Ремонт дорог под угрозой. Щебень есть, но...

Ремонт дорог под угрозой. Щебень есть, но...

Как стало известно из пресс-конференции, которую давали заместитель начальника Службы автомобильных дорог Днепропетровской области Иван Лебединский и член Совета «Лиги аудиторов Украины» Михаила Крапивко, сегодня сложилась достаточно критическая ситуация с проведением текущего ремонта дорог общего пользования в Днепропетровской области.

По словам Ивана Лебединского, в 2016 году в Госбюджете выделено 395 миллионов гривен на проведение текущего ремонта автомобильных дорог общего пользования в Днепропетровской области. За эту сумму можно текущим ремонтом отремонтировать 88,2 км дорог вне населенных пунктов области.

ремонт дорог под угрозой

— Речь идет о ремонте дорог от Кривого Рога до границы с Николаевской областью, за Павлоградом до границы с Донецкой областью и в Пятихатском районе до границы с Кировоградской областью, — говорит Иван Лукич Лебединский. — Для этого надо порядка 65 тысяч кубов гранитной продукции фракционной, иначе говоря, щебня.

Но все дело в том, что щебень для этих целей требуется на абы какой, а строго определенный, чтобы в нем содержание игольчатых гранул не превышала 15%, пылевидных частиц — не более 0,1%, а все остальное составлял щебень кубовидной формы определенной твердости и с соблюдением прочих параметров, которые хорошо известны профессионалам.

Если эти требования не будут соблюдены, то дорожное покрытие получается ненадлежащего качества. И при превышении температуры воздуха более 28 градусов тепла, когда температура на поверхности дороги превышает +65оС, проезд большегрузных автомобилей вызывает образование так называемой колейности. То есть, говоря проще, появляются глубокие продольные ямы, которые не только вызывают некомфортные условия, но и создают реальную угрозу безопасности дорожного движения.

ремонт дорог под угрозой срыва

— Чтобы таких ям не возникало, надо чтобы «подушка» дороги была не менее 60 см, как, например, от выезда из Днепра до поста ГАИ по Криворожской трассе. А на указанных выше участках, которые подлежат текущему ремонту в этом году, «подушка» не превышает 30 см. И если учесть, что там каждые сутки проезжает около 25 тысяч автомобилей, немудрено, что дорога такой нагрузки не выдерживает, — говорит Иван Лебединский.

Также он сообщил, что межремонтный срок службы дорог общего пользования до очередного текущего ремонта составляет 4-5 лет, а каждые 12 лет надо проводить полный капитальный ремонт дороги. Однако, после принятия действующего ныне Налогового кодекса Украины, собираемый акциз от продажи нефтепродуктов, алкоголя и табака, который должен был идти на ремонт дорог, теперь поступает в Общий фонд Госбюджета. А оттуда ремонт дорог общего пользования, по словам Ивана Лебединского, финансируется по остаточному принципу.

— Чтобы было понятно, процентов этак на пять. А ранее весь акцизный сбор поступал в Специальный фонд, и использовать его иначе как на ремонт дорог было невозможно, потому и дороги раньше были лучше, да и автомобильный поток по ним был меньше и межремонтные сроки строго соблюдались, — поясняет ситуацию Иван Лукич Лебединский.

Так почему же «Автодор» не может закупить нужный ему щебень? Карьеры продавать не хотят или еще какая-то причина? Нет, причина гораздо прозаичнее — у гранитных карьеров нет оборотных средств. Плюс существующая система госзакупок.

— Во время подготовки к проведению Сочинской олимпиады наши гранитные карьеры были полностью загружены работой, и хватало щебня и туда, и на наши дороги, и на все остальное. Как только олимпийские объекты в РФ были построены, то россияне расплатились далеко не за все. Карьеры с ними судятся, но это дело быстро не решается. Короче, у карьеров просто нет оборотных средств, чтобы запустить производство щебенки, — говорит Михаил Леонидович Крапивко. Кстати, о проблемах гранитных карьеров, расположенных вблизи населенных пунктов и работающих круглые сутки, Забеба писала здесь.

proizvodstvo-shebnya

Проблему можно было решить с помощью Павлоградского химзавода, представитель которого также должен был участвовать в пресс-конференции, но почему-то не доехал. Видать, дороги помешали вовремя успеть.

По словам Михаила Крапивко, павлоградцы могут предоставить и взрывчатку и провести самостоятельно буровзрывные работы и даже оплату взять тем же щебнем для своих нужд или на продажу. Но...

— Тут все дело упирается в систему госзакупок. И даже система Prozorro спасает не сильно. И хотя разработчики и заверяют, что механизм госзакупок создан по европейским образцам, но есть один нюанс: любой другой участник тендера может подать в суд жалобу на нарушение Антимонопольного законодательства. А судиться можно долго... В итоге получается своеобразный рэкет: либо давай нам «откат» чтобы мы забрали заявление из суда, либо «отваливай» сам, а поставлять будем заказчику мы. И пока эта проблема не будет решена законодательно в пользу государства и народа, а не олигархических групп, будем иметь то, что имеем, — комментирует ситуацию Михаил Крапивко.

В общем, классическая ситуация, как в том выражении классика о двух бедах: дураках и дорогах. И если дороги можно отремонтировать при помощи дорожных служб, то с первой составляющей все намного сложнее.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.