Яника Мерило об электронных чудесах будущего

Яника Мерило об электронных чудесах будущего

В программе «Вечерняя мясорубка» на 51 канале вечером 27 октября Ольга Палий и Сергей Шишкин говорили с и.о. заместителя городского головы Днепра Яникой Мерило.

- Добрый вечер! Украинская часть вашей биографии весьма интересна. Работали сначала советником министра инфраструктуры. Потом перешли в компанию ICT Competence Center. Кстати, почему? Затем – снова госслужба. Резюме не украшают такие метания. Что скажете?

Яника Мерило: (улыбается – прим. ред.) Эти решения основаны на одной цели – электронное правительство. Когда я пошла трудиться советником Айвараса, у него были госзакупки, много других приоритетов. А центр… Там собрались большие IT-предприятия, которые сказали, что готовы поддержать государство и запустить проект. То есть у нас есть ресурсы, чтобы держава могла запускать разные системы. Запустили «IGOV», в том числе совместно с «Квазар Микро». Отсюда появилось много волонтерских инициатив, которые начали жить своей жизнью. То есть все время был вопрос создания электронного правительства, надо только было решить, с кем пойти, за кого.

sergej-shishkin

- Вы уже все дела закончили во Львове, чтобы полностью перебраться в Днепр?

Яника Мерило: Нет-нет-нет. Я же еще советник Садового (мэр Львова – прим. ред.), и он попросил, чтобы я им и оставалась, что меня очень радует. Мы очень хорошо со Львовом работаем. Но все очень взаимосвязано. Если Львов запускает какую-то инновацию, неплохо будет об этом знать. Можно будет скопировать – в хорошем смысле этого слова, и раньше запустить. То есть брать пример. Львов ведь тоже перенимает наш опыт, запускает свои системы.

- И что Львов взял у Днепра?

Яника Мерило: «Навизор» – электронный аудит дорог, которые находятся на специальной карте, и можно увидеть их состояние. Еще неторные электронные услуги переняли. Иногда легче скопировать, чем заказывать аналитику, потратить много времени и сил. Я сейчас о предоставлении услуг в электронном виде.

Львов будет брать очень интересную реформу, которую мы запускаем во вторник – речь о легкости предоставления услуг.

- Система «ПроЗорро» выросла на вашей ладошке. Это наиболее продвигаемый продукт. Там есть достижения. Мэр недавно говорил, что, благодаря системе, в рейтинге город сильно поднялся. Сколько денег вы на этом проекте сэкономили и какие открылись перспективы?

Яника Мерило: Мы перешли полностью на эту систему – больше, чем другие города. Мы вывели в «ПроЗорро» все закупки на сумму от 3 тыс грн. То есть должен проводиться открытый тендер, каждый может принять в нем участие.

yanika

- А закон требует – от двухсот тысяч?

Яника Мерило: Да. Мы могли бы пойти гораздо более простым путем. Но у нас 800 закупок в месяц – это большой труд. Еженедельно представители «ПроЗорро» осуществляют контроль совместно с общественниками на предмет дискриминации, правильного составления бумаг по техническим условиям. Проверяем, все ли могут принимать участие в тендерах. И очень «прозоро» мониторим это все. Сэкономили уже 50 млн грн.

Но наибольший комплимент для меня, что Александр Стародубцев, основатель «ПроЗорро» и ответственный за госзакупки в Днепре, сказал, что во время создания системы он представлял себе именно такой, какая сейчас работает в нашем городе.

- Наказываете за плохое поведение кого-то? Была информация о выговорах в отношении химичивших чиновников.

Яника Мерило: На этой неделе было три выговора. Нарушали эти люди не один раз, а систематически. Но радует, что их нарушения не такие уж и страшные – речь не о краже миллионов. Например, была квалификация или дисквалификация на два часа раньше положенного времени.

- Какие-то мелочи. А что-то большое вскрылось?

Яника Мерило: У нас не было такого, как Нефедов Макс говорит, «швабрагейта». Так что пока нет.

