александр Голубятников: Скажем так, это больше оперативная задача. Я – начальник ювенальной превенции, а это – вопрос профилактики. И, как говорят медики, заболевание лучше и легче «профилактировать», чем сталкиваться с его последствиями. Поэтому я считаю, что мы занимаемся большой работой, профилактируя. А киберполиция занимается своими вопросами, и я по данному вопросу не отвечу.

- Насколько тесно вы сотрудничаете с волонтерами, социальными службами? Они вам помогают с информацией?  

 Александр Голубятников: Конечно. Опять же – на круглом столе присутствовали представители двух общественных организаций, в том числе и волонтеры, в числе которых психологи и юристы. Они на сегодня вплотную с нами работают. Помимо того, что они занимаются вопросами Интернет-капканов, они также оказывают нам помощь в поиске без вести пропавших детей.

- С какой целью создают эти «группы смерти», Интернет-капканы?

 Александр Голубятников: Пока не могу вам ответить.

- Ваши пожелания жителям области?

 Александр Голубятников: Хотел бы обратиться, прежде всего, к родителям: смотрите за своими детьми. Сейчас погодные условия позволяют… Весна на дворе… Возьмите теннисные или бадминтонные ракетки, мяч, сходите на улицу с ребенком, погуляйте вместе. Возьмите удочки, съездите на рыбалку, займите ребенка. Окружите ребенка вашей любовью, чтобы ваши дети были контактными. И, в случае обращения того же администратора сайта к вашему ребенку, последний знал, к кому идти за помощью – непосредственно к родителям, которые отреагируют адекватно по данному поводу, не начнут сразу ругать, и так далее.

Как ювенальная полиция борется с группами смерти в соцсетях 9

Да просто проводите с ребенком время. Не позволяет погода? Почитайте вместе книжку, сыграйте в шахматы, посмотрите хороший фильм, мультик вместе.

- Спасибо вам большое! Всего доброго!

Александр Голубятников: И вам спасибо! До свидания!

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.