Электронный билет: «свято наближається!»

Электронный билет: «свято наближається!»

Заявленный в горсовете Днепра «2017 - Год транспорта» похоже продолжает набирать обороты. Вслед за готовностью внедрять «электронный билет», изменениями в работе электротранспорта и идеей создания «Муниципального такси» на сайте горсовета опубликовали проект новой программы в сфере транспорта. Эта программа может стать реальным инструментом внедрения «электронного билета» - причем возможно уже в нынешнем году. Называется она – «Автоматизированная система оплаты проезда пассажиров в общественном транспорте в г. Днепр на 2017-2019 годы». Разберемся в ней подробнее.

На данный момент в мире существует три поколения систем оплаты за проезд. Первое – за наличную оплату напрямую, покупая бумажный билет или жетон. Второе – «магнитные билеты» или «магнитные карты». И хотя даже эта технология до нас дошла слабо (или не дошла вовсе), в мире и она уже считается устаревшей, так как появилась в 70х годах. Использовать такие методы оплаты тоже неэффективно – оборудование стоит дорого и требует дорогого обслуживания специалистами.

И наконец третье – бесконтактные «смарт-карты». Считаются наиболее эффективными – с точки зрения надежности, скорости и стоимости. Хотя и требуют значительных вложений на начальном этапе, зато потом обеспечивают огромную экономию. И если в большинстве стран мира, такая система оплаты действует в разных городах, то к примеру, в Финляндии построили целую национальную систему оплаты проезда, а после эти смарт-карты трансформировались в социальные карты.

Электронный билет: «свято наближається!» 1

У нас же к сожалению, ушли не далее первого поколения. Кроме того, что мы отстали технологически, нынешняя система оплаты не позволяет вести автоматизированный учет пассажиров и учитывать количество перевезенных льготников (а они составляют около 40% от общего числа пассажиров). Также она не позволяет реализовать гибкую тарифную политику и заставляет тратить огромные деньги на сбор оплаты за проезд – а это 22% всех доходов городского электротранспорта. Наконец нынешняя система оплаты за проезд не позволяет получить данные о пассажиропотоках, что создать оптимальный график движения и маршруток, а значит обезопасить город от пробок.

И чтобы решить все эти проблемы, департамент транспорта и транспортной инфраструктуры и подготовил новую программу. Ее выполнение возложат на два КП – «Днепровский электротранспорт» и «Днепровский метрополитен». Общая сумма, которую собираются потратить,составляет 210 млн грн. Причем внедрять программу собираются не иначе как ударными темпами.

Первое, за что возьмутся, - это создание программно-аппаратной базы. Согласно программе, уже в 2017 году каждую подвижную единицу транспорта начнут обеспечивать приборами для считывания данных, налаживать средства связи, выпустят сами средства оплаты – бесконтактные карты, а подразделения кондукторов обеспечат специальными аппаратами. Как нам сообщил директор департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского горсовета Игорь Маковцев, нынешнее законодательство не позволяет установить в транспорте турникеты, поэтому кондукторов обеспечат переносными устройствами для считывания информации с карт.

«Это могут быть даже два вида устройств – для оплаты проезда и для проверки её оплаты. Во-первых, таким образом будут обеспечивать оплату, а во-вторых, выполнять функцию контролеров чтобы не было такого что человек зашел в транспорт и не оплатил проезд в валидаторе»

Электронный билет: «свято наближається!» 2

В общей сложности на эти мероприятия потратят 63,5 млн грн.

Попутно с внедрением системы её будут тестировать – сверять базы данных, проводить контроль оплаты проезда, вести учет перевезенных пассажиров и после - привлекут транспортного оператора для управления электронной системой оплаты.

«Если оборудование мы можем закупить на бюджетные средства, и оно будет принадлежать громаде города, то для управления всем «железом» и обеспечением его эффективной работы мы привлечем оператора. Это может быть частная компания или созданное под эти функции коммунальное предприятие», - говорит директор департамента транспорта.

Далее введут в эксплуатацию саму систему автоматизированной системы оплаты проезда и учета пассажиров как на электротранспорте, так и с применением электронного билета во всем городском транспорте. Причем проездные билеты будут разных видов – это будут обычные и льготные карты, постоянные и временные, например, на день, на 3 суток, с возможностью единоразовой оплаты и дальнейшей пересадки с одного вида транспорта на другой.

Также все транспортные средства перевозчиков обеспечат оборудованием, а оплата проезда будет возможна по безналичному расчету не только по проездному билету, но и через «электронный кошелек», банковскую карточку и т.д. Наконец – внедрят единый билет на все виды городского транспорта. На внедрение всех этих новаций собираются потратить 115,8 млн грн.

Также чтобы система работала, нужны терминалы для оплаты проезда, обеспечение пунктов выдачи, продажи, пополнения карт. Пополнять карты можно будет не только в терминалах самообслуживания, но и через интернет. Создадут и центр обработки данных – он будет выполнять функции управления системой, картслужбы, техподдержки, службы контроля за эксплуатацией оборудования. На эти нужды потратят еще 28,9 млн грн.

Чтобы все горожане узнали о новшествах, о программе расскажут в сети интернет, покажут видеоролики в СМИ, будут раздавать печатные материалы. А своеобразным «бонусом» внедрения программы должна стать реализация проекта «Карточка днепрянина» которой можно будет также оплачивать проезд в транспорте.

Электронный билет: «свято наближається!» 3

Резюмируя рассказ о плюсах программы, Игорь Маковцев отметил, что при ее внедрении будет использован самый передовой европейский опыт.

«Уже завтра на трамвае № 1 появится QR-код для оплаты проезда через программу «Приват 24». Город идет в ногу со временем, делая проезд удобным и комфортным для жителей города. Думаю, никому не стоит пояснять что  будущее за безналичными расчетами, потому что по этому пути двигается весь развитый мир. И внедряя эту программу мы делаем шаг вперед ему навстречу.»

В любом случае для начала внедрения программы за неё должны проголосовать на ближайшей сессии городского совета. За принятием и внедрением программы мы обязательно проследим и обо всем расскажем.

Уже завтра, 21 марта, в 13-00 возле центрального входа в мэрию состоится презентация нових информационных табло и аудио-видеосистемы объявления остановок в общественном транспорте, а также оплаты проезда через QR-код

Егор Мороз

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.