Медреформа: 5 нововведений в системе здравоохранения с 2017 года

Медреформа: 5 нововведений в системе здравоохранения с 2017 года

После назначения Ульяны Супрун и.о. министра здравоохранения, ее команда уже осуществила несколько громких изменений и заявлений. Например, был отменен «приказ № 33», который регламентировал финансирование больниц согласно количеству койко-мест, были разрешены таблетированные формы обезболивающих для детей, заявлено о создании Координационного центра трансплантации, по вопросам вакцинации МОЗ инициировал заседание СНБО.

815703f-zahist8

Пока это выглядит как хаотичные ответы на острые вопросы. Но оказывается, у обновленного Министерства здравоохранения есть стратегия реформирования отрасли. Начнется все с изменений в финансировании и с первичной медицинской помощи уже в январе 2017 года.

Государственное медицинское страхование

Жители Днепра и области слово «медреформа» после эксперимента 2012-2014 годов воспринимают со страхом и скепсисом. А «страхование» - лишь как способ дополнительно изъять у людей деньги без гарантированного результата.

bol-nitsa

Заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк говорит, что Минздрав будет внедрять «бюджетную модель государственного страхования», как, например, в Польше или Испании.

Суть модели заключается в том, что средства на медицину будут, как и сейчас, «браться» из общих фондов бюджета без введения дополнительных платежей, но тратить их будут по другому принципу.

В первую очередь изменения коснутся первичного звена медицинской помощи - семейной медицины. На нее будет направлен 21% от общей суммы средств, выделенных на здравоохранение (59 млрд грн в 2016). По подсчетам Минздрава это составит 230-250 грн на человека в год.

За эту сумму государство берет на себя обязательства обеспечить Государственный гарантированный пакет (ГГП) медицинских услуг, включающий обслуживание у семейного врача и возмещения стоимости некоторых лекарств для лечения диабета, астмы, сердечно-сосудистых заболеваний.

Выбор семейного врача

В такой системе значимость семейного врача существенно возрастет. Семейный врач будет получать денежное вознаграждение в зависимости от того, сколько пациентов заключат с ним договор на обслуживание.

Причем средства семейному врачу должны идти не через местные советы, а напрямую, через новый государственный институт - Национальное агентство медицинского страхования (НАМС).

717885

По словам заместителя министра Павла Ковтонюка, это должен быть технический орган, который напрямую будет распоряжаться «медицинскими финансами» и контролировать качество медицинской помощи. Фактически такое агентство будет выполнять роль закупщика медицинских услуг у поставщиков (врачей, амбулаторий и т.д.) в интересах пациентов.

НАМС будет за каждого пациента платить напрямую врачам. Причем независимо от того, врач будет физическим лицом-предпринимателем, группа врачей создаст собственное объединение или в виде зарплаты как наемным работникам в существующих сейчас Центрах первичной медико-санитарной помощи.

Таким образом, предполагается, у врачей будет стимул хорошо лечить пациентов и настаивать на профилактике, чтобы человек реже обращался к доктору и лучше себя чувствовал. А у пациента будет стимул найти врача, к которому он не просто будет ходить за справкой, а доверять, выполнять назначения и рекомендации.

Теоретически все счастливы: у врачей достойное вознаграждение за работу, у пациентов - надежный врач, лучше здоровье, выше качество жизни.

Кстати, при такой системе семейный врач теоретически может зарабатывать до 20 тыс грн в месяц. Например, среднее количество пациентов 2000 человек. Так вот, 2000 (пациентов) х 230 (грн в год) = 460 тыс грн в год, то есть 38 333 грн в месяц.

Предположим, 8333 грн пойдут на обеспечение лекарственными препаратами. С 30 тыс грн врачу надо также уплатить налоги, зарплату медсестре, за аренду помещения (если это предприниматель) или вложить в «общий котел» объединения врачей или ЦПСМПД.

У вас могут возникнуть вопросы о том, кому будет принадлежать нынешняя сеть медучреждений первичного звена, кто будет содержать лаборатории и физиотерапевтические кабинеты, что будет с оборудованием и мебелью, которые сейчас есть в амбулаториях? Как будет обеспечиваться вакцинация? Может ли быть такое, что у пациента нет врача или врач от него отказался? Где можно увидеть типовое соглашение между семейным врачом и пациентом?

У нас тоже возникают эти вопросы и многие другие. Из общей позиции Минздрава можно предположить, что основной расчет на «невидимую руку рынка», который сам отрегулирует спрос и предложение.

Также предполагается, что на государственном уровне будут установлены только рамочные правила финансирования и управления системой здравоохранения. Местная власть должна будет решить, как обеспечить государственный стандарт.

yabchanka_0_0_0

Менеджер группы «Реанимационный пакет реформ. Медицинская группа», врач-педиатр Александр Ябчанка подчеркнул, что «центральные органы власти будут закупать медицинскую услугу, а местные - решать, как физически обеспечить возможность предоставления услуги».

