Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov

В прямом эфире программы 51 канала «Вечерняя мясорубка» побывал координатор проекта iGov Дмитрий Дубилет. Он рассказал ведущим Ольге Палий и Валентину Чангли, как в Днепропетровской области внедряются электронная оболочка государственных услуг и почему Днепр опережает столицу.

- Добрый вечер! В эфире программа, после которой ее гость может уйти с человеческим лицом или в виде фарша. Знакомьтесь – координатор проекта iGov Дмитрий Дубилет.

Дмитрий Дубилет: Добрый вечер!

- Объясните для простых людей – что такое iGov?

Дмитрий Дубилет: Проект iGov.org.ua – это сайт, портал, на котором собраны государственные услуги в электронной форме. Гражданин или бизнес постоянно взаимодействует с государственными органами. И мы считаем, что чем больше услуга представлена в электронной форме, тем лучше.

- Неоднократно слышали нарекания насчет раздутого штата чиновников. Много проблем, в том числе коррупция, связанных с тем, что надо ходить и собирать бумаги для ускорения процесса. Кому-то надо улыбаться, кому-то занести бутылочку или еще что-нибудь. И потому всегда говорили, мол, посмотрите, как в Европе: человек отправил по почте и все, что надо, получил быстро и качественно. То есть мы теперь проходим подобный процесс? 

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov 1

Дмитрий Дубилет: Вы правы. Есть три основных причины, почему мы переводим процессы в электронную форму. Первая – борьба с коррупцией, когда хотя бы часть услуги электронная. В таком случае коррупционная составляющая заметно снижается. Вместо того чтобы раздавать взятки чиновникам, ты делаешь несколько кликов в Интернете и получаешь ту или иную услугу. Вторая – удобство для граждан. Исключаются очереди и лишнее общение с чиновниками. Для оформления заявки надо несколько минут. Третья – повышение эффективности труда. То что ранее делали целые департаменты, теперь происходит в автоматическом режиме. Таким образом держава значительно экономит на труде своих сотрудников.

- Как насчет обратной стороны медали: кто-то написал заявление, но вовремя не получил документы? Можно ли зафиксировать момент начала переписки и недобросовестное отношение чиновников?

Дмитрий Дубилет: Разумеется. За счет перехода услуги в электронную форму контроль становится намного эффективнее. Там, где это было на бумаге, не систематизировано, непонятно, в какие сроки должны выдать документы. А в электронной форме все сохраняет система. Весь процесс подотчетный и контролируемый – от времени до качества предоставления услуги, и так далее.

- А если человеку пришел ответ, что он обратился не по форме, не там поставил запятую или букву? 

Дмитрий Дубилет: Преимущество системы состоит в том, что при заполнении формы машина автоматически контролирует правильность ответов. Если вы пропустите какое-либо поле или заполните его некорректно, система, скорее всего, укажет на ошибку, чтобы человек не ждал ответа чиновника.

Но если вы все-таки что-то сделали не так, система или чиновник подскажут вам, что именно и вы, зайдя в Интернет, за минуту все исправите и снова отправите заявку.

- Принцип получения документов в итоге – снова надо идти, собирать, улыбаться?

Дмитрий Дубилет: Все зависит от услуги. Действительно, есть услуги, в рамках которых мы избавляемся от одного-двух визитов. Но чтобы получить какую-то справку, вам все равно придется прийти. Но один раз, а не три, и это все равно прогресс.

Есть много услуг, когда вообще не надо никуда ходить. Вы получаете ответ на электронную почту или СМС-сообщением.

Третий вариант получения – через «Укрпочту». Вы сообщаете адрес, куда надо отправить результаты, и вам их туда присылают.

- За чей счет?

Дмитрий Дубилет: Несколько гривен человеку придется заплатить, если я не ошибаюсь. Но это все равно дешевле, чем оплатить проезд в маршрутке.

- Вы описали идеальную систему. Теперь давайте перейдем к практике. 

Дмитрий Дубилет: По большому счету то, что я описал, – это практика.

- Работа над проектом iGov началась с 2014 года? 

Дмитрий Дубилет: Да, а первые услуги – с 2015 года.

- Сколько всего государственных услуг и сколько из них можно получить через iGov? 

