Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет

Гостем прямого эфира программы 51 канала «Вечерняя мясорубка» стал самый смелый сельский голова Украины – председатель сельсовета Елизаветовки Максим Голосной. Он рассказал ведущим программы Ольге Палий и Сергею Шишкину о том, как осмелился бросить вызов украинскому газовому монополисту с кипрскими корнями. 

- Добрый вечер, Максим! Вы – человек, бросивший вызов газовикам, и больше года все ваши общественные организации не платят за газ. Почему вас не отключают?

Максим Голосной: Добрый вечер! Потому что банально этого не позволяли. Были созданы общественные дружины, охранявшие подходы к трубам, не давали газовикам незаконно провести какие-либо провокации, что-то там перерезать, перекрыть. Каждый раз, когда на протяжении 2016 г. были провокации, мы вызывали полицию, и провокаторы исчезали. Таким образом мы убедились, что действия псевдогазовиков незаконны.

Да, у них есть символика, машины, определенный вид, они себя отождествляют с газопоставляющими компаниями. Но оснований что-либо отключать без договорных отношений, и при этом не имея на это правоустанавливающих документов – это незаконно.

- Давайте немного назад отмотаем пленку, ибо не все понятно. Они вам газ сейчас не продают или продают, а вы не платите? Вам его дарят? В этом интерес – нельзя ли так сделать еще? 

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 1

Максим Голосной: Можно. Но это напрямую зависит от политической воли представителей органов местного самоуправления тех населенных пунктов, где люди захотели использовать мой опыт.

С чего все началось? С избрания меня на должность Елизаветинского сельского головы в 2015 г. А уже в начале 2016 г. ко мне пришли представители газопоставляющих компаний и предложили сначала в очень уважительно форме составить договор с ними.

- А ранее были договоры, и они утратили юридическую силу?   

Максим Голосной: Да, их срок истек 31 декабря 2015 года. Их надо было бы либо пролонгировать дополнительным соглашением, либо должны были быть составлены новые договора. Посмотрев их бумаги и дополнительные соглашения, я увидел невыгодные для меня условия. Во-первых, сразу с момента подписания задним числом, как мне достаточно убедительно намекали, что именно так надо составлять документы, и Елизаветинская сельская рада могла бы задолжать газовикам свыше 200 тыс грн.

Меня, как главного распорядителя средствами, это не устраивало. Потому что уже в 2016 г., согласно бюджетному кодексу, изменилась эта процедура. Были снижены допороговые закупки. И все, что покупается на сумму более 200 тыс грн, должно проходить по определенной процедуре. Я автоматически выпадал из правового поля. Если бы я подписал соглашение, был бы – как все, но в любой момент ко мне могли бы прийти силовики и надеть на меня наручники. Вот и все.

Я не стал подписывать договор. Сказал, мол, ребята, согласно закону, у меня есть право выбора поставщика. Они – мне: «Нет, мы тут монополисты, здесь будет наша компания». Я сказал, что такого не будет. Они: «Ну, тогда будет разговаривать по-другому».

Надо понимать, это была зима, январь 2016-го, и первые наскоки были весьма уверенными. Люди никуда не спешили, с деловым видом подходили к трубам, доставали инструменты и что-то пытались там отключить.

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 2

Когда к ним подходил я, представители депутатского корпуса, снимали их на видео, вежливо просили показать удостоверения. В ответ – ступор у человека, привыкшего отключать по первой команде руководства, не церемонясь, любые объекты. Удостоверений нет. Хорошо – дайте, пожалуйста, предписание на отключение, документы на трубу, и главное – документы на газ, который вы якобы мне поставляете и распределяете.

Отвечали, что ничего не знают – это 2016 г. – дескать, обращайтесь к нашему руководству. Типа я – не я, и хата не моя.

- Другими словами, пришли какие-то типы и пытались отключить газ?

Максим Голосной: Да.

- И за год они так и не нашли эти документы? 

Максим Голосной: Мы держали оборону более 1,5 месяцев. После этого они устали, перестали к нам ездить. Была такая себе пауза.

Я с первого дня противостояния… Ну, Интернет никогда не врет. Есть Ютуб-канал, на котором я говорил и повторяю сейчас: Елизаветовка потребляла, потребляет и будет потреблять газ даже без договорных условий – на основании ст. 13 Конституции Украины.

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 3

В принципе, меня оставили в полной информационной изоляции. Никто об этом не говорил, хотя на уровне района об этом знали, что Максим Голосный взял на себя полномочия трактовать конституцию, применять ее прямую норму ст. 13 и обогревать детский садик, библиотеку, клуб и сельсовет абсолютно бесплатно.

- Во дела! А потом? 

Максим Голосной: После года информационной изоляции, а 2016-ый прошел для весьма прекрасно…

- Много денег сэкономили?  

