Глеб Пригунов: зачем облсовет объединяет громады и оптимизирует больницы и школы

Глеб Пригунов: зачем облсовет объединяет громады и оптимизирует больницы и школы

В прямом эфире программы 51 канала «Вечерняя мясорубка» побывал председатель областного совета Днепропетровской области Глеб Пригунов. Он растолковал ведущим Ольге Палий и Сергею Шишкину, чем хорошая медреформа отличается от плохой, а оптимизация от сокращения. Он также разъяснил, почему децентрализация и объединение громад приведут к процветанию нации. И пообещал уточнить, почему нечем кормить раненых в 16–ой больнице Днепра. Кстати, это медучреждение областного подчинения.

- Добрый вечер! Простых вопросов не будет. Готовы ли вы? 

Глеб Пригунов: Не знал, что у вас такие правила. Это во-первых. А во-вторых, не считаю какие-то вопросы сложными или простыми. Я стремлюсь быть понятным, открытым. Поэтому – любые вопросы.

- Давайте про бюджет. Уже его нарисовали? 

Глеб Пригунов: Можно я сразу – вопрос задам? Почему – «Мясорубка»?

- Потому что мы считаем, что у нас весело.

Глеб Пригунов: А кто – «мясо»?

- Это мы сейчас посмотрим. Готовы принимать бюджет будущего года?

Глеб Пригунов: Нет, еще даже не приходили к его детальному рассмотрению. Мы не получили его еще.

- Какие-то графы уже есть – по кускам хотя бы?

Глеб Пригунов: На 2017 год? У нас есть только понимание от фракций – того, что они хотят увидеть в бюджете 2017 года. Даже в первом приближении мы его еще не получили из облгосадминистрации – ну, так бюджетный кодекс устроен, что она является субъектом подачи. Поэтому про 2017 год, я считаю, что преждевременно говорить сейчас.

- Сколько в 2016 году денег собрали в казну? 

Глеб Пригунов: Вы имеете ввиду областной бюджет? 12 млрд грн – был после всех уточнений принят областной бюджет.

- Это почти как бюджет Днепра. А сколько ожидается в 2017-ом?

Глеб Пригунов: Просто как вы относитесь к бюджету в принципе. Областной бюджет – 11,9 млрд грн. В 2017-ом бюджет будет расти.

- Может, ожидания какие-то есть? 

vechernyaya-myasorubka

Глеб Пригунов: Рост, но не в каких-то радикальных цифрах.

- 12, 13, но не 15? 

Глеб Пригунов: Нет. При этом, чтобы вы понимали: говорить надо о бюджете развития. Потому что в этих 12 млрд грн у нас только коммунальные услуги и энергоносители – 10,5 млрд грн.

- Так что – всё проели почти? 

Глеб Пригунов: у нас бюджет развития – 1 млрд 400 млн грн. Это то, что тратится действительно на развитее. А по отраслям – в каждой есть небольшие доли: образование, соцзащита, охрана здоровья… Ну, по той же охране здоровья на 150 млн грн из бюджета развития будет в этом году окончательно приобретено медоборудование и медикаменты.

На сегодня уже довольно большая часть из намеченного реализована. В большинство больниц третичного уровня, которые областные – такие как «Мечникова», перинатальный центр, областная детская – уже оборудование закупили и поставляют. Например, долгожданный ангиограф в больнице им. Мечникова – это более 30 млн грн. Его ждали очень много лет, и никто не мог сдвинуть эту проблему с мертвой точки.

- Если уж мы заговорили про медицину. В Днепре сейчас большая проблема: 29 больниц второго уровня медицинской помощи, которые на балансе облсовета, не имеют средств для питания пациентов. А туда сейчас привозят бойцов АТО. Волонтеры этим вопросом занимаются.

Глеб Пригунов: В 29 больниц завозят бойцов АТО?

- Они говорили, скажем, про горбольницу №16. Хотя конкретно речь о некотором возмущении активистов, которые педалируют эту тему. Говорят, мол, несите к 16-ой больнице еду, дескать, раненых кормить нечем.

Глеб Пригунов: По поводу конкретно 16-ой больницы и по поводу еды для раненых я уточню, конечно. Но вопрос же не в том. Вы же ставите вопрос о 29 больницах, где не получают питание. Когда это произошло – сегодня, вчера, два года назад? Если в 2014-ом… Кстати, волонтеры поднимали вопрос в 2014 году о том, что у нас – тысячи раненых.