Дмитрий Дубилет: Смотря как считать. Но всего около 1100 услуг, в том числе «экзотических» - для финансовых организаций – около 100-150. Из них в электронном виде уже примерно 400.

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov 2

- Когда же ждать 100 процентов?

Дмитрий Дубилет: Откровенно говоря, я не знаю. Еще в прошлом году я был уверен, запустим. К сожалению, я ошибся в этом прогнозе, потому что не так быстро отвечают и помогают органы власти, как хотелось бы. С одной стороны, это логично. С другой – мы решили концентрироваться на наиболее массовых услугах и сделать их наиболее удобными для людей.

Поэтому услугу, которая предоставляется раз в год каким-то юридическим лицам, мы, возможно, и не переводим в электронную форму. Но получить паспорт, помощь при рождении ребенка, субсидии можно благодаря понятному интерфейсу – много энергии мы инвестируем именно в это.

- К сожалению, нельзя оцифровать все. Есть электронная оболочка iGov. Все равно с одной стороны – гражданин, с другой – чиновник. 

Дмитрий Дубилет: Не всегда. Все больше появляется процессов, когда чиновник вообще не принимает участие в оформлении. Например, сейчас мы программируем процесс смены информации, данных юридического лица. В таком случае не нужен чиновник. Ты заполняешь форму, вбиваешь данные своей компании и хочешь по-другому называться, то правила проверки можно сделать в автоматическом режиме. Новые данные переходят в общий Государственный реестр, чиновник не нужен при этом. Выходит, никакого человеческого фактора нет.

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov 3

- Чтобы следить напрямую за этим процессом вам и предложили стать советником губернатора Днепропетровщины, а затем городского головы, и вы согласились?

Дмитрий Дубилет: Должность не так важна. Но действительно у меня есть статус советника губернатора и мэра. Это сделано для того, чтобы мне было легче продвигать проект, общаться с подчиненными руководителей города и области. Когда мне предложили эти должности, я согласился, потому что это реально облегчает работу над проектом. Ведь одно дело, когда с улицы приходит какой-то Дмитрий Дубилет, и совсем другое, когда приходит советник губернатора или мэра.

- Что касается человека с улиц, да еще и с такой известной фамилией... Но – почему же именно советник? С вашей фамилией можно было бы претендовать и на должность заместителя, например, или даже заместителя министра.

Дмитрий Дубилет: У меня же есть основная работа. К сожалению, зарплата государственных служащих не позволяет всем полностью работать на державу. Мой план – зарабатывать деньги на основной работе. А iGov для меня и других – это сугубо волонтерский проект, которому я посвящаю около 30 процентов своего свободного времени, да и вообще всей жизни. А чтобы быть заместителем, надо работать полный рабочий день.

- Вы относитесь к категории молодых специалистов, которые говорят, что, дескать, не работая на государство, я могу зарабатывать больше, не хочу принимать участие в большинстве тех процессов и, как показывает нам прокуратура и милиция, определенных дел?

Дмитрий Дубилет: Мягко говоря, держава сейчас не так много платит. Поэтому зарабатывать на какой-то должности трудно.

- И потому вы говорите открыто: работая на себя, я могу получить гораздо больше, чем все чиновники? 

Дмитрий Дубилет: Нет, не все. Но, по крайней мере, сейчас нет планов получать зарплату чиновника.

- Проект волонтерский, два года работают люди бесплатно. Запал не гаснет?

Дмитрий Дубилет: К счастью, мы запускаем новые услуги чуть ли не каждый день. Это стимулирует, дает энергию. Если бы мы в свое время не начали и не пошло, то запал  не был таким.

- Кстати, не жалеете, что не начали раньше? 

Дмитрий Дубилет: Думаю, что просто не было возможности. Страна очень сильно изменилась во время Революции Достоинства и особенно с начала войны.

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov 4

- И что – стало больше зон Wi-Fi?

Дмитрий Дубилет: Нет. Но Интернета стало больше. И главная причина в том, что когда началась война, волонтерское движение расширилось и стало более понятным явлением.

Если бы в 2012 или 2013 году я пришел к мэру и сказал: знаете, я – волонтер, хочу помочь вам в продвижении электронных услуг, он, наверное, даже не понял, что это за слово – «волонтер».

Когда началась война, все мы были волонтерами, помогали армии. И это начало переходить в другие сферы жизни, в том числе в сферу помощи державе в рамках введения электронных услуг.