- Вы говорите о столичной клинике, закупившей крайне дорогие швабры?

Яника Мерило: Оказалось, что эти швабры действительно могли бы быть столь дорогими. Но у нас совместно с «Громадьским контролем» проводится мониторинг. И если появляются этакие швабры, сразу возникает вопрос, нужны ли они.

- Вы сэкономили 50 млн грн. Бюджет – около 10 млрд грн. То есть это гораздо меньше процента. Между тем, есть расхожее мнение, что на госзакупках якобы легко воруют 30 и более процентов. То есть из этих 30 процентов вы «нашли» мизер. Когда найдете остальные 59 частей и найдете ли вообще? То есть, каковы перспективы у системы? Когда она даст результаты, и все скажут: «Ух-ты! Круто!»?

Яника Мерило: «Ух-ты» это уже то, что каждая закупка на сумму свыше 3 тыс. грн мониторится. Пару лет назад мы вообще не знали, что происходит с нашим бюджетом.

Понятно, что всегда будут искать пути обхода системы. Но сегодня цену дает рынок. Мы выставляем номинацию на открытую площадку, где уже свои условия предлагают частные предприниматели – какую, в том числе самую низкую цену они готовы дать.

ol-ga-palij

- Да, это мы понимаем. Вопрос несколько в ином заключался. С 1 августа сэкономили 50 млн грн. До конца года, наверное, еще что-то сэкономите. Есть ли прогнозы, что, скажем, в 2017 году на «ПроЗорро» мы сэкономим 500 млн грн или даже миллиард?

Яника Мерило: Будем реалистами. Если сегодня – пятьдесят, думаю, сто в будущем году сэкономим. Но не мы сами экономим – рынок дает цену.

- Речь о том, что ранее чиновники «приклеивали» свой интерес: ты продай, а потом – занеси. То есть система таких выводит на чистую воду?

Яника Мерило: Безусловно. Знаете, если бы у предпринимателя был бюджет и он сказал: «Я готов закупить за 100 млн грн», а вышло бы за 30 млн грн, то сказали бы, что бюджет спланирован неверно. То есть если мы будет делать планы в три раза выше по закупкам, то будет не только плохая экономия, но и плохое планирование. Так что, если мы 100 млн грн сэкономим, это будет очень ощутимо. Ну а рынком мы управлять не можем.

- Слышали о новом модуле Transparency International  для системы. Что это конкретно будет?

Яника Мерило: Где будут систематические риски – по направлениям закупок, там будет работать такая методология: если есть тенденция по нарушениям и в будущем, будем принимать меры. Это все можно мониторить и вам, и любому человеку – какой угодно сектор закупок и покупателей.

- Такая себе превентивная система защиты. А кто с ней, с модулем этим, будет работать – общественники, фининспекция? Или специально выделенные люди из горсовета будут контролировать своих коллег – через коридор между собой будут договариваться, и так далее?

Яника Мерило: Нет! Transparency International  как раз и создан для общественного контроля. Вы даже не понимаете, насколько внимательно сегодня наблюдает «Громадьский контроль» в Днепре. Ни во Львове, ни в Киеве такого контроля и слежения нет. И еще раз подчеркну – в Днепре очень активная общественность. Все отслеживают четко, а будут, уже по новой методологии, делать это еще лучше.

- «Open Budget» достаточно неплохо переливает данные обо всех этих закупках, но общественники жалуются, что ника не получат «коньюктивити» - несколько месяцев борются.

Яника Мерило: При всем уважении: если кто-то что-то делает, но не предлагает… Мне даже тяжко признать, что мне даже это и не предлагали. То есть если у кого-то есть система, которая более детально показывает бюджет… Мы искали таких давно. Сегодня даже выделили 80 тыс. грн, чтобы усовершенствовать систему E-DOS. Это открытая система, куда вошли 25 городов. Бюджет можно отслеживать на карте: узнать, где лифт починят, клинику отремонтируют.

И если у кого-то есть модули, которые очень досконально каждую транзакцию – тремя руками за. Но слова о том, что, мол, у нас что-то есть, но это «что-то» не предлагают – разве это конструктивно?