Через Днепропетровскую область прошло более 6 тысяч раненых. Это все происходило изначально только за деньги областного бюджета и волонтерские средства.

Вот тот плюс за счет войны – я имею ввиду плюс по больным – в подавляющем большинстве покрывалось всё за ресурс, собранный волонтерами. Потом эта ситуация подравнялась.

- Весной 2015 года снова возник такой вопрос…

Глеб Пригунов: Мы получили государственную субвенцию – именно на оплату лечения пострадавших на востоке. Плюс – там же еще была, ну, не проблема, а, скажем так, задача по поводу переселенцев, которые тоже стали членами нашей территориальной громады, жителями нашей области, и такие же получали услуги. В том числе и медицинские.

Все это нужно было финансировать из областного бюджета. Мы получали субвенции из госбюджета.

- Сколько в год составляла эта субвенция?

gleb-pry-gunov-1

Глеб Пригунов: Она идет не на человека, а на отрасль. Я сейчас не могу сказать в цифрах, сколько точно это было.

- Хорошо. 

Глеб Пригунов: Но это – десятки миллионов. Просто почему такая ситуация. Как вы сказали – не майно, а власність…

- На балансе облсовета имелось ввиду. 

Глеб Пригунов: Вот это вот! Что это значит? Как эта ситуация возникла, наверное, все прекрасно понимают.

- Нет, лучше нам, пожалуйста, разъясните, как семилетним. Потому что мы, честно говоря, пытались понять и не поняли.

Глеб Пригунов: На самом деле, это мое глубокое убеждение, что в этом разбираться… Вот, вы говорите, как, мол, семилетним объяснить… Нужно сделать так, чтобы не было вопросов – это наша задача, мы к этому будем стремиться. Но, если разбираться…

- Про еду и лекарства хотелось бы услышать.

Глеб Пригунов: Да, с чего это началось? С пресловутой медицинской реформы. Вернее – с пресловутого эксперимента, который проводили в нашей области. Он начался с 2011 года, а где-то в 2013-ом это всё уже запустилось по полной…

Тогда все медицинские учреждения перешли на баланс, как вы говорите, областного совета. Мы сконцентрировали бюджеты – государственный, областной и местный. Мы же с вами понимаем, что те территории, которые не самодостаточные, были, есть и остаются сегодня. Им тяжело держать на нормальном уровне медицинскую услугу.

И, слава богу, мы только в этом году… Министерство здравоохранения в июле, наконец, приняло решение, что медицина уходит от пресловутых койко-мест и переходит на медицинскую услугу. И финансироваться должна медицинская услуга. И мы теперь должны сократить, как это сказать, - оптимизировать медицинскую сеть. У нас есть…

- То есть опять-таки уменьшить?  

Глеб Пригунов: Что нам нужно? Те пустые отделения, где люди бывают только днем, ходят туда как на дневной стационар? Нужно не уменьшать, а оптимизировать – с точки зрения энергоресурсов, медицинских услуг…

- Не знаем, как там, в селах, но в Днепре нельзя сказать, что там пусто. Напротив – там как-то уж очень и очень людно – в наших-то больницах. 

Глеб Пригунов: В некоторых – да. А в некоторых не так и людно – ночью и на выходных. Вы пройдитесь по этим отделениям. Об этом и стоит вопрос. На сегодня там просто немножко поменяли число коек, которые необходимо иметь в городе. Речь же идет о тысячах человек. То есть 60 коек – на 10 тысяч населения.

И Днепропетровск, и Кривой Рог, и другие наши крупные города имеют сейчас больше этих коек. И мы сегодня можем вполне это оптимизировать, предоставлять другие услуги. Хосписы, какие-то реабилитационные и санитарно-курортные центры.

- Эти койки остаются, там не будут открывать банки и магазины? 

gleb-2

Глеб Пригунов: Не будут.

- Вернемся к исходному вопросу насчет возмущения волонтеров. Куда делать еда, в конце концов?

Глеб Пригунов: По поводу 16-ой больницы и еды – я действительно этот вопрос уточню: в чем там такая история приключилась. Но действительно: мэры городов обращаются с тем, чтобы из областного баланса эти учреждения были переданы территориальным громадам на местах.

ol-ga-palij

- У нас это будет передано городу? 

