Проблемы участия в «Бюджете участия» и его подводные камни

Проблемы участия в «Бюджете участия» и его подводные камни

1 марта на брифинге мэр Днепра Борис Филатов и советница городского головы Яника Мерило рассказали о первых успехах программы «Бюджет участия». По словам советницы мэра, жители Днепра подали в общей сложности 296 проектов, заняв второе место в стране после Киева, оставив  на третьем Львов с 259 проектами. Среди проектов районного значения лидируют Соборный и Новокодацкий районы, 65% проектов подали женщины, и только 35% — мужчины. 71% проектов подали горожане в возрасте от 25 до 50 лет, на долю молодежи пришлось всего 8% проектов, остальные проекты подавали люди старше 50 лет.

Но за этой сухой статистикой, поданной советницей мэра на деле можно выявить много особенностей внедрения программы в нашем городе, много подводных камней и рисков. С этим всем мы решили подробно разобраться.

Проблемы участия в «Бюджете участия» и его подводные камни 1

Напомним, что разработчиком программы выступил департамент инновационного развития Днепровского городского совета. И как нам сообщила его директор Юлия Павлюк, успехи нашей программы могли бы быть намного большими.

Могли бы лучше?

Первая наша проблема – это слишком ограниченный срок подачи проектов. У жителей Днепра на это было всего 28 дней, тогда как киевляне имели срок в 2,5 месяца. Даже львовяне, имея в запасе не 28, а 31 день были в выигрышном положении – ведь почти половину проектов жители Днепра подали в последние три дня.

«Только в последний день наши горожане подали 126 проектов. 8 из них были поданы в 23:59 – то есть фактически в последнюю минуту. Хотя на всех тренингах и семинарах мы просили людей так не делать – ибо наша система просто могла не справиться с таким наплывом предложений, и проекты могли попросту не успеть зарегистрировать. Но при этом мы рады такой активности людей, и поверьте, – по количеству проектов мы могли бы обогнать и Киев» - говорит Юлия Павлюк.

Причину, почему не удалось догнать столицу и почему все спохватились в последний момент, директор департамента инновационного развития видит в слабой рекламной кампании. Если в Киеве реклама программы идет во всех СМИ, активно продвигается в социальных сетях на протяжении трех месяцев – то у нас реклама была откровенно слабой.

Во-вторых, долгое время программа просто простаивала из-за нежелания чиновников за неё браться. Исполнителями программы выбирали то один департамент, то другой и каждый раз находили причины, почему это «не их профиль». В результате было потеряно драгоценное время.

В-третьих, важной особенностью которую отметила директор департамента инноваций, является недостаточность суммы в целом на днепровский «бюджет участия».

«Если в Киеве на реализацию бюджета участия выделяют 50 млн, во Львове 16 млн, то у нас всего 10. И в реальности в этом году сумму уже не увеличить – это станет возможно только уже с будущего года. Кроме того, большие дискуссии идут по максимальной стоимости проекта – у нас она составляет 600 тыс., но при этом во Львове - 3 млн, в Киеве – 1 млн грн. Я считаю, что сумма должна быть увеличена хотя бы до 1 млн. Правда, часть депутатов со мной не согласны. Но вот как раз повышение суммы могло привлечь еще больше проектов", - говорит Юлия Павлюк.

Дело за чиновниками

Еще одна проблема программы – это апатичность чиновников. После регистрации проекта на сайте программы и его первичной проверки, департамент инновационного развития отправляет письма на профильные департаменты, дабы те дали свою оценку проекту. На это у департаментов есть 10 дней. Но фактически по некоторым письмам сроки уже прошли, а оценки всё нет. Так случилось с письмами на департамент жилищного хозяйства - ответа от ведомства Владислава Грицая попросту нет.

На брифинге была заявлена общая сумма, на которую подали проекты -  60 млн. Но, по словам Юлии Павлюк, после проведения премодерации всех проектов сумма может превысить и  70 млн. И вот с их освоением могут возникнуть проблемы из-за малого количества оставшегося времени.

В июне определят победителей программы, и департамент экономики, финансов и городского бюджета должен будет перераспределить средства программы между департаментами. Далее обязанность по выполнению проектов ляжет на сами исполнительные органы – им надо будет провести аукционы, закупки, заключить договоры с подрядчиками, выполнить проекты, проследить за качеством выполнения и отчитаться. Но зная скорость работы некоторых департаментов нескольких месяцев может не хватить.

Конечно это будет значить, что исполнительный орган не выполняет решения сессии городского совета. И чиновников должно ждать дисциплинарное взыскание. Но по факту деньги, выделенные на проект, попросту сгорят, а люди могут разочароваться в программе. Тогда количество проектов на будущий год станет меньше. С другой стороны, в других городах – Киеве и Львове сроки выполнения проекта составляют год, за который вполне можно всё успеть.

Ну, а какие проекты будут реализованы в Днепре, и как с ними справятся чиновники – мы обязательно увидим, оценим и расскажем.

Егор Мороз

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.