- Сколько человек работает в проекте iGov?

Дмитрий Дубилет: Смотря как считать. В свое время записалось более 25 тысяч. Но активно участвуют около 100-200 человек. У нас много айтишников, координаторов, программистов, которые бесплатно работают на государство в свободное от работы время. Недавно у нас появились около 20 компаний-спонсоров, благодаря которым у нас есть постоянный штат – примерно 15 человек. Пусть за небольшую зарплату, но они работают и оказывают услуги – это их основная работа.

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov 5

- Боже, как прекрасно! А когда сама система появилась, приходилось же ходить и получать какие-то бумаги? 

Дмитрий Дубилет: На самом деле это же неформальный проект.

- Недавно Верховная Рада приняла законопроект о введении электронного билета. Когда город и область смогут начать им пользоваться? 

Дмитрий Дубилет: Не очень хорошо знаю этот вопрос. Мое дело – это продвижение государственных административных услуг на iGov. Электронный билет – это другая крутая тема.

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov 6

- Госуслуги, казалось бы, должны быть везде одинаковы, но в разных регионах они непохожи. Это касается, скажем, оформления загранпаспорта. Люди комментируют, мол, мы живем в Киеве, но у нас такого нет, почему, и так далее. Так почему же? 

Дмитрий Дубилет: По загранпаспорту услуга запущена в Днепре, Киеве и Одессе. Надеюсь, до конца года распространим эту услугу на всю страну. Услуга завязана не только на iGov, но, прежде всего, на готовность органа запускать ее в том или ином регионе.

- По загранпаспорту в Днепр очень хорошо работает услуга. Но почему же нет этого в других регионах? Система же должна быть одна для всей страны. 

Дмитрий Дубилет: Есть две основных причины. Первая – отношение чиновников. Услуга запускается на региональном уровне. В случае Днепра, если городской голова заинтересован в развитии электронного сервиса для граждан и бизнеса, то он всячески поддерживает проект. Поэтому в таких регионах нам достаточно легко запускать эти услуги.

В других городах, к сожалению, не всегда такая легкая история. Где-то создают за бешеные деньги свои системы. Тратят миллионы непонятно зачем, ведь все это можно получить бесплатно на общей платформе.С другой стороны, когда мы запускаем какую-то услугу с центральными органами исполнительной власти. Хороший пример – загранпаспорт, по которому мы работаем совместно с ГМС в Киеве, запускаем в пилотном режиме. Вместе с миграционной службой принималось решение, что «пилоты» запускаются в Киеве, Днепре и Одессе. Надеюсь, результаты этого «пилота» будут очень скоро подбиты, и мы распространим практику на другие города.

- Днепр уже год наслаждается результатами. 

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov 7
  

 

Дмитрий Дубилет: Тут интересная история. В Днепре запустили самостоятельно, без привлечения Киева. Потом пришел Киев и сказал: «Ух-ты! Да вы тут запустили в электронной форме! Давайте сделаем правильно на национальном уровне!». Сейчас мы вместе это делаем. Руководитель ГМС – прогрессивный в этом плане человек.

- Вопрос к вам, как к айтишнику, человеку с другим мышлением. Насколько сложно разработать такую систему, которая бы считала, сколько машин заехало на парковки? Насколько легко внедрить систему, которая бы без людей, собирающих деньги, смогла работать и контролировать процесс? 

Дмитрий Дубилет: На мой взгляд, не очень сложно.

- С технической точки зрения?

Дмитрий Дубилет: Для этого надо установить специальные камеры, разработать специальный софт, анализирующий картинку, какие машины въезжают и выезжают. Для этого надо иметь реестр машин, номерных знаков, владельцев авто.

- А это уже закрытая информация – база ГАИ?  

Дмитрий Дубилет: Нет. Тем более это государственный сервис. Человек бы смог зайти в какую-то базу и привязать к ней номер своей карты и автоматически списывать плату за парковку или, скажем, превышение скорости, если речь идет о штрафах. Но это – не тема iGov.

- А сколько бы такой проект стоил?

Дмитрий Дубилет: Разработать софт и базу данных – до полумиллиона долларов, а поставит камеры – долларов двести на один въезд.

 

- И это будет программа для всей Украины?

