Почему днепряне не хотят выбирать семейного врача?

Почему днепряне не хотят выбирать семейного врача?

Почему днепряне не хотят выбирать семейного врача?

Концепция реформирования первичной медицинской помощи предполагает, что каждый семейный врач будет обслуживать примерно 2 тыс. пациентов. В настоящее время в Днепре на одного терапевта или педиатра приходится примерно столько же больных – 1,5-2 тыс. человек. Чтобы прикрепиться к семейному врачу, в ближайшем будущем понадобится заполнить специальную декларацию (ее иногда называют контрактом). Но пока что немного днепрян определились с выбором семейного врача. Из 980 тыс. человек это сделали меньше 15 тыс. жителей. 

Пробить безразличие не удалось

– Мы уже 4 года подряд предлагаем пациентам раз в году (в сентябре) изменить своего семейного или участкового врача. Можно взять открепительный талон и перейти в медицинское учреждение, которое нравится. Вы думаете, многие воспользовались этой возможностью? Пару лет назад приходило 1,5-2,5 тыс. пациентов, и только в 2016-м году их число выросло до 4 тыс. Они пришли в амбулаторию и поинтересовались информацией о семейном враче и своем участке. Вот это безразличие «пробить» за 4 года нам так и не удалось, – говорит начальник отдела по организации первичной медико-санитарной помощи департамента охраны здоровья Днепровского горсовета Татьяна Квитницкая. – Большинство думает, что если что-то случится, я вызову врача или обращусь к знакомому доктору. У нас есть сайт «Днепромед», где можно вбить свой адрес и узнать все о своей амбулатории, врачах и их режиме работы. Мы не видим необходимости гоняться за каждым человеком и просить его прийти в амбулаторию, а предоставляем эти услуги тем, кто к нам обращается.

Выбор сделать все равно придется, поскольку новый принцип финансирования медицинской помощи звучит так: «Деньги ходят за пациентом». У каждого человека будет только один семейный врач. Но члены одной семьи смогут наблюдаться у разных специалистов.

Немотивированные вызовы

В процессе реформирования первички МОЗ хочет сократить количество немотивированных вызовов семейного врача на дом до минимума. Основные консультации мобильных пациентов должны проходить в условиях амбулатории. Сейчас по разным оценкам число немотивированных вызовов составляет от 30% до 70%.

– В период эпидемий примерно 50% людей, которые могли бы прийти на прием, вызывают врача. Если в день 15 вызовов, то где-то 7 из них могло бы и не быть. Особенно когда температура нормальная, а пациент молодой, трудоспособный, но просто боится из-за болезни выйти на улицу, – делится своими наблюдениями днепровский семейный врач с 4-летним опытом работы Ксения Попехина.

–  На сегодняшний день мы не можем пользоваться понятием «немотивированный вызов», потому что работаем согласно четким регламентирующим документам. Сколько бы ни говорили о новом порядке предоставления медуслуг, пока он не утвержден, старый не отменен. И каждый звонок, который пришел в регистратуру, является для нас объективным и мотивированным. Если доктор не пойдет на вызов, он попадет под статью о неоказание медицинской помощи, даже если там сидит тетя, которая не хочет в ветреную погоду сходить к врачу, – комментирует ситуацию Татьяна Квитницкая.

Плюсы реформы

В ходе реформы первички врачей планируют избавить от бумажной работы. Киевские медики подсчитали, что на одного пациента в общей сложности приходится оформлять до 60 документов. Планируется, что карточки пациентов станут электронными, как и большинство медицинских документов. А ставить диагнозы поможет электронная система ICPC-2, которую уже перевели с английского на украинский язык.

– Электронные документы сильно упрощают работу, потому что для меня проще набрать, чем писать, писанина отнимает очень много времени. Но врачам в возрасте, возможно, будет тяжелее, – считает семейный врач с 6-летним опытом работы Татьяна Аверкина . – Что касается программы ICPC-2 – я ее не видела, не могу судить, но в принципе это неплохо. Мы же листаем справочники и книги, когда что-то непонятно, достаем свои локальные протоколы, если все это будет прописано в одной программе, станет намного проще.

В отличие от ряда других областей, которые не участвовали в пилотном проекте по реформированию медицины, в Днепропетровской области электронный реестр пациентов создали еще в 2012 году. Руководствовались данными последней переписи населения и домовыми книгами. Всем участковым врачам выдали служебные мобильные телефоны, проездные, а амбулаториям предоставили транспорт и бензин.

Минусы и непонятные моменты

Но есть и непонятные моменты, например, в новой концепции появилось такое понятие, как «круглосуточная неотложная медицинскую помощь». Если вам стало плохо вечером или в выходные дни, вызывали скорую помощь, потому что амбулатория  работала только в будни. Теперь на «скорых» будут только парамедики и медицинские техники, главная задача которых оказывать экстренную медицинскую помощь и доставлять пациентов в больницу для госпитализации. Как организовать круглосуточную неотложную медицинскую помощь на базе амбулаторий, чиновники Днепра пока не знают.

Президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности Виктор Сердюк считает, что беда украинской медицины в том, что ее никогда не финансировали в полном объеме, максимум давали половину от потребностей:

– Если б хоть бы раз профинансировать нашу медицину, как рекомендует ВОЗ и Совет Европы, то есть выделили 7% ВВП, результат был бы совсем другой. В Украине до недавнего времени расходовали на здравоохранение 3,5%, теперь еще меньше – 2,8%. Как можно требовать от того, что почти не финансируется, эффективной работы? Реформу нужно делать, но сначала в качестве эксперимента и за отдельные деньги. Покажите, как это работает, а только потом ломайте то, что существует и как-то работает. Система охраны здоровья не стоит в вакууме и не может быть остановлена не на минуту для реформирования.

Пока что вся медицина Днепра работает по старой советской системе Николая Семашко, разработанной почти 100 лет назад. Основные ее принципы: централизованная система с вертикальным подчинением МОЗ, привязка медицинских услуг к месту проживания пациента, бесплатный принцип оказания медпомощи. Правда последний пункт в Украине мало актуален из-за плохого финансирования отрасли.

Что изменит ситуацию

Введение страховой медицины должно изменить ситуацию, причем реформировать будут не только первичный уровень, но всю вертикаль системы оказания медпомощи. Каждый пациент будет знать, какие медицинские услуги он получит по страховке, а за какие придется платить. Тарифы и расценки распишут по пунктам, чтобы минимизировать коррупцию в учреждениях здравоохранения. Если человек не захочет делать операцию в государственной клинике, он сможет, доплатив разницу в стоимости услуги, обратиться в частную клинику.

В Украине в отличие от ряда других стран ЕС будут застрахованы все – работающие и не работающие граждане. Заниматься этим будет Национальное агентство здоровья. Ему поручат распределять финансы и контролировать качество оказания медуслуг. Насколько удачным окажется этот эксперимент, покажет время, но легкого пути нам точно не обещают.

Любовь Бурлакова

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.