Максим Голосной: Пятьсот тысяч гривен.

- Внушительно для села.

Максим Голосной: У нас бюджет 4,5 млн грн, из которых 500 тыс грн были заложены именно на газ. Но Елизаветовка готова платить за природный газ. Она так делала при моем руководстве в 2010-2011 гг., когда у нас были отношения с Магдалиновским ЛЭГ, обслуживающим территорию Петриковского района. Это была государственная компания. И были все необходимые документы на газ, и он принадлежал державе. И тогда я составлял договоры, Елизаветовка платила.

- А теперь – нет? 

Максим Голосной: Нет государственных компаний. Есть «Днепропетровскгаз», «Днепропетровскгаз сбыт», выдающие себя якобы за правопреемников бог знает кого.

- И кто их основатели?

 Максим Голосной: Чуть позже скажу. Была провокация, когда ко мне приехал представитель службы безопасности этих компаний – бывший офицер СБУ, который мне четко сказал: «Мальчик, ты что-то заигрался», дескать, если не составляешь с нашими компаниями договора, я сделаю так, что твое село останется без газа. Я ему сказал: «Попробуйте».

Это все было записано на видео моими людьми, наблюдающими за развитием данных событий. И визитер действительно создал условия… Сначала была информация, что неизвестный повредил заглушку на ГРП-2. потом сказали, что она просто износилась, и это привело к автоматическому отключению около 7-9 улиц села.

Чтобы вы понимали, как люди восприняли это в 2016 г., понимая, откуда идет опасность. Жители села просто взяли в плен представителей газопоставляющих компаний, запихали их в кочегарку детсада и сказали: «Парни, пока не будет подключения, будете вместе с нами мерзнуть и греть друг друга, но отсюда не уйдете».

 - Зимой?  

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 4

Максим Голосной: Да. Приехала полиция. Долго уговаривала людей отпустить их. Потому что пришли пожилые люди.

Что такое спонтанно оставить без газа любой населенный пункт, где есть инвалиды, дети? Это катастрофа. Тогда главный инженер этой частной компании написал расписку, что они к этому не имеют отношения. Просто-де сломалась на ГРП-2 заглушка.

Когда мы показали единство жителей села, нас оставили в покое, газ включили. Это после моего открытого письма губернатору Днепропетровщины Резниченко и главному спасателю области с просьбой срочно развернуть палаточные городки для согревания людей, приготовления пищи. Был декабрь 2016 г. После открытых писем – реакция мгновенная, в течение, если не ошибаюсь, 2-3 дней. Потому что отключить газ – это быстро, а подключить каждого абонента – это уже явно неудобно.

После этих событий мы себя вполне спокойно чувствовали. Началась вторая фаза отопительного сезона 2016-2017 гг. Но есть изменения в бюджетном кодексе -  в ст.ст. 88, 89, четко распределяющих расходы местных и районных бюджетов. Понимая, что цена газа и электроотопления растет, вдвое увеличивается минимальная зарплата и невозможно какую-либо программу удерживать местным бюджетом. Мы написали письмо, сообщив, что, согласно бюджетному кодексу, сельсовет не будет финансировать данные организации, потому что это не предусмотрено законом. Просили обеспечить детсад, клуб и библиотеку…

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 5

Именно это и есть реформа, когда местным бюджетам оставляют львиную долю поступлений для вложения их в инфраструктуру и развитие села как такового. То есть снимается такой балласт. Мы дали информацию в Петриковский райсовет на ожидаемую стоимость, и неожиданно выигрывают те же самые газовые компании, которые к нам цеплялись в 2015-2016 гг.

Ну раз уж здания переданы для финансирования райсоветом, препятствовать нет смысла. Наконец-то представители компаний добрались до счетчиков, поскольку до этого, сколько бы они ни обращались в хозяйственный суд области с требованием предоставить доступ и дать показания счетчиков сельсовета, им отказывали, мотивируя тем, что они – частники, а мы – орган местного самоуправления, сознательно не собирающийся составлять договор. И согласно лицензионных условий НАК «Нафтогаз» и любым лицензиатов в лице, например, «Днепрогаза», категорически запрещены поставки газа без договорных отношений. Потому как газ, я считаю… Первая половина 2016 г.: газ для бюджетных организаций принадлежал НАК «Нафтогаз». То есть лицензиат сознательно причинял ущерб державе, поставляя газ фактически вразрез с лицензионными условиями.

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 6

- Вы о коррупции? Кого-то посадят? 

Максим Голосной: Я не знаю, но если придать этим фактам огласку, то, считаю, надо лишать лицензии.