Дмитрий Дубилет: Может, вы знаете больше, чем знаю я. Но я про такую программу не слышал.

- Интересно было бы посмотреть, сколько в эти все проекты наши мэры городов и министры вкладывают средств – по всей стране – и посчитать. А то каждый себе что-то делает.

Дмитрий Дубилет: В этом и проблема нашей страны. Я, как IT-специалист, работавший в очень большой компании, прекрасно понимаю, как делать те или иные проекты за небольшие деньги.

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov 8

- То есть в Днепре это можно сделать и подарить всей Украине, сэкономив очень много денег?  

Дмитрий Дубилет: Конечно. Но к сожалению или к счастью, это преимущество децентрализации, когда каждый город, регион идет своим путем развития. Хотя с одной стороны недоработка децентрализации в том, что каждый придумывает свои способы. Но с другой – это независимость: если Тернополь лучше продвигается, чем Днепр, – прекрасно! Но в общей сумме тратится гораздо больше средств.

- Вернемся к iGov, к неприятной части: с одной стороны сидит чиновник. И иногда iGov превращается в электронную очередь, тебя в нее поставили, ты приходишь и видишь, что она – живая. И бывает такое, что подал документы через iGov, а потом твои данные в гроссбухе ручкой записывают. То есть ничего не изменилось, просто появился iGov, который как-то не очень и работает.   

Дмитрий Дубилет: По большому счету, человеческий фактор есть, конечно. Но мы делаем все для его минимизации. Если есть чиновники, которые не так хорошо обслуживают клиентов, граждан, не придерживаются инструкций, в iGov есть возможность обратной связи. Все жалобы и оценки работы анализируют. Мы стараемся точечно решать эти вопросы, проводить работу с нерадивыми чиновниками.

- Были разные тесты iGov на Днепропетровщине. Если загранпаспорт – это the best, то другое – по-разному. Что в таком случае делать, если речь идет о жителе нашей области? 

Дмитрий Дубилет: Зависит от того, чья это вертикаль – ОГА или мэрии. Принимаем заявку, идем к руководителю и решаем проблему на системном уровне.

- Насколько сегодня вы близки с политикой в Днепре, стране в целом?

Дмитрий Дубилет: Надеюсь, очень далеко. Я – абсолютно не политик. Я – технарь, айтишник. Независимо от того, с кем общаемся, общий язык можно найти. Внедрять услуги в электронной форме можно независимо от того, к какой политической силе ты относишься.

- А ваше отношение к политике вообще? Хотели бы этим заниматься? 

Дмитрий Дубилет: Если политика – способ для внедрения каких-то крутых вещей, то теоретически – да. Но сейчас необязательно заниматься политикой, чтобы заниматься такими вещами, как iGov.

- А предложения поступали?

Дмитрий Дубилет: Периодически – да. Но – повторюсь: я не готов сейчас идти в политику, потому что мне надо зарабатывать деньги. Какой-то финансовой «подушки» нет, чтобы идти в политику и работать практически бесплатно.

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov 9

- Как нет «подушки»?

Дмитрий Дубилет: Ну, так чтобы сказать: я теперь не работаю и меня устроит зарплата в 5 тысяч гривен – не готов пока.

- То есть мы говорим о том, что вы не используете другие пути, а стараетесь сами добиться чего-то в этой жизни? 

Дмитрий Дубилет: Да, все мы так стараемся.

- А когда пошли в сферу интернет-технологий – это был вызов близким или потому что это вам просто нравится?

Дмитрий Дубилет: Никаких вызовов. Просто это очень интересная, современная сфера, в которой крайне интересно работать.

- Как Киев смотрит на iGov? Проблем нет?

 Дмитрий Дубилет: Очень хорошо! У меня были две встречи с Гройсманом. Он позитивно относится, очень поддерживает этот проект.

- Теперь – «Минута славы». Что бы вы сказали, пожелали всем жителям области?

Дмитрий Дубилет. Все что вы хотели знать об iGov 10

 Дмитрий Дубилет: Приглашаю всех на сайт iGov.org.ua. Если вам нужна какая-то услуга, предлагаю вам воспользоваться ею в электронной форме. Это очень удобно и легко. В случае если вдруг этой услуги нет в электронной форме, надеюсь, в этом году она появится. Спасибо!

- И вам – больше спасибо!

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.