Глеб Пригунов: Есть обращения Филатова, Вилкула – о том, чтобы передать эти больницы. Но! Мы просто должны понять, как эта система будет функционировать во всей стране. Чтобы не наша единственная область стала… У нас 140, практически, медучреждений областного подчинения. То – коммунальная собственность, которой управляет облсовет. Тут же – вопросы по оптимальному управлению этой собственностью.

- Они просят, а вы говорите: «Нет, мы сначала оптимизируем», и так далее. Да отдали бы уже. Что вам – жалко? Дел-то – перенести бумаги. 

Глеб Пригунов: Что значит «отдайте»? Еще раз говорю: смотрите – что передавать?

- Ну, что они там хотят? Это камень раздора?

Глеб Пригунов: Давайте я назову вещи своими именами?

- Прекрасный план! 

Глеб Пригунов: До июля, наверное, этого года город Днепропетровск из горбюджета финансировал эти больницы.

- То есть питание и лекарства? 

Глеб Пригунов: Не только. Это была просто субвенция. Например, на те же коммунальные услуги. Например, город Днепропетровск установил надбавки своим врачам – на зарплату, а не на питание или лекарства, которых не хватает.

То есть это просто субвенция, деньги, которые передаются на эти учреждения, которыми в дальнейшем можно как-то распоряжаться.

- Уже на уровне больниц? 

Глеб Пригунов: Ну, тоже не все там так однозначно, что прямо главный врач получает этакую копилку, а потом – что хочет, то и делает. Есть статьи, как и куда эти средства расходовать, и они сразу выделяются постатейно. Поэтому – не совсем так.

Так вот, на сегодня город Днепр перестал финансировать городские больницы.

- Чего это они вдруг? 

Глеб Пригунов: Вот – чего это они вдруг? Там же не лечатся – вот, вы же говорили о балансе облсовета – но там нет ни одного пациента из области. Ни одного! Там – все жители Днепра. Кривой Рог из горбюджета дофинансирует свои больницы. В Каменском, других городах – кто может.

Почему речь идет про оптимизацию? Почему это вопрос начал вообще возникать? Потому что в проекте бюджета 2017 года государственная субвенция, которая сегодня идет на эти как бы койко-места, она в следующем году будет направлена только на медицинских сотрудников. Не сторожам, не бухгалтерам, не каким-то электрикам. Только медперсоналу и – на медикаменты.

Коммунальные услуги и весь техперсонал – это проблема местных бюджетов. Так было сделано в прошлом году по ПТУ. Природа и корни – в оптимальном управлении тем, что принадлежит территориальной громаде. Потому что ПТУ, которое в городе Зеленодольске… Лично сам ездил, смотрел, проверял. Спрашиваю: «Кого вы выпускаете?». Они говорят: «Парикмахеров». Которые уезжают работать в Кривой Рог? Еще там какие-то специальности. Спрашиваю: «У вас рядом Криворожская ТЭЦ, где несколько тысяч сотрудников. Сколько человек из вашего ПТУ трудоустроились в градообразующее предприятие?». Они говорят: «Ноль». И так в этом году, прошлом и позапрошлом.

Вопрос: зачем такое ПТУ содержать этому городу? То же самое с ПТУ где-то в сельских районах.

gleb-3

Нужно оптимизировать сеть. Надо, чтобы территориальные громады сами принимали решения, что там должно быть. Точно так же по больницам. Если вы взялись за больницы, то обеспечьте там оптимальное штатное расписание… Я имею ввиду не медицинское…

- Сегодня мы разговаривали и с главврачом 16-ой больницы, и с представителями горсовета. Последние говорят: это, мол, не наше – областное, чего же мы будем финансировать, если они нам не отдают? 

Глеб Пригунов: Еще раз: кто там лечится – жители Львова, Запорожья?

- Главврач говорит: «Денег не дают, а мы сами зарабатываем арендой, но сейчас облсовет у нас 70 процентов забирает, денег нам не дает».

Глеб Пригунов: По аренде тоже не совсем так. Потому что мы посмотрели… Норма закона говорит о том, что площади свыше 200 м кв не может сдавать в аренду коммунальное учреждение. Должен сдавать облсовет.