На нас подал в суд иск во второй половине 2016 г., если не ошибаюсь, «Днепрогаз сбыт», требуя погасить сумму в 85 тыс.  грн. Так это прекрасно. Это уже победа, если предусмотрено бюджетом 500 тыс грн, из которых я якобы должен заплатить по неизвестно с кем составленному соглашению, договору. Сразу после подписания 200 тыс. грн я должен был бы им заплатить, а потом 300 – непонятно как. Неясна система расчетов, ценообразования – ни мне, ни суду сейчас, ни даже представителям истца – они на процессе ничего внятного сказать не могут, о чем есть видеодоказательства.

Итоги победы таковы. У нас есть крайне интересный, уникальный для страны опыт: практически две зимы без препятствий в полный ноль по финансам орган местного самоуправления потребляет этот газ. Правовых рычагов нет. Лишь в 2017 г. представители этих компаний пытались возбудить против меня уголовное дело. Дважды они вызывали полицию и делали заявления о совершении уголовного правонарушения. Первое – по поводу того, что Голосный незаконно крадет газ. Оказывается, можно и законно воровать. Второе – по краже газа из газопровода.

Приезжает полиция и просит объяснений. Я сказал, что объясню им что угодно, но у меня есть один вопрос: спросите у тех, кто вас вызвал, любые правоустанавливающие документы на газ, который якобы воруется, и какие-нибудь бумаги на трубу, идущую по фасадам каких угодно зданий. Говорят, у нас нет.

Полиция смеется и удаляется. Уголовные дела не возбуждены, что еще раз доказывает мою правоту. И это – факт.

- У вас по сей день продолжаются такие цивилизованные отношения?

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 7

Максим Голосной: К сожалению, нет. Когда отсутствую правовые рычаги влияния на сельского голову, сказавшего: «Ребята, идите сами в суд, а если что-то надо от меня узнать – приезжайте, пообщаемся. Я к вам не поеду». Хотя мэры других городов области по первому звонку, намеку даже бегут и на двух, и на четырех – договариваться. С кем? Если у вас есть с нами правовые отношения, вы что-то хотите продать бюджету, органу местного самоуправления, пожалуйста. Но должны быть правоустанавливающие документы.

- Но оно должно быть вашим?

Максим Голосной: Или вашим. Если вы хотите продать забор, скажем, сельсовету или горсовету Днепра, вы должны иметь доказательства того, что он ваш, чтобы у нас был предмет договора. А так предмета соглашения де-юре нет, только де-факто.

- То есть они этот газ непонятно где взяли?

 Максим Голосной: И чей он – это главнейший вопрос.

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 8

- А труба чья?

Максим Голосной: Я же говорю им: хлопцы, если труба ваша, пожалуйста, предоставьте любые документы, подтверждающие это. Тогда я вам позволю перекрыть в любом доме беспрепятственно – не дожидаясь даже решения суда. Но все будет зафиксировано на видео.

Последний диалог был таким: «Вы знаете, Максим Игоревич, вы правы: эти сети мы обслуживали по договору. Договора сегодня нет. и потому, к сожалению…».

- Словом, труба ваша?

Максим Голосной: Да. Все газовые сети советского и постсоветского периода в городах Днепр, Каменское, нашем сельсовете – собственность территориальных громад. Это все делали, извините, наши деды и прадеды. Создавали кооперативы, своими руками делали – держава делала в интересах народа.

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 9

- А что за история с зеленкой, какой-то кислотой?

Максим Голосной: Когда нет правовых рычагов влияния, начинаются опасные моменты. Мне сообщили, чтобы я 12 января был на работе, что ко мне приедут представители газовых компаний-истцов, по которым суд установил: они кипрского происхождения. Это надо всем понимать.

- Какие именно компании? 

Максим Голосной: «Днепропетровскгаз», «Днеропетровскгаз сбыт».

- Действительно: открыты реестры государственные, где все написано.

Максим Голосной: Важно, что у этих компаний не определены конечные бенефициары, то есть непонятно, куда идет прибыль. И главное – чтобы в целом остановить колоссальное разворовывание в державе – надо запретить работать в нашей стране компаниям, у которых не определены конечные бенефициары.

- Вы о компаниях, основывающих одна другую, где круг там и замыкается – в бесконечной матрешке?

Максим Голосной: Да. А 12 января ко мне должна приехать делегация от кипрских компаний с целью разъяснения моей неправоты и доказывания, ну, простых вещей. Я был на рабочем месте, проводил совещания с учителями, работниками детского сада. Были там острые моменты с передачей, когда непонятно, кто кому должен платить зарплату за тот или иной период. И тут забегают работники, просят посмотреть в окно, чтобы увидеть происходящее на улице, где молодчики в масках строились в колонну по два, на каких машинах они подъехали, как происходил обмен какими-то предметами, бутылками. Дескать, что же происходит, Максим Игоревич?

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 10

Я увидел около 30 человек, двигавшихся дружной колонной в направлении сельсовета. Но извините, мне нечего скрывать. Я работаю максимально открыто и честно. Потому я не впал в ступор, не закрывался в кабинете. Я пошел им навстречу, выяснить с какого перепугу эта «зондер-команда» приехала к сельсовету, и вообще – чего они хотят.

