Культурно-финансовые гастроли

Культурно-финансовые гастроли

Последние визиты министра Культуры Евгения Нищука в Черкассы и Днепр были достаточно насыщенными. Чиновник посещал театры и музеи, говорил о необходимости сохранения культурного наследия и давал обещания работать над увеличением зарплат сотрудников этой сферы. Со стороны все даже немного напоминало предвыборный тур, но только должность министра у нас совсем не выборная.

Культурно-финансовые гастроли 1

Тем не менее, такая ассоциация имеет право на существование. В условиях децентрализации финансирование объектов культуры может перейти практически полностью на местные бюджеты. А кому нужно министерство, не владеющее бюджетными потоками? Так что приходится выбирать. Выбирать способ, сохранить реальные рычаги контроля. В этой ситуации наглядная агитация и поддержка на местах просто необходимы.

В настоящий момент ситуация выглядит оптимистично. Финансирование Минкульта в 2017 году выросло, несмотря на сохраняющуюся непростую ситуацию в украинской экономике. Напомним, в 2016 году бюджет министерства культуры составил 2,6 миллиарда гривен, а в 2017 эта цифра увеличится до 3,35 миллиарда. Музеи и библиотеки получат 396 миллионов вместо нынешних 337. Почти в два раза увеличивается финансирование Госкино - с 273 до 515,9 миллиона.

То есть картина достаточно приятная для глаза чиновника, но это может стать последним аккордом. Если финансирование полностью перейдет в руки местных громад, то они будут сами решать, кого и в каком объеме финансировать. И далекое министерство в Киеве окажется лишним, на этом празднике жизни. Да и депутатов Верховной Рады в новых реалиях будет гораздо сложнее убедить в необходимости щедрой рукой выделять деньги на Минкульт, который уже практически ничего не решает. Однако хороший чиновник всегда найдет себе важное занятие, без которого не выживет страна. Не работу, а именно занятие.

Можно, например, протянуть через Верховную Раду законы о необходимости для местных советов в обязательном порядке согласовывать с Минкультом суммы финансирования местных театров, музеев и школ эстетического воспитания. И оставить именно за Киевом право вносить правки в эти сметы. Получится идеальная ситуация – местная громада зарабатывает деньги, а чиновник из Киева их распределяет. То есть имитация децентрализации с сохранением всех привычных схем. Вот только региональная элита вряд ли пойдет на такие уступки. Кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Сами заработали и сами тратим. Крапка. В ситуации, когда 90% граждан вообще не понимают, зачем украинской культуре министерство, лоббировать свои интересы становится все сложнее.

Культурно-финансовые гастроли 2

Конечно, криков о том, как децентрализация убивает культуру на местах, как страдают дети в сельской музыкальной школе от ее закрытия, будет очень много. И повышенная громкость с избытком артистизма не делает эти крики ложью. Да, можно со всей очевидностью предположить, что после передачи денег и полномочия на места далеко не всякая громада села или поселка захочет финансировать музыкальную или художественную школу. В условиях, когда есть масса более приоритетных вопросов – от ремонта дороги до поддержки в нормальном состоянии обычной общеобразовательной школы. Или создания фельдшерского пункта с более ли менее вменяемым оборудованием. Не до жиру, быть бы живу.

Этот процесс болезненный не только для чиновников от культуры, но и для всех, кто в этой сфере работал. Но нельзя не признать, что громада в своем праве. Как вправе любая семья расставлять приоритеты в своих расходах. Таких крупных городов, как Киев, Черкассы или Днепр этот болезненный процесс коснется куда меньше, хотя и тут возможно смещение приоритетов, и определенный секвестр расходов.

Культурно-финансовые гастроли 3

Именно поэтому главной аудиторией для агитации являются вовсе не работники культурной сферы крупных городов, а представители поселков и райцентров. Так, например, сегодня в Украине работают более 1300 государственных школ эстетического воспитания. Музыкальные, художественные. Именно их небольшие громады могут сократить в первую очередь. Потому что для Киева выделить сотню миллионов вообще не вопрос, а для райцентра каждые десять тысяч гривен – предмет горячих споров.

Министр не скупился на обещания. Так, по его словам, театр Шевченко в Днепре получит статус национального. Это значит, что коллектив может получить больше финансирования на свою деятельность. А может и не получить – зависит от Минфина. А этот орган всегда отличается некоторой скупостью – такова природа его работы. Щедрый Минфин существует только в параллельной реальности. Сейчас театр финансируется из областного бюджета. Областной театр – областной бюджет, все логично. А статус «Национальный» может остаться просто статусом. Хотя, на какую-то сумму из госбюджета, он вероятно сможет рассчитывать. Но не на большую, чем получит от местного совета.

Еще министр заявил, что правительством принято постановление, которое дает возможность повысить зарплату или коэффициент руководителям клубов, домов культуры и библиотек. Слово «возможность» здесь ключевое. Как альтернатива слову «обязательство». Но все это вопросы текущие. При переводе библиотек, музеев и школ эстетического воспитания на содержание территориальных громад, картина заиграет новыми красками. И для небольших населенных пунктов доминировать будут темные тона. Как пустота в кошельке. Потому что ничего бесплатного не бывает по определению. Все услуги ты можешь получить за свой либо за чужой счет. Это если называть вещи своими именами.

Именно голоса этой аудитории может стать той опорой, которая должна помочь Минкульту выбивать финансирование из государственного бюджета. Либо принудить местные громады согласиться на проект так называемых «культурных кошикив». То есть подписать обязательство выделять на культуру не менее определенной суммы или процента от бюджета. И согласовывать с министерством, а иначе ради чего всю эту песню писать. Впрочем, остановить «каток децентрализации» никакие гастроли не смогут.

Местные громады зубами вцепятся в свое право самостоятельно распоряжаться своими деньгами без ценных указаний из Киева. И крики про уничтожение культуры не помогут. В ситуации жесткого кризиса украинское правительство и депутаты всех уровней вынуждены действовать уже не как хирург, а как ветеринар. То есть спасать пациента, не реагируя на крики и попытки вырваться. На самом деле масштабы трагедии могут быть сильно преувеличены. Спрос рождает предложение и если государство откуда-то уходит, туда приходит частник. Мы это видим на примере дошкольного образования, да и в области эстетического развития или спорта примеров хватает. Ну а если спроса нет, значит не стоит и переживать.

Кирилл Сазонов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.