По модулю E-DATA уже можно отслеживать каждую транзакцию, сколько и кому заплатили, на основании какого тендера «ПроЗорро». То есть это будет целый спектр.

- Вы хотите сказать, что E-DATA объединяется с «ПроЗорро»?

Яника Мерило: Она присоединяется до «E-DOS». И так же туда – и «ПроЗорро». То есть на одной платформе все можно отследить.

yanika-1

- И когда нам ждать этого счастья?

Яника Мерило: Зависит от E-DOS’а. Но мы недавно говорили о том, что срок в пределах нескольких недель. Не месяцев. И не полгода.

- Можно чуть проще – для не самых умных? E-DOS - это что?

Яника Мерило: Есть такой Институт политических студий, который за иностранные гранты, используя зарубежный опыт, так сказать, создал проект решения открытого бюджета, который внедрен у нас сейчас на сайте горсовета. Можно отследить весь бюджет – сколько в этом году выделили, на что, потратили или нет.

Бюджет можно увидеть на карте. Например, «Навизор» показывает мне, что где-то плохая дорога. И сразу видно – будет ли там ремонт в этом году, когда он запланирован и запланировали ли вообще.

- Получается, что E-DOS - своеобразная башня, основа, к которой крепят все остальное?

 

sergej-shishkin-1jpg

Яника Мерило: Да, вы правы.

- То есть это программа, которая должна объединить все уже существующие в системе модули, чтобы ими было удобно пользоваться?

Яника Мерило: Совершенно верно.

- А в E-DATA можно будет просмотреть транзакции коммерческих банков? Сейчас же там только государственные разделы. И работать сложнее стало с системой. 

Яника Мерило: Этот вопрос – будут ли они получать информацию по транзакциям коммерческих банков – к министерству финансов. Они запускают E-DATA, с которой работает и E-DOS. Лично я всегда за прозрачность.

- А у вас никакой информации на этот счет из минфина нет?

Яника Мерило: (смеется – прим. ред.) Мне самой очень интересно.

- А согласитесь, что это прекрасный способ, в общем-то, все спрятать – через коммерцию, и пошли? 

Яника Мерило: Мы запустили, что имеем сейчас. Открыли все решения, что могли. Мы сегодня за свой счет дорабатываем модули, чтобы, скажем, и коммунальные предприятия размещали свои бюджеты Мы сегодня больше готовы, чем сама система, поэтому я только за.

yanika-2

- Большой праздник будет проходить в Днепре 1 ноября – открытие первого центра по предоставлению административных услуг. Что там будет? Какие услуги? Зачем туда ходить людям? 

Яника Мерило: Видите ли, это новость вторника, и если я сейчас вам все расскажу…

- Ничего страшного. Не сдерживайте себя. А вторник – когда он еще будет? Нам же сейчас лучше все узнать. 

Яника Мерило: Будет новая интересная концепция. Это не просто центр по предоставлению услуг. Там будут объединены несколько госструктур, в том числе столичных, и можно будет получать данные в том числе некоторых министерств. Вот такой будет сюрприз.

Центр откроют в торговом комплексе, там, где удобно им будет пользоваться. То есть мы не хотим, чтобы люди ходили в какой-то старый подвал, я прошу прощения, под райсоветами.

Там будет все прозрачно. Будут электронные экраны.

- Экраны – здорово. Но сейчас люди плачут, потому что, когда им надо сделать перерегистрацию, например, поход превращается в пекло: дикие очереди, и все плохо. С этим будете что-то решать? 

Яника Мерило: Я всегда за реформы. И многое из того, что мы делали, фундаментально меняло ситуацию к лучшему. Теперь мы будет предоставлять услуги совсем иначе, в том числе совместно с Укрпочтой. Заказ – в ЦНАПе, а ответ – по почте. Также через Интернет можно заказать справку, которую пришлют по почте. То бишь,  я – за минимизацию такого вида общения: мне не нужны чиновники, и не надо, чтобы я была им нужна.

yanika-3

Эта реформа – не только новый прозрачный офис, но также новый формат предоставления услуг.