У нас десятки тысяч квадратных метров сдают главнее врачи, директора театров, еще чего-то.

- Короче, мутят свой бизнес? 

Глеб Пригунов: Но вы же не сомневаетесь, что там – аренда рыночная? Я точно знаю, что она занижена в разы.

sergej-shishkin

- То есть договор имеет две стороны: что-то по документам, остальное – по карманам? 

Глеб Пригунов: Да, аптеки, в том числе. И мы хотим изменить в корне эту ситуацию. Для этого пока не приостановили, но, по крайней мере, детальнее подходим к вопросам аренды площадей в коммунальной собственности.

Я считаю, что это правильно. Отношение должно быть рыночное, они должны приносить прибыль…

- Так, а что будет в будущем году? 

Глеб Пригунов: Мы посчитаем цену вопроса, чтобы понять, в состоянии ли областной бюджет обеспечить медпомощь, которая была в 2016 г. – при том бюджетном законодательстве, и – в 2017 году. Мы просто должны понять, о каких сейчас идет деньгах речь. Это то, для чего не хватит государственной субвенции.

- У вас бюджет еще не «нарисовали», а горсовет уже свой живо обговаривает. 

Глеб Пригунов: Да понятно. Но, смотрите: на еду в 16-ой больнице…. Вы ее ищите сейчас?

- Ну да. В том числе. Это вызывает живой интерес, потому что это – на языках у людей.

Глеб Пригунов: Порядок цифр вы понимаете? Какие-то сотни тысяч гривен. Но в городском бюджете могут быть, там, велодорожки на 150 млн грн. Давайте, они будут на 100 млн грн, а 50 млн грн – на питание.? Вопрос – по жителям Днепра, которые лечатся в городских больницах.

- Прекрасные соображения. Нас, как жителей города, вопрос этот сильно волнует. На наш взгляд, город сейчас в деньгах купается. Но они говорят, что, дескать, там все не настроено и мы, мол, принципиально туда денег не даем.   

 Глеб Пригунов: Не переживайте, мы настроим нормальную, сбалансированную, хорошую систему.

- Какой прогноз? Дворники, уборщицы, санитары больниц без зарплат не останутся в следующем году?

 Глеб Пригунов: Если придется их сократить, оставшиеся  будут выполнять ту же функцию.То есть из семи дворников останется пять.

- Ситуация такая. Вы говорите: нет, не отдадим. Они говорят: денег не дадим.

Глеб Пригунов: Мы не говорим: не отдадим. Мы говорим о том, что сделаем все для того, чтобы система была сбалансирована, и медицинская услуга была оплачена.

- А когда это будет?

 Глеб Пригунов: В 2017 году. Сейчас верстаются бюджеты, в том числе государственный. И это же оттуда идет новелла по оптимизации. Первое: нужно оптимизировать сеть, чтобы город…

- Так вам же ее надо оптимизировать до принятия бюджета. Иначе как вы будете считать бюджет, если у вас старая сеть?

gleb-4

Глеб Пригунов: Мы будем сейчас исходить из того, что есть. Но мы для себя наметим план. Я буквально сегодня (13 октября – прим. ред.) встречался с руководителем облпрофотдела, с моим заместителем, мы именно это проговаривали, что – да, действительно, возник такой вопрос. Это – реально. Точно так же мы будем оптимизировать систему по ПТУ, сельским школам… Девять человек учатся в сельской школе – кто будет ее финансировать?

- В 2015 г. сильно кричали про закрытие школ…

 Глеб Пригунов: Галстук можно снимать?

- Бога ради…

 Глеб Пригунов: Лампочка светит (снимает галстук – прим. ред.).

- Сколько их с прошлого года закрыли?

 Глеб Пригунов: По всей области три. Мы сегодня идем по пути создания единого культурного среднего простора – так мы его называем. То есть сегодня децентрализация дает возможность объединенным громадам самим решать свои вопросы. Нести ответственность, финансировать, получать, собственно, поступления. Сегодня мы идем по пути, чтобы создать базовые центры, в которых будут предоставляться все услуги: административные, образовательные, медицинские, еще какие-то. Это прототип вот такой вот территории с оптимальным количеством населения.

- Сколько у нас объединилось громад?