Кстати, на переходном этапе, то есть в 2017 году, будет сохраняться финансирования медучреждений по нормам 2016-го. Например, медицинская субвенция будет покрывать расходы на зарплату врачам и расходы на медикаменты. Но уже не будет покрывать коммунальные услуги. Теперь за это будут отвечать местные советы. Учитывая децентрализацию и увеличение средств на местах, ожидается, что денег должно хватить не только на коммунальные услуги, но и, возможно, на увеличение зарплат медикам, выплату «ночных» и «сверхурочных».

Национальный реестр пациентов

Чтобы обеспечить фактическую оплату семейному врачу за предоставление услуг пациенту, должен быть создан Национальный реестр пациентов.

487x482-1290591703-024cecddd706468

Кроме этого, он необходим и для других задач. Например, во время первого обращения к семейному врачу, после заключения соглашения врач вносит все основные данные о пациенте в Национальный реестр.

Таким образом, в реальном времени формируется государственная статистика, а закупщик медицинских услуг (НАМС) может отслеживать качество работы того или иного врача, видя, что у одного, например, 301 пациент, а в другой - 2051. Или фиксирует, что у какого-то врача пациенты часто попадают в стационар или вызывают «скорую». Все это должно быть основаниями не для санкций, а для изучения ситуации и, наконец, мониторинга обеспечения Национального стандарта оказания медицинской помощи, который тоже планируется создать.

Реимбурсация

Реимбурсация - возмещение (полное или частичное) стоимости определенных лекарств в рамках первичной медицинской помощи.

Минздрав предполагает, что бюджетных денег хватит, чтобы возместить стоимость лекарств для больных сахарным диабетом, астмой и сердечно-сосудистые заболевания.

Причем сделать это со снижением коррупционных рисков. Например, сейчас за бюджетные средства закупаются лекарства для снижения уровня сахара в крови. Они распределяются по амбулаториям в разных количествах, их хватает не всем, не всем подходят именно закупленные лекарства, а кто-то просто платит старшей медсестре, которая их распределяет, половину стоимости препарата, чтобы оказаться в приоритете выдачи.

Предполагается, что с реимбурсацией у пациента появится выбор. Например, государство определяет, что может потратить на упаковку препарата N 50 грн. Такой препарат у разных производителей колеблется от 40 до 70 грн. Если пациент хочет купить лекарства за 70 грн, он может доплатить из своего кармана только 20 грн или же ничего не доплачивать, купив лекарство за 50 грн.

Звучит сказочно, не правда ли? Но реально это могло бы заработать в такой форме только тогда, если бы работал Национальный реестр пациентов. Иначе, как мы узнаем, кому именно и какой препарат нужен, как избежим старой схемы перераспределения лекарств за небольшую взятку и отследим реальное получение препарата тем, кому он нужен?

Международные протоколы лечения

Какие препараты назначать, чем и как лечить, должны определять международные протоколы лечения, утвержденные в Украине. Сейчас в Украине существуют протоколы, но они не совпадают с мировыми стандартами.

Заместитель министра Павел Ковтонюк отмечал, что ТОП-10 лекарств в Украине, допустим, от гипертонии отличаются от ТОП-10 лекарств от этой же болезни в странах Европы.

По мнению менеджера группы «Реанимационный пакет реформ. Медицинская группа» Александра Ябчанки, около 30% всех медпрепаратов, которыми лечатся сейчас украинцы, являются «фуфломицинами» (то есть лекарствами без доказанной эффективности), без 30% всех медпрепаратов можно обойтись, и только чуть более 30% лекарств, которые продаются в Украине, является необходимыми.

Итак, протоколы лечения, признанные ВОЗ, мировыми ассоциациями врачей должны быть, в идеале, обязательными для выполнения врачами в Украине. В том числе, чтобы обезопасить украинцев от лишних и вредных медикаментов.

med222

Самое главное в последнем предложении - фраза «в идеале». Система может даже казаться стройной, пока она существует как теория. Когда вопрос касаются практических механизмов ее реализации, то от экспертов можно услышать только: «Мы за 25 лет ничего не сделали в медицине. Надо начать и посмотреть, как оно будет».

И, вполне возможно, в идеальных условиях, это может стать прорывом, и за 10 лет мы увидим снижение уровня смертности и увеличение продолжительности жизни украинских граждан.

Не менее возможно, что в реальных условиях с реальными людьми, политическими коллизиями, местными чиновниками, бабушками и молодыми мамами, семейными врачами по образованию и переученными за 3 месяца, с менеджерскими способностями и без, со средней продолжительностью «жизни» каждой новой команды Минздрава 1 год, мы можем оказаться на развалинах существующей медицинской системы, а врачей будем искать в укромных местах, где из лекарств у них будут корешки, а из инструментов - ракушки.

Ольга Бугай

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.