Люди полностью заполонили фойе 1 этажа. Я спросил, кто они такие. Говорят, мол, местные жители. А почему вы в масках и капюшонах тут? Грипп, говорят. Хорошо. Что случилось? Газа, говорят, нет. Где, спрашиваю. Ответ: в коттеджном городке – в одном из районов возле Голубого озера, где газоснабжение не прерывалось ни в 2015-ом, ни в 2016-ом, ни в 2017-ом.

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 11

Услышав, что они из коттеджного городка, я обратился к своему заместителю с просьбой провести видеофиксацию на фотоаппарат, чтобы записывать стопроцентную провокацию. Спросил у них, где нет газа. Они назвали улицы. Минутку, говорю, сейчас позвоню по громкой связи главному инженеру ближайшего горгаза и спрошу, восстановлено ли газоснабжение, потому что в тот день проблем с утра не было – поставки газа полностью восстановили. А причина официальная – та же самая: на ГРП-2 опять какая-то втулка… проблемы технического характера.

И вот, когда начал звонить, вижу, что какой-то молодой человек дрожащими руками пытается достать какую-то склянку с неизвестной прозрачной жидкостью, но у него это не очень получается. Я громко спросил: что это – кислота? Да, отвечает, я пришел тебя облить. Моя реакция – схватить за руку и не дать использовать содержимое бутылки. В это время на меня нападают, начинается потасовка. Упал человек в маске, ближайший ко мне. Меня успел вырвать из бучи мой заместитель. А эта свора начала мутузить упавшего, думая, что это я.

Удалось выхватить емкость с жидкостью зеленого цвета, которую пытался разлить еще один из нападавших. Я ему сказал: парниша, кто ж так разливает? И начал ею «крестить», говоря, что, если есть вопросы, пожалуйста, подходите ко мне по одному, но помните, что все это фиксируется на видео внутренними и внешними камерами слежения.

Люди были в шоке. Бежали от сельсовета с криками: «Он ненормальный, больной!». Но, в принципе, покинули помещение.

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 12

- А полиция? 

Максим Голосной: Приехала где-то минут через двадцать. Были на видео все лица, авто, даже некоторых идентифицировали. Несмотря на это – а я считаю, что это резонансное событие… А, еще камера зафиксировала человека с ножом, выходящего из сельсовета. При этом у меня был поврежден рукав куртки.

Правда, на сегодня ни одно вещественное доказательство – видео, куртка – не изъяты. О чем это говорит? Либо это была спланированная акция. Либо… Даже не знаю, как это и назвать.

- Не боитесь за свою жизнь? 

 Максим Голосной: Да, это опасный опыт, резонанс. Пример, как один человек пытается бороться, будем говорить, с неправдой, механизмом разворовывания державы. Чем это все закончится, думаю, мы скоро или нескоро увидим.

Есть разная интересная информация. Но на сто процентов я не могу сказать, что моя жизнь сейчас в безопасности.

- Охраны у вас нет?

Максим Голосной: Нет.

- Что ж, достаточно странная история. И сейчас вы можете обратиться к руководству СБУ, полиции, может быть, к своим землякам из Елизаветовки.

Максим Голосной: Спасибо. Знаете, мы поднимаем такие вопросы на уровне, извините, сельского головы. Хотя про это должны говорить сейчас, в этой студии, народные избранники из Верховной Рады, сотрудники СБУ, Нацполиции, облгосадминистрации. Это – не уровень сельского головы.

Максим Голосной: В Елизаветовке газ был, есть и будет 13

Нас не устраивают платежки с крупными счетами. Но депутаты об этом молчат. Всех всё устраивает, но не меня. И хочу сказать: уважаемые представители правоохранительных органов, вы так называетесь, потому что должны защищать наши права: право на безопасность жизни, право на нормальную жизнь. Но вы этого не делаете.

 

Если бы такая ситуация – с нападением – приключилась с вашим сыном или дочерью – даже без видеофиксации, я, как, наверное, и большинство наших соотечественников, уверен, что все виновные были бы задержаны в течение часа. А сегодня никто не задержан. Доказательства не изымали. Потому очень прошу, невзирая на то, что я – обычный сельский голова, парень из народа, - публичного, максимально эффективного расследования, чтобы следствие не буксовало, чтобы вы сделали все по закону, сделали свое дело, несмотря на любое давление, которое, вероятно, сейчас есть.

- Феерическое шоу заканчивается. В студии, как вы убедились, развернулся натуральный вестерн. От души спасибо самому смелому сельскому голове Украины – Максиму Голосному! Приходите к нам еще.  

Максим Голосной: И вам спасибо, что пригласили.

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.