 Глеб Пригунов: На сегодня – 16. На декабрь назначены еще выборы в 18 территориальных громадах. То есть де-факто они уже созданы, теперь пройдут выборы. В следующем году мы еще сделаем 53. У нас по перспективному плану, 89 объеденных громад в области.

- Так вы уже почти половину выполнили? И как они – радуются?

 Глеб Пригунов: Спросите у них. Они реально счастливы. Бюджеты увеличиваются в разы, деньгами распоряжаются самостоятельно, реально ни у кого ничего не просят, сами строят то, что хотят. И примеров много.

- Основная проблема всех переходных процессов: оно же не видно, что происходит, и кажется, что есть какие-то проблемы.

Глеб Пригунов: Вы говорите, что Днепропетровск в деньгах купается. Почему? Потому что они получили все эти деньги.

Бюджет Кривого Рога 2015 года – 2,5 млрд грн, а в 2016-ом – 4,7 млрд грн, по-моему. То есть 2 миллиарда просто плюс. Что-то поменялось радикально в Кривом Роге? Нет, но бюджет увеличился.

- И куда они дели два «ярда»?

Глеб Пригунов: Точно так же, как и в Днепропетровске. Посмотрите Каменское. По всей области идут стройки, реконструкции. Практически 2 млрд грн – на ремонт дорог. Когда такое было? 500 с чем-то миллионов гривен – областной бюджет выделил, 600 млн грн – Днепр, около 200 с чем-то млн грн – Кривой Рог, Каменское – 200 млн грн.

Посмотрите – центральные улицы сегодня практически уже отремонтированы. Я на прошлой неделе был в Кривом Роге, сам поехал посмотрел, как строится дорога за областной бюджет. А дороги 20 лет там просто не было – просто вот такие были (машет руками – прим. ред.) эти плиты. Сейчас там строится дорога – 4 км будет нормальной, освещенной, хорошего качества, которая соединяет въезд в город, объездную, фактически, дорогу с микрорайонами. Где-то под сто тысяч жителей и все, что с этим связано, сразу по этой дороге заезжает на эти жилмассивы.

- Боже, какое счастье!

Глеб Пригунов: Это не счастье, так должно быть. Это то, к чему мы шли путем децентрализации. Президент на своих президентских выборах, когда он был кандидатом, говорил, что децентрализация – это то, что запустит все механизмы. И сегодня мы это видим. И благодаря правительству Гройсмана это все точно так же реализуется, и президент очень большое внимание этому уделяет.

gleb-5

Во вторник был Совет регионов, были все руководители государства, все губернаторы, главы облсоветов. Состоялся очень хороший разговор, деловой, двухсторонний. И действительно – руководство страны настроено так, чтобы вся территория государства была самодостаточной. Чтобы люди собирали налоги, теребили своих депутатов и исполнительные органы по вопросам сбора налога на землю.

Мы как раз говорили о земле, которой должны распоряжаться вновь созданные объединенные громады. Чтобы не было бесхозных земель, которые сегодня «в серую» засеваются, потом снимается урожай. Когда оно ничье, сразу появляется рейдерство или бандитизм, или вот эти автоматчики на полях. То есть управление ресурсами объединенной громады – то, что мы сейчас создаем – это единственный механизм слежения за правильным использованием денег, чтобы средства направлялись туда, где они реально нужны.

Нам бы еще полтора-два месяца. В середине ноября или декабря нам бы еще встретиться, я бы показал то, что мы уже сделали.

- Мы были бы очень рады!

Глеб Пригунов: Объектов – не десятки в этом году. В этом году за деньги областного бюджета сотни объектов реконструируются или строятся.

- На те 2 млрд грн?

Глеб Пригунов: На 1,4 млрд грн.

- Вопросов очень еще много. Жаль с вами расставаться, но пришла пора нашей постоянной рубрики «Минута славы». Ваше обращение к жителям области? Жгите, пожалуйста, они вас слушают.  

Глеб Пригунов: Я уверен, что всё начатое приведет к тому, что мы будем ответственно подходить к тому, что нас окружает. К окружающей среде, деньгам, бюджетам, больницам. Мы станем хозяевами на своей земле, в своих городах и селах, и мы будем достойно жить.

- Спасибо большое!

Глеб Пригунов: Спасибо и вам!

 

 

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.