Прокурорская проверка мест заключения: все плохо

Прокурорская проверка мест заключения: все плохо

6 февраля пресс-служба Прокуратуры Днепропетровской области выдала релиз о действиях прокуратуры для соблюдения прав задержанных, заключенных и осужденных. Мы решили разобраться в ситуации и подробно разузнали о фактах нарушений.

За прошлый год проверки были проведены во всех учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах области, медицинских и психиатрических лечебницах, учреждениях Государственной миграционной службы, Государственной исполнительной службы, Национальной полиции в Днепропетровской области.

По результатам проверок 537 служащих были привлечены к дисциплинарной ответственности.

«Начато 12 уголовных производств относительно служебных лиц Управления ГПтС Украины в области, освобождено 1 незаконно удерживаемое лицо из участка полиции. Отменено 3 незаконных акта о наложении на осужденных дисциплинарных взысканий, перевода их в другую колонию и тому подобное.» - говорится в релизе. Кроме того, проверка выявила ряд крупных проблем в работе пенитенциарной системы.

Во-первых, как нам сообщили сотрудники областной прокуратуры, заключенные даже на территории тюрем, не прекращают совершать преступления. Так в отношении 20 осужденных были внесены сведения в ЕРДР о совершении преступлений. Правда тенденция показывает некоторое улучшение - в 2015 году было зарегистрировано 66 таких фактов. При этом в Днепродзержинской ИК № 34, Софиевской ИК № 45, Днепропетровской ИК № 89 и Орджоникидзевском ВЦ № 79 за прошлый год не зарегистрировано ни одного преступления, совершенного осужденными. Зато в Криворожской ИК № 80 их совершено 4, в Игреньском ИЦ № 133 - 5, а в Широковском ИЦ № 75 - 6.

Отметим что причиной таких преступлений обычно является то что на территории тюрем почти не ведется никакой воспитательной работы среди осужденных. Даже на законодательном уровне нет детально прописанных процедур или какой-либо стратегии воспитания заключенных для их дальнейшей ресоциализации. Так, криминально-исполнительный кодекс отмечает, что основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный режим исполнения отбывания наказания, общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние.

Но, как выявила проверка прокуратуры, слабое использование труда заключенных, и вообще – их трудоустройство — это еще одна проблема для нашей области. За последние два года в Днепропетровской области на территории исправительных учреждений рабочие места почти не создавались. На данный момент из 2720 трудоспособных заключенных работают всего 1115 человек – то есть всего 41%. А самый низкий процент трудоустроенных заключенных по области наблюдается в Синельниковской ИК № 94 - 20,2%. При этом по сравнению с 2015 годом количество рабочих даже сократилось.

Но даже занятые работники загружены работой не на 100%. Согласно приказу министерства юстиции «Об утверждении инструкций об условиях труда и заработной платы осужденных», оплата труда осужденных зависит от его количества и качества. Зарплата осужденных, при условии выполнения ими нормы выработки (дневной, недельной, месячной) или продолжительности рабочего времени, не может быть меньше минимального размера заработной платы. В то же время в Днепропетровской области зарплата заключенного составляет в среднем всего 594,84 грн в месяц, а самая низкая по области средняя зарплата - 282,35 грн. в Пятихатской ИК № 122 где всего 20,4% трудоустроенных. Для сравнения, за рубежом труд заключенных используется очень активно. Так в США заключенные федеральных тюрем работают на государственную корпорацию UNICOR – которая на основе тюрем создает фабрики (на данный момент работает около 80) и предприятия что выпускают военное обмундирование, бытовую технику, и даже авиационное и медицинское оборудование. Выгоден труд заключенных и крупным корпорациям по причине более низкой оплаты труда – поэтому они так же открывают предприятия при тюрьмах.

У нас же получается, что все только в минусе – и заключенные что сидят без дела и без денег, и государство что имеет потенциально сотни и тысячи рабочих рук, но не использует их.

Еще одной большой проблемой, которую выявили работники прокуратуры, стало наличие огромного количества запрещенных предметов у заключенных. Например, незарегистрированных мобильных телефонов. Согласно приказа министерства юстиции «Об утверждении правил внутреннего распорядка заведений исполнения наказаний» осужденные имеют право хранить у себя один мобильный телефон. Чтобы им пользоваться надо обратиться к начальнику исправительного центра с письменным заявлением, после чего телефон регистрируется в специальном журнале.

Однако проблема в том, что часто заключенные хранят у себя не один телефон, или специально его не регистрируют - например для переговоров между осужденными, что запрещено законодательно. За прошлый год в результате проверок было изъято 1629 незарегистрированных мобильных телефонов. А это значительно больше чем в том же 2015 – тогда таких было 1484. При этом даже работники прокуратуры отмечают что работа по перекрытию поступления запрещенных предметов в тюрьмы ведется слабо.

Наконец последнее, что отметили проверявшие, это низкий уровень материального обеспечения тюрем. В том числе речь идет и об уровне оказания медицинской помощи. Кроме того, что он не соответствует никаким нормам (к примеру 25% всех больных туберкулезом в Украине это осужденные), по результатам проведенных проверок по обеспечению осужденных надлежащей медицинской помощью было открыто 2 уголовных производства.

Работники прокуратуры заверили что и в 2017 году проверки учреждений продолжатся, и обо всех фактах нарушений будет сообщаться. Мы же по результатам всего вышесказанного можем сделать только один вывод – при нынешней эффективности нашей тюремной системы ни о какой ресоциализации речь идти не может. А жаль.

Егор Мороз

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.