- Есть шанс, что посещение может быть одноразовым: пришел, заказал, жди письма?

Яника Мерило: Мы будем говорить об этом во вторник: для некоторых справок вообще приходить не надо будет – заказ примут через Интернет.

- Круто звучит. Наш коллега на днях пытался получить справку о несудимости, так даже через I.GOV это заняло 18 дней. Долго ждать, а потом – далеко ехать. Хлопотно!

Яника Мерило: Это компетенция МВД, на которое я повлиять не могу, хотя знаю, что там работают над изменением постановления Кабмина, чтобы ускорить выдачу электронного вида документов и делать заказы через Всемирную паутину.

yanika-4

- И все-таки: регистрационный штамп в паспорте там можно будет поставить, чтобы не погибать в страшных очередях. 

Яника Мерило: Мы очень боролись за ID-карточки. И с 1 октября их уже выдают – там, в принципе, никакой штамп ставить не надо.

- Но у абсолютного большинства наших соотечественников бумажные паспорта со штампом регистрации, который бывает крайне необходим – для тех же госструктур. В частности, полиции пока лучше показать документ не из пластика. 

Яника Мерило: Если люди не хотят пользоваться нашими инновациями, что поделать? Да, в городе мы не можем влиять на общегосударственные структуры, в том числе на реформы в миграционной службе и МВД – чтобы стереть этот штамп, так сказать.

- Вопрос пока в том, как его поставить, чтобы не стоять в очереди?

Яника Мерило: Не могу раскрывать все секреты – дождитесь вторника, друзья. Это будет очень интересно. И я наперед горжусь тем, что мы сделали.

ol-ga-palij-1

- Тогда о деньгах. В какую сумму обошелся бюджету центр и какова функциональность анонсированной карточки горожанина? 

Яника Мерило: Центр обошелся дешевле, чем если бы мы его открыли в каком-нибудь старом здании…

- Так сколько все-таки? 

Яника Мерило: Мы провели конкурс среди желающих предоставить помещение в аренду – она, кстати, была меньше рыночной цены. И торговый центр, где будет учреждение, также заинтересован, чтобы мы там предоставляли услуги.

- Так а цена-то какова? 

Яника Мерило: Сто гривен за квадратный метр.

- А что – нормально вроде. 

Яника Мерило: И это в большом, очень популярном торговом центре.

- И сколько метров? А «плазмы», новомодное оборудование в какую сумму обошлись? 

Яника Мерило: Все через «ПроЗорро» вы увидите. Мы даже не можем покупать дороже рыночной цены, к слову. А метраж вы увидите во вторник. Я уже и так вам много рассказала деталей.

- А кто оплатил – бюджет города, или брали кредиты? 

Яника Мерило: Бюджет Днепра, но и торговый центр много финансировал – например, те же экраны для получения информации стоящими в очереди. Экраны эти будут размещены по всему торговому центру.

- В проекте транспортной реформы «Электронный билет» 11 городов. Расскажите об этом. 

Яника Мерило: Я очень рада, что мы будем выдавать электронные билеты на проезд в транспорте. Это – возможность с помощью пластиковой карты заплатить за трамвай, троллейбус, метро, и так далее.

- ЦНАП будет выдавать эти карточки? 

Яника Мерило: Да. Но этот «пластик» работает везде, где надо. Там – цифровая подпись, с помощью которой можно заказывать услуги, справки.

- Какое-то время параллельно будут расплачиваться в транспорте и по карте, и наличными? А вдруг кто-то скажет, что им такого не надо – лучше, дескать, по старинке «налом» брать? 

yanika-5

Яника Мерило: Этот закон проталкивают уже 15 городов и 3 области: чтобы этот «нал» поменять на «пластик», по которому также могут предоставляться и различные льготы, обеспечиваться, например, доступ к электронной очереди поликлиники или проходной системе в школе. Словом, это не такой и простой «пластик».

- Функции впечатляют, позитивная сторона очевидна. Но людей волнуют вопросы запуска. Говорят, мол, как же теперь маршруточникам быть, которые не понятно, чем рулят, потому что до сих пор одной рукой отсчитывают сдачу, а в другой держат стакан с кофе? И потом – как будут проходить денежные потоки? Через бюджет или будет дополнительная структура? 

Яника Мерило: Я надеюсь, в бюджет. А с маршруточниками у нас есть договор, который можно изменить, добавив новые условия компенсации для тех перевозчиков, которые поставят и будут использовать нашу систему. То есть всего одно требование. И мы платим, если все будет прозрачно. Нам надо видеть, сколько обычных людей перевозят, сколько льготников. И это давно всем известная проблема. Стоит две очереди, а водитель заявляет, что у него уже якобы есть два льготника. Это же издевательство над людьми!

А так зашел, вставил карту, пикнул аппарат, и – езжай, куда надо. Водитель даже не будет знать, льготник ты или нет. Да и не его это дело. Его задача – перевозить людей, а за льготников мы компенсируем.

- Вандализма не боитесь? Одно время маршруточников обеспечивали GPS-навигаторами, чтобы отслеживать движение по графику. Была ситуация, когда водитель говорит: «Да там что-то сломалось», а сбоку в приборе отвертка торчит.

Яника Мерило: Если они не получат компенсацию, то и оборудование не будет ломаться. Если наша система не передает данные, значит, был простой. Кому это выгодно?

- Стимулирующая система. А если положить на карточку деньги во Львове, но там все не потратить, в Днепре по ней можно будет ездить или нет?

Яника Мерило: Мы спросили у представителей 15 городов, хотят ли они единую систему – и завтра я буду об том говорить в министерстве инфраструктуры – все они выступили за одну систему, один стандарт. То есть карта будет междугородная. Как будут рассчитываться между собой города за компенсацию оплаты в другом населенном пункте, сейчас обсуждается. Но главное, что мы вовремя инициировали этот процесс, когда есть возможность его запустить одним решением, а не так, когда каждый свое выдумывает.

- Есть ли схожесть у транспортной карты с банковским «пластиком» и связана ли она с личными электронными счетами владельца? 

Яника Мерило: Ее можно купить на разные сроки – заплатить через банкомат или терминал специальный.

- То есть там счет, измеряемый числом поездок? 

Яника Мерило: Да, и, возможно, при оплате большого количества поездок, будут льготы, скидки.

- Неушто дождались!? Посмотрим, посмотрим! Правда, в наших больницах куда эту карту совать? 

Яника Мерило: Благодаря электронной подписи можно записаться на прием, увидеть через год-два свою историю болезни. Сдали анализы в одной поликлинике, а другая видит эти результаты и просит прийти. 

- У них есть на чем это просмотреть? 

Яника Мерило:  У них будет на чем увидеть данные.

- Пока нет?

Яника Мерило: В Эстонии этот процесс длился 15 лет. И здесь мы, которые только пришли к власти и получили необходимые для работы инструменты, не можем за полгода сделать подобный объем работы. Но мы идем в правильном направлении, хотя, отмечу, что большинство европейских стран еще не добились введения аналогичных систем и ноу-хау.

- Е-декларацию заполнили? 

Яника Мерило:  Система практически не работает. Мы сейчас все заполняем и страдаем. Сегодня будем снова об этом говорить. Сказать, что система хромая… Да это просто неимоверный позор! Заполняют, а она «висит». И говорят нам, мол, давайте вы ночью заполните. Вы что – издеваетесь?

- Да, «позитивная» нота в финале, когда пришло время для нашей традиционной рубрики «Минута славы». Ваше обращение, пожелание или, может быть, просьба к жителям города и области? 

Яника Мерило:  Надеюсь, что люди будут доверять, верить нам и поддерживать наши позитивные новшества, а не всегда выискивать «зраду». Будут большие победы! Надеюсь, жители региона дадут нам ма-а-аленький кредит доверия. Мы будем делать правильные вещи.

 

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.