Планетарий Днепра. Через тернии к звездам...

Жительница Днепра Ирина Черныш на собственной странице в facebook пожаловалась на аварийное состояние лестницы возле Днепропетровского планетария: «Идешь с ребенком в планетарий? Будь готов попасть в больницу! Друзья, это позор!

«Лестница к планетарию полностью аварийна и не пригодна для эксплуатации. Администрация говорит, что неоднократно обращались к балансодержателю - горсовету, но там каждый раз отвечают одно и то же - денег нет и дальше по тексту! Порекомендовали подать финансирование ремонта лестницы на бюджет участия! Этой проблеме больше 5-ти лет!

Планетарий Днепра. Через тернии к звездам... 1

И только я успела повозмущаться этому хамству городских властей, как тут же на этой лестнице женщина разбила голову до частичной потери памяти!!! В каждом ли городе есть планетарий, который собирает полные залы, несмотря на такое наплевательское отношение?» - пишет Ирина.

Планетарий Днепра. Через тернии к звездам... 2

Мы решили поинтересоваться занимаются ли проблемой этой аварийной лестницы, и только ли это является проблемой нашего планетария. И на все наши вопросы любезно ответил (и провел очень любознательную экскурсию) и. о. директора планетария Линговский Сергей Витальевич.

По его словам, городской планетарий — это редкость для украинских городов. Сейчас ими располагают только Херсон, Харьков, Киев, Винница, Днепр и ныне оккупированный Донецк. Для сравнения, в Берлине сейчас действуют три крупных планетария.

Причем даже среди украинских заведений, планетарий в Днепре является уникальным, так как оборудование позволяет наблюдать за звездным небом в любое время суток, погоду, и время года.

На финансирование со стороны департамента гуманитарной политики и. о. директора не жалуется, говорит,  что всегда находит положительный отклик у городских властей. Хотя стоит отметить что от ответа по конкретным суммам доходов и затратной части коммунального заведения и. о. директора уклонился. Вместе с тем Сергей Витальевич описал некоторые проблемы.

Планетарий Днепра. Через тернии к звездам... 3

На днях Днепропетровский планетарий проводил мероприятие, посвященное открытию NASA новых экзопланет, но как раз привлечь к нему максимальное внимание не удалось из-за отсутствия рекламы.

Планетарий Днепра. Через тернии к звездам... 4

«Если для одноразового размещения рекламы в СМИ требуется заплатить 5 тыс. грн – то такую сумму мы потянуть не сможем».

Вторая проблема — это устаревшие здания и оборудования. Здание построено в конце 60-х. В последний раз ремонт делали в 2015 году, повезло только звездному залу.

Планетарий Днепра. Через тернии к звездам... 5

А вот главное оборудование - проектор компании Zeiss AG вообще является образцом 1938 года. Новое же оборудование стоит порядка 750 тыс. евро. Планетарий интересовался такой покупкой, но вопрос как обычно «встал» из-за финансирования. Наряду с этим и. о. директора планетария отмечает что, например, в США планетарии и обсерватории переходят с аналоговых на электронные аппараты, которые позволяют создать более зрелищную картинку, и показывать шоу по аналогии с кинотеатрами.

Планетарий Днепра. Через тернии к звездам... 6

Аналогичная ситуация и с финансированием научных командировок. Так на прошлогоднее мероприятие, посвященное астрономии и работе планетариев, наши специалисты не смогли отправиться из-за отсутствия средств на поездку.

Несмотря на это планетарий старается привлекать новую публику – в том числе и анимационными картинами собственного производства. Так при планетарии недавно начала работать анимационная студия, которая уже подготовила для детей 25 минутный фильм «Вредные космические советы».

Планетарий Днепра. Через тернии к звездам... 7

«Мы также обращались за помощью в учебные заведения где есть профильные IT-специальности. Так, например, предлагали, чтобы студенты академии «Шаг» в виде учебной практики подготовили небольшие графические или анимационные картинки для наших зрителей – однако руководство академии ответило нам гробовым молчанием. С другой стороны, несколько IT-компаний Днепра обновляя собственное оборудование, передали на бесплатной основе нам свою предыдущую технику».

Планетарий Днепра. Через тернии к звездам... 8

Кроме сотни космических программ, планетарий проводит в своих стенах концерты разных музыкальных коллективов. Например, в начале февраля этого года выступила группа «Bullet Blues Band». И на этом руководство останавливаться не собирается, готовится открыть в планетарии «Экспериментаниума» -  музея занимательных наук, где дети и взрослые смогут познакомиться с наукой экспериментальным путем, и где все экспонаты будут интерактивны. Примером такого музея может стать центр наук «Коперник» в Варшаве.

Однако эта идея не будет воплощена пока планетарий не получит новые площади. В декабре градсовет Днепра рассматривал проект по реконструкции здания планетария с пристройкой дополнительных этажей сверху имеющегося первого этажа, однако окончательное решение члены совета не вынесли, так как для обсуждения проекта им не предоставили необходимые материалы.

По словам главного архитектора города Дмитрия Волика, проект реконструкции, который тогда представили на архитектурно- градостроительном совете, является далеко не идеальным, и попросту портит внешний вид. Но самое главное – он не решает главную проблему здания, а именно не расширяет небольшой зал. Также представленное строение не позволит разместить там научный центр, который так хотят построить сотрудники планетария.

«Решение проблемы я вижу в поиске нового места. Например, в здании Национального центра аэрокосмического образования молодежи им. А. М. Макарова. Нынешнее место неудобно даже с точки зрения логистики – экскурсионные автобусы попросту не могут туда нормально подъехать или развернуться. Хотя такой культурный центр очень важен не только для города, но и всей области».

Планетарий Днепра. Через тернии к звездам... 9

Сейчас же насущной проблемой планетария является именно аварийная лестница с вопросом ремонта которой руководство планетария обращалось в городской совет уже много раз. Астрономы пытают счастья в выделении средств на ремонт лестницы через «бюджет участия», разместив своё предложение на сайте программы. Пока что единственное, что ограждает людей от опасной  лестницы – это забор.

Планетарий Днепра. Через тернии к звездам... 10

Будет ли проведен ремонт, через какую программу и воплотят ли астрономы свои идеи – узнаем в ближайшие месяцы.

